Яхтинг 2015. Обучение. День десятый. Отправляемся в Италию!... или нет?

Jan 18, 2016 14:41

Утро понедельника в марине началось сумбурно. На завтрак у нас спагетти с гуляшом. Олег Самойлов уже в 8:30 начал лекции для новичков на яхте Плюс-Минус. На Мурке ученики только проснулись и идут в душ на берегу. А в кают-компанию нашей Виктории спустились сразу несколько незнакомых мужчин, человек четыре:
- Запах слышен, это двигатель?
- Давайте посмотрим.
- Да, запах есть, это антифриз переливается, лужа внизу, дайте салфетки, - Даша подала бумажные салфетки одному из ремонтников.
- Масло светлое, как молоко. Вода или антифриз попадает, стоит заменить.
- В Италию идете? - кто-то спросил нас.
- Конечно!
- Переход в Италию и обратно еще отработает...
- Кто положил спас жилеты к двигателю, чьи пакеты?!
Даша спохватилась:
- Моё.
- Убрать! В отсеке с двигателем никаких вещей не должно быть.
- Тут еще помпа сломалась. Вода стоит под пайолом возле умывальника.
- Отремонтируем.
И все быстро убежали наверх. Кто-то вдогонку сообщил:
- Гик сегодня к обеду поставим.
- Отлично! - обрадовались мы, вот только проблемы с двигателем и насосом для откачки воды внутри яхты насторожили.

Понедельник, 28 сентября 2015 года. Черногория, Бар, марина, яхта Виктория. В надежде на скорое отправление в Бриндизи.



Вскоре и Слава спустился в кают-компанию. Наш первый вопрос:
- Когда?
- Когда выходим в Италию?
- У нас всё готово и мы хоть сейчас.
- Шторм обещают, опасно пока выходить, - отвечает Слава. - Да и погоду вы слушали, смотрели?
- Нет, - честно признались мы. Слава попытался наехать на нашего Самойлова, что тот не вымуштровал нас каждый день следить за погодой. Но то что мы погоду не слушали по УКВ, связь в марине Бара виновата и захватывающий учебный процесс :)

И Слава предложил всем сходить на лекцию по теоретической части яхтинга с новой группой учеников. Костя и Даша, как пропустившие лекцию Олега Самойлова, пошли безоговорочно. Галина решила подкрепить свои знания. А я с братом решили больше натаскать друг друга по карточкам МППСС на Виктории. Тем более, что лекцию по навигации должен читать стажер Артур, а после Самойлова не хотелось портить впечатление от поданной им информации, да и Слава во время промежуточного экзамена не пожалел времени еще раз растолковать курсы, что вышло тоже очень понятно и раскрыто.

И вот все разошлись. Мы остались одни и наконец-то появилась возможность спокойно послушать погоду. Пока мы разбирались с рацией и радиостанцией, в иллюминаторе по левому борту заметили неестественные для стоянки яхты движения кранцев. С того борта располагался Плюс-Минус и кто-то убирал кранцы как при выходе яхты в море.
- Плюс-Минус отшвартовывается?
- Похоже на то, - ответил Олег.
Одним глазом я выглянула наружу и позавидовала инструкторам. Пока ученики, кто на лекции по навигации, кто с карточками разбирается, мечтая уже третий день о выходе в море и парусишках, наши инструктора отшвартовывают Плюс-Минус и покидают марину. А вот тут имена писать не буду, ибо говорят, что из-за моих заметок "кое-кто уже наполучал заслуженных фитилей" ;)

Ну и пока инструктора ставят желтый спинакер на Плюс-Минусе в море, мы возвращаемся к погоде. Разобравшись с приемником, переключаемся с 16 на 24 канал и слушаем скрежет на черногорском и английском языках. Слушать это было невозможно. Не выдержав такую езду по ушам, мы вскоре переключились на построение маршрута Бар-Бриндизи на карте. Маршрут выглядел как прямая - ничего замысловатого. Держать надо компасный курс 205, а пройти мы должны 100 миль где-то за 20 часов.



Кто-то забежал на палубу и спросил, есть ли кто из инструкторов.
- Артур лекцию в классе читает, Слава в офис марины пошел оформлять нас на выход в море, - отвечаем мы, - за остальных не знаем.
- Сейчас гик будут ставить, - и начались шевеления на палубе. Чтобы не мешать, я и Олег решили ретироваться, так как на Вики опять набежало человек пять. Погода стояла хорошая и грех было проводить время в кают-компании.

Ну и так как мы свободны на ближайшее время, то прогуляемся ка в магазин всяких штучек для яхтинга, в который забегали в первый день знакомства со школой. Тогда инструктор Денис послал нас за шкертиками в магазин Сипа и я еще долго выбирала канат нужной толщины, хотя по факту было без разницы.

Магазин оказался очень интересен. Ценами... Кранец, например, который был утерян Плюс-Минусом при управлении Костей, Дашей и инструктором Андреем, стоит 31 евро. Инструктор заплатил за новый кранец со своей зарплаты. А новый кранец ко всему еще и браковый оказался. Жаль инструктора Андрея, но халатность в яхтинге стоит немалых денег. И еще для примера - якорь Данфорт стоимостью 64 евро. Не дай бог, оставить его на дне.



Маленькие кранцы, которыми после яхтинга хотелось свою машину обвешать для удобства парковки :) Цена 8 евро за штуку.



Перчатки на яхте - очень нужная вещь, но не за такие деньги - 40 евро. Вытаскивать в таких перчатках муринги в Которе - да мне жаль 40 евро больше, чем пальцы :) И спасательный жилет за 19 евро.



Ну вот, напомнила себе, что надо купить перчатки для следующего выхода в море, так как мои стерлись на мурингах, и водотапки, так как у брата последние дни они уже есть просили.

Были в магазине и карты, и удочки, и какие-то шурупчики-гаечки. И приметила брелок в виде кранца, который еще сиськой называют, за 5 баксов. Неплохой сувенир :)

На часах за 12. С класса ребята еще не вернулись, место по левому борту Вики всё еще пустует.






Гик стоит и мы изучаем сварку, насколько она надежная.



Прогулялись по нашему причалу. Насчитали 8 новеньких и одинаковых Sun Odyssey 439.






Старенький баркас в конце причала номер 8.



Но лучше комфортный катамаран. Почувствуй себя дома! :)



К 13:00 вернулись ребята. Впечатления от лекции Артура никакие.
- Слава вчера понятнее всё рассказал, - отозвалась Даша.
- Олег Самойлов намного лучше подал информацию, - сделала вывод Галина.
Что и следовало было ожидать. Самойлов не просто читал определения, он включал нас в процесс обучения, заставляя шевелить извилинами мозга и не просто отсиживаться на лекции, а принимать в ней прямое участие. Артур же, со слов ребят, просто делал начитку, не давая возразить, поспорить, заглянуть глубже. Зная уже немного Костю, его недовольство Артуром было понятно и после швартовок кормой закреплено этой лекцией.

Гик Виктории. Костя в своем репертуаре - нашел трещинку в сварке.



Костя был еще недоволен выданной ему распечатке погоды в офисе марины. Она была за 26 сентября, когда с утра было уже 28-е. Офис марины - одно из мест, где можно узнать текущую погоду и прогноз. А тут такая лажа. Мы ребятам донесли, что по УКВ тоже ничего не удалось разобрать.

Плюс-Минус еще не вернулся. На часах обед. Следуем расписанию и идем выбирать место для трапезы. По дороге.



Мы порекомендовали "Гурман", куда нас водил знакомиться Самойлов. А рядом с рестораном есть супермаркет, где за одно можно докупить овощей и фруктов.



В Гурмане блюда подают быстро, обслуживание лучше и есть пиво и домашнее вино. Не смотря на свою удаленность от набережной и центра жизни города Бар, в этом ресторане часто можно встретить яхтсменов с причала номер 8 :)



Все были довольны вкусом, размером блюд и ценой. А Костя с Дашей удивились, что до сих пор не знали об этом заведении. Решено было по возвращению из Италии еще раз сюда зайти.



Ну и после в супермаркет заскочили. А на глаза попадаются шоколадка, похожая на Аленку, но со странным названием, и килька по-русски.



Когда мы вернулись, Плюс-Минус уже стоял на месте и готовился отправляться в свое путешествие по побережью Черногории. Мурка тоже в приготовлениях. А мы?

Слава собрал всех в кокпите и показал несколько сайтов погоды. В частности, мы прошлись по итальянскому, загрузив прогноз на каждый час нашего маршрута:
http://www.lamma.rete.toscana.it/en/wind-sea-model - отлично видно волнение, порывы, направление и скорость ветра, осадки. Для Адриатики выбираем ADR-MEP.

На итальянском сайте было отчетливо видно, как почасово по Адриатическому морю перемещается красное пятно, которое грозит нам неспокойным морем. Высоту волн обещают 2,5-4 метра. Для яхты шириной 4 метра волна 4 метра будет большой. Скорость ветра будет достигать 20 узлов, порывы до 30-35 узлов. Возможно в море нас застанет дождь. Но мы смотрим на это всё оптимистично. Только вот инструкторы настраивают нас на совсем иное путешествие.

Изначально Даша не планировала идти с нами в длительный переход, так как ее путешествие на Плюс-Минусе началось совсем плохо. Она боялась, что станет только обузой, если ее снова укачает так, как было в первые дни. Но все потихоньку всегда прикачиваются. И Слава с Артуром задают нам вопрос:
- Все идут в Италию?
- Идем! - отвечаем я и Олег.
- Да! - твердо отчеканила Галина.
- Ну что, Дарьюшка, идешь? - обеспокоенный муж Костя интересуется у своей жены.
- Да, иду.
- Мы идем!
- Отлично. Только учитывая прогноз погоды, мы предлагаем вам два варианта, - сводит на нет весь наш интузиазм Слава. - Первый вариант - идем в Италию, как и планировали, не смотря на погоду и здоровье членов экипажа, если кого укачает, - Слава смотрит в сторону Даши.
- Второй вариант, - продолжает Слава, - учитывает погодные явления. Мы предлагаем вам пойти по побережью Черногории с возможностью дальше отойти от берега. Знакомый маршрут, много точек укрытия от непогоды. Можно даже сначала пойти по курсу в Италию и, как только берег перестанет виднеться на горизонте, мы сможем вернуться назад.
- Идем?
- Идем!
- В Италию?
- В Италию! - дружно согласился экипаж, не смотря на все старания Славы запугать.

Проверяем готовность яхты к походу. Заправляем ее пресной водой. Один баллон с газом оказался пустой и мы оставляем его на берегу. Второго баллона должно хватить. Вопрос по поводу молочного цвета масла в двигателе больше не поднимался, а к запаху разлившегося антифриза придется привыкнуть.

16:30 - дана команда в путь. Собираемся и отшвартовываемся.
17:00 - заправляемся. Погода стоит ясная, теплая, почти безветренная, что у нас не возникает сомнений на счет успешности перехода.



17:25 - отошли от Бара. Курс 205-210. Инструктора снова пытаются нас запугивать и склонить к скорому возвращению назад. Основная проблема заключается в психологии человека. Каждый по разному реагирует на тот факт, когда берега уходят с горизонта, и что позади, что впереди остается сплошное море. Это как клаустрофобия - боязнь закрытых помещений, только наоборот - боязнь открытых пространств. При этом у нас выходит ночной переход. Фар у яхт не предусмотрено и осветить путь не будет никакой возможности. Только компас и возможно звезды. Я себе представляю это больше, как выход в космос :)



17:45 - ставим грот.



Двигатель выключен. Идем на одном парусе. Тишина и только волны слышны и наши голоса.






Наша скорость чуть выше 4 узлов. Ветер не дает разогнать яхту.



18:00 - поставлен стаксель. Скорость стала выше 5 узлов. И Слава предлагает лучшие кадры на закате с парусами. Даша на сегодня - герой. Не только решилась на длительный переход, но и поднялась на гик для фото.






18:30 - берег еще виден, будто до него рукой подать. В пути более двух часов. В море холодает и поднимается волна. Наша скорость 7 узлов.









Наблюдаем закат солнца. На берегу солнце уже село, а в море этот процесс проходит чуть дольше.



Мы все бодрецом. Устроили небольшой ужин, состоявший из пршут, сыра и фруктов. Слава периодически проверяет маршрут на чартплоттере возле штурманского стола и погоду. Чтобы уйти от опасных участков, мы меняем немного курс. Теперь идем компасным курсом 245 градусов, в сторону итальянского города Бари.



- Давайте пойдем в Бари! - предлагает Костя. - Почему мы идем в Бриндизи?
- В Бари чуть строже с оформлением документов. У вас же шенгенских виз нет, - отвечает Слава.

Распределяем вахты по 2 часа и подвахты 2 часа. Вахтенный управляет яхтой, стоя за штурвалом и следя за курсом по компасу. С 17 до 19 часов Костя на вахте, Даша на подвахте.






Последние лучи солнца.






Костина вахта скоро подходит к концу. Даша готовится принять штурвал.









19:05 - солнце ушло за горизонт, а позади яхты, со стороны Албании из-за гор взошла Луна. Даша принимает у Кости штурвал. И инструктора решают еще пошаманить с парусишками. Костя очень активно принимает в этому участие, не боясь передвигаться по палубе без страховки.
19:15 - ставим паруса бабочкой.



19:30 - с кормы и левого борта можно было наблюдать лунную дорожку. Как жаль, что она не впереди.



20:00 - Даша на вахте. Предусмотрительно надета страховка, с помощью которой можно пристегнуться к палубе возле штурвала, и спасательный жилет. В темное время суток - это обязательное условие.



Начинает барахлить навигационное оборудование на нактоузе и вскоре у нас остается только показатель температуры воды в море, который показывал 24 градуса тепла. Приходится пользоваться только классическим компасом.

В 21:00 Даша и Костя уходят спать. Галина становится за штурвал. Моя подвахта. Олег с нами и Артур. Слава отдыхает.

Как стемнело, время стало тянуться бесконечно. Во мраке нельзя было разглядеть берега, только огни домов и дорог позади еще светили маленькими точками. Оглянувшись назад, напугал высокий черный вал, готовый накинуться на яхту без предупреждения. При лунном свете одна волна подобралась к палубе так, что рукой можно было коснуться воды. Теплые брызги в лицо при холодном ветре. Волны стали выше, качка сильнее. Волна шла с левого борта, проходила под днищем всей яхты, перекидывая ее сначала вправо, а при выходе по правому борту, кидала нас влево. Стоя за штурвалом, напрягались обе ноги. Галина для упора постаралась широко их расставить, почти на шпагат. При больном колене перекачиваться с ноги на ногу ей было неудобно.

Артур дал совет ориентироваться по облакам, изредка проверяя курс на компасе. Теперь пора выбирать ориентир среди звезд. Но они пропадают в облаках, которые в темном небе стали мало различимы.

Маленькая яхта качается на невидимых волнах. Темно. Отсутствие ориентиров, что глазу не за что зацепиться. Мобильные садятся. Укачивает. Усталость. Сон накатывает. А в море только мы. Хоть бы для разнообразие кто-то бы еще шел по Адриатике. Разговор не завязывается. Молчание еще больше уводит в царствие сна.

В туалет хочется. Как же это не вовремя. Качка усилилась. Внутри кидает сильнее, чем наверху, что я слетаю с лестницы, чуть не приземлившись на отдыхающего на диване кают-компании Славу, успевая удержаться только одной рукой за перила. Влетаю в туалет, где за мной дверь сама с грохотом закрывается. И падаю попой на унитаз. Это тебе уже не туалет в плацкартном вагоне поезда Киев-Днепропетровск. Это хуже. Маленький туалет задерживает спертый воздух. Иллюминатор открывать нельзя. В голове пролетела идея это сделать, но при боковой качке опасно, так мысль и улетела. Если чуть дольше задержаться в туалете, то весь обед и завтрак собирают чемоданы, чтобы выйти через рот. Нет, надо быстрее выбегать на палубу, на воздух. Но нельзя же так все оставлять. Надо смыть. Сидя на унитазе, периодически опрокидываясь то назад, то головой в дверь, открываю кингстоны. А тут ручка смыва еще тугая, что куда там 15 раз качать. И не забыть закрыть кингстоны. Аааа, быстро наверх!

Фух, пронесло, и на всякий случай проверяю в карманах пакеты для того самого случая. Это Даша, как человек с большой практикой, наработанной всего за неделю, порекомендовала запастись ими.
- Ань, принеси водички, - брат проснулся.
- Ни за что я туда не спущусь, дай отдышаться после похода в туалет, - еле ответила я, когда утренний гуляш наконец-то вернулся на свое место.

23:00 - я принимаю у Галины штурвал. Она отправляется спать, а мой брат продолжает сидеть в кокпите в качестве подвахтенного. Идем на парусах. Удерживать руль на нужном курсе при сильном волнении оказывается очень сложно. С волной яхту отбрасывает от курса градусов на 10-20. Идешь 245, а тут бац и 260. Нужно приложить немалые усилия, чтобы вернуть ее на заданный курс. Штурвал абсолютно не слушается, когда яхта оказывается на гребне волны. Поэтому корректировать маршрут приходится, как только одна волна сходит, а следующая еще не накатила. Стоя на вахте, сон ушел. Но все силы забирают и качка из стороны в сторону, что ноги постоянно напряжены, и управление, что руки немеют, и напряжение зрения в поисках ориентиров в небе. А впереди мрак и на космос совсем не похоже.



Мозг интуитивно пытается найти ориентиры. Вот звездочка, идем на нее. Подстроиться под монотонность волн не получается. Они накатывают неравномерно и с разной силой. При сильных ударах боишься вылететь с яхты. Спасательный жилет мешает обзорности по сторонам и тяжелым грузом лежит на плечах. Мозг засыпает, так как для него активности ни какой не наблюдается. Хоть бы фильм какой включить или музыку, но это быстро может посадить аккумуляторы яхты и наших мобильных устройств, которые могут пригодится в качестве навигации и средства для спасения. Нельзя! Не спать!!!

Только 12 ночи на часах, еще целый час мучений впереди. Как же долго длится время. Похожая бесконечная ночка у нас была выдалась как-то в Шереметьево накануне нового года на пути из Киева в Токио ( заметка). Теперь эту буду вспоминать. Тогда это была первая поездка за границу и первый полет в жизни на самолете. Трудности нас не пугают, а закаляют. После коллапса в Шереметьево мы побывали в 13 странах и в 5 мегаполисах встретили новый год. Значит и эту ночь на яхте тоже переживем.

Где-то без 15 минут час ночи просыпается Костя:
- Доброе утро! - заряжает он позитивом полусонных яхтсменов и отправляется на камбуз ставить чайник.

Ветер поменял направление и не давал нам нужной скорости. Паруса уже не работали на нас. Пока Костя заваривает себе чай, Артур с Олегом решают убрать стаксель.

Артур скомандовал мне включить двигатель. Как это не вовремя, перед моим уходом в каюту. Стало шумно от работающего двигателя и пошли запахи. На палубе запахи масла и антифриза не сильно ощутимы, а вот в каюту я теперь боюсь спускаться, так как уверенна, что гуляш таки выйдет непривычным способом. Не люблю запахи технических масел.

Олег начал подбирать стаксель скруткой, освободив все стаксель шкоты. Но сколько бы он не тянул канат с помощью лебедки, парус не поддавался и полоскался на ветру с не меньшим шумом, чем двигатель. Что-то не так. Костя поднялся на палубу и вместе с Артуром пошел на нос яхты, проверить, почему стаксель не поддается закрутке. Пока они возились, проснулся Слава и тоже пошел разбираться с проблемой. Выяснилось, что во время постановки стакселя скрутка неправильно освобождалась, без натяжения, и просто болталась. А при смене галсов за что-то зацепилась и запуталась. Артур быстро ретировался в кокпит, оставив вопрос как распутать канаты на Славу и Костю.

Мои два часа вахты и восемь часов бодрствования в море подходят к концу и организм уже не справляется с нагрузкой на ноги и руки. Я хочу как можно быстрее принять горизонтальное положение. Наконец время подошло и я с нетерпением передаю штурвал Олегу. Шатаясь на ватных ногах, спускаюсь в каюту и, не разуваясь, падаю спиной на кровать. Только я подняла голову, чтобы встать и снять кроксы, как гуляш подкатил в горло. Держать это было уже бессмысленно. Где пакет?!

Освободив желудок от тяжести, мне полегчало. Сосательную конфету со вкусом лимона за щеку и отключаюсь, не сняв даже спасательный жилет.

Мой следующий подъем в 7 утра на подвахту к Галине. Надеюсь, что встану. За штурвалом мне предстоит стоять с 9 до 11 часов, потом Олег и уже при вахте Кости мы должны прибыть в Бриндизи, по плану где-то в 13-14 часов.

Сломать нас инструкторам не получилось. Пока Даша спала и перед тем, как ушла я, мы все решили идти в Италию. Никаких возвратов! Мы прошли уже большую часть пути, хоть берег Черногории и Албании еще оставался в поле видимости. Горы, их видно далеко. Мы все пришли в школу яхтинга с целью испытать всё. Пока есть страховка в виде инструкторов, готовых пойти на любые авантюры, надо пользоваться. Чтобы узнать свои силы.

Хотя сквозь сон я продолжала прислушиваться к голосам со страхом, что экипаж может повернуть назад.

Обучение в школе Олега Гончаренко продолжается.

Дальше будет...

путешествия, Бар, еда, яхтинг, Италия, фото, Черногория, Бриндизи

Previous post Next post
Up