Продолжаем тему истории Стамбула и на второй день мы планируем посетить еще один дворец султанов - Дворец Долмабахче. На этот раз достопримечательность расположена очень далеко от исторической части Стамбула - на конечной остановке трамвая Т1 Кабаташ. После дворца мы поднимемся на фуникулере на площадь Таксим и оттуда на ностальгическом трамвае по известной пешеходной улице Истикляль доедем до Галатской башни. Сколько на это уйдет времени и успеем ли мы оказаться на башне к закату, когда можно наблюдать лучшие виды на Стамбул. А может нам придется коротать время и при этом мы успеем еще что-то сделать и посмотреть. Обо всем по порядку :)
22 мая 2015 года, пятница, Стамбул, Турция, район Фатих, квартал Кумкапи. Солнечное утро и крики чаек за окном. Легкий завтрак, приготовленный на кухне в апартаментах составили пшеничная каша, тунец и кофе. И мы поднимаемся по улице Тиатро вверх к остановке трамвая Беязит (Гранд Базар). По пути наблюдаем как во всю кипит работа местных торговцев. На противоположной стороне дороги разгружают из грузовика ящики с обувью, по нашей стороне из газельки мужчины выгружают баулы с женскими сумками с эблемой D&G и бегут в сторону Гранд базара. А тут под ногами красная дорожка и швейцар в строгом костюме одного из отелей ловит постояльцам такси. Ну и конечно же шкварчит мясо на вертеле в шашлычной.
Немного устав от подъема на верх по крутой улице Тиатро, мы садимся в первый трамвай и минут 40 едем до конечной остановки Кабаташ.
За окном мелькают уже знакомые пейзажи - площадь Султанахмет, Айя София, а вот и отель на остановке Гульхане, где мы когда-то останавливались на одну ночь (
заметка). Трамвай выезжает к Босфорскому проливу. Утро, совсем немного облачно, стоит утренний туман. И как-то тихо и спокойно. Жизнь в Стамбуле течет своим чередом без спешки. А переехав Галатский мост, можно было наблюдать как над домами, выше крыш, виднеется вершина круизного лайнера, пришвартованного в порту.
Остановка Кабаташ - удобная транспортная развязка. Здесь расположен порт и станции нескольких морских компаний, на паромах которых можно добраться в любую точку Стамбула, а также на Принцевы острова (Адалары), автобусная станция и подземный фуникулер, который ведет к площади Таксим, станции метро и улице Истикляль. Ну и конечно наша цель - Дворец Долмабахче.
Проходим небольшой сквер рядом с портом, где жарят каштаны и можно увидеть отдыхающих на траве уток, обходим мечеть Долмабахче и впереди виднеется башня с часами высотой 27 метров.
Покупаем билет, его стоимость 30 лир с человека и проходим через ворота Султана (Saltanat Kapısı). Кстати пройти на территорию дворца можно и бесплатно. Билет действует на посещение самого дворца.
Дворец красотой и своим размахом впечатляет больше, чем дворец Топкапы. По сравнению с Долмабахче Топкапы уже кажется серым и угрюмым.
Долмабахче - дворец османских султанов, годы строительства 1842-1853 годы. Довольно современное строение. Султану Абдул-Меджида I стало тягостно жить во дворце Топкапы, оно и понятно - серый, много открытых помещений, в которых зимой довольно прохладно, да и богатством не блещет. Султан возжелал иметь дворец изысканнее и богаче резиденций европейских правителей. И ему удалось воплотить мечту в реальность.
Дворец Топкапы интересен тем, что расположен на холме - отличной точке для наблюдения за кораблями, проплывающими через Босфор (
заметка). А дворец Долмабахче расположен прямо на берегу Босфорского пролива, имея пирс длиной в 600 метров, и корабли гостей могли причаливать прямо к нему. На пирсе насчитывается 5 ворот к морю, самые большие из которых расположены по центру дворцового комплекса напротив Церемониального зала. Сейчас ворота в Босфор для кораблей не выполняют свое предназначение.
Перед входом во дворец выстроилось две очереди. Таблички около каждой делили туристов на две группы - с гидами слева и самостоятельные справа. Мы стали конечно же к самостоятельным. Позже оказалось, что даже к таким туристам приставляют гида.
По дворцу необходимо ходить строго в бахилах, которые мы взяли при входе. Людей много и уже становится тошно. Однако очередь продвигается довольно быстро. Все буклеты с описанием дворца разобраны и я беру первые попавшиеся на итальянском и испанском языках. А гида нам дают англоязычного. Группу таких самостоятельных, как я с мамой, формируют из человек 50 и строго настрого запрещают фотографировать. Мы ступаем на красную дорожку и экскурсия началась.
Первый зал предназначался для ожидания гостей и мы, как тоже гости, задерживаемся здесь ненадолго, пока гид выскажет приветственные и вступительные речи.
Вникать в английскую речь гида при 50 человек туристов я даже не пыталась. Стараясь держаться подальше от гида и от персонала, который следил за фотографирующими туристами и делал им замечание, мне всё-таки удалось наснимать несколько интересных кадров. И следующий зал - это зал Клерка, или комната Секретариата, или Керамическая комната.
Дворец славится коллекцией картин Айвозовского. Здесь представлено 23 его картины, которые он написал в качестве придворного живописца во времена прибывания в Стамбуле. Признаться честно, я не помню ни одной картины Айвозовского во дворце - то ли мы мимо прошли, то ли мы там вообще не ходили, но гид не делал акцент на них так, как допустим перед этой картиной. Это самая большая картина дворца и увидеть ее можно в Керамическом зале. Работа итальянского художника Стефано Усси под названием Surre Procession (1887), на которой изображено шествие каравана из Стамбула в Мекку.
В этой же комнате сохранились очень ценные фарфоровые вазы. А я, как школьница на уроках истории, смотрю в окно, где видно море, и хочу уже на улицу :)
Все комнаты дворца украшены коврами. Эти ковры производились в прибрежном городе Хереке в 60 км от Стамбула. Они славятся высоким качеством и уникальными рисунками. И даже сегодня можно найти ковры этого производства с традиционными узорами османских султанов. А мы наблюдаем их на полу и стенах следующих кабинетов.
Просто стулья в одной из проходящих комнат. Во дворце такого размера, как Долмабахче, некоторые комнаты кажутся просто безвкусно натыканными деталями интерьера, что сложно себе представить, как здесь могли сидеть люди и, допустим, обсуждать деловые вопросы или разносить дворцовые слухи.
Хрустальный зал с лестницей из кристаллов Баккара, латуни и красного дерева и люстрой из хрусталя. Наверно, самое примечательное помещение во всем дворце, фотографиями которого пестрят все рекламные буклеты.
После кристального зала мы попадаем и быстро проходим зал послов. Здесь лежит ковер из Хереке площадью 120 кв.м., а еще две медвежьи шкуры от российского царя Николая I, но на мое фото они не попали, так как прикрыты дверями.
Площадь дворца 45 тысяч кв.м. и это 285 комнат, 46 залов, 6 бань (хамам) и 68 туалетов, один из которых нам довелось увидеть, а вот сфотографировать нет. Зато зал с роялем зафиксировала. Приобщаемся к культурному.
Библиотека султана. Уж очень маленькая. В таком дворце представляется библиотека не меньше, чем зал посла.
Долмабахче был домом для шести султанов вплоть до отмены халифата в 1924 году. После этого дворец стал культурным достоянием Турецкой республики и летней резиденцией ее первого президента Ататюрка, имя которого многие путешественники знают из названия стамбульского аэропорта. Ататюрк и умер во дворце и возможно гид проводил группу через его спальню, но фотать было строго запрещено. А то, что не сфотографировано мной, я не запоминаю, - этого не было :) И снова вид из окна на море в одном из коридоров дворца.
На отделку дворца ушло 35 тонн золота, что равноценно 1,5 млрд долларов. К сожалению, деньги на строительство дворца шли через обесценивание и массовый выпуск бумажных денег, а также взятие иностранных кредитов. Такое расточительство привело к ухудшению финансового положения Османской империи, а в последствии и банкротству. Зато какие потолки. Только на отделку потолков ушло 14 тонн золота. А мы всё удивляемся золотому унитазу и батону Януковича.
Последним залом, где мы распрощались с гидом, был Церемониальный зал площадью 2000 кв.м. Украшает его люстра, которую подарила английская королева Виктория. Люстра весит 4,5 тонны и имеет 750 ламп. С самого начала своего существования дворец был оборудован самыми высокими технологиями, как например, газовым освещением, которое в последствии было заменено электрическим.
Купол, к центру которого крепится люстра королевы Виктории, имеет высоту 36 метров.
Трон в этом же зале. Очень много важных политически встреч проходило в Церемониальном зале.
Дворец Долмабахче после смерти Ататюрка и до 2007 года оставался музеем, а с 2007 года ему вернули статус официальной резиденции премьер-министра Турции. Возможно поэтому прогуляться по внутренним залам дворца можно только с гидом и в сопровождении пристальных взглядов сотрудников дворца.
И наконец мы покинули золотые хоромы с турецкими коврами и вышли на улицу. Экскурсия завершена.
Так внешне выглядит Церемониальный зал, напротив входа в который расположены самые большие ворота в Босфор, куда подходили когда-то корабли.
По территории дворца можно гулять свободно. На фото ниже - двор дворца и левее розовые стены гарема. Гарем является продолжением всего дворцового комплекса и охватывает часть после Церемониального зала, куда гид нас не водил. Гарем включает 8 апартаментов для жен султана и наложниц. Те, кто хочет посетить гарем, могут это сделать за дополнительную плату и через отдельный вход со стороны дворцового сада и уличного кафе, где мы сели перекусить. Билет с посещением дворца и гарема стоит вроде 40 лир, но мы решили без него.
Солнечные часы в одном из дворцовых садов и музей часов.
И еще отдельно можно зайти в Хрустальный павильон, не забыв перед этим снова одеть бахилы. Гидов тут нет и всего один наблюдатель, который не сильно заморачивался над запретами фотографировать.
По траве внутреннего двора бегают диковинные птицы, родичи обыкновенных кур.
Дикий крик птиц привлек к просторным клеткам с павлинами. И снова куры и еще какие-то домашние птицы.
Внутренние дворы дворца, которые не выходят на сторону моря, оформлены фонтанами, лужайками с цветами и зелеными насаждениями.
И напоследок - закрытые ворота казначейства (Hazine-i Hassa Kapısı).
Покидаем дворец и оказываемся в шумном живом городе.
И, проходя снова мимо мечети Долмабахче, мы попадаем на время молитв. Время к обеду.
Найти фуникулер - задача не из простых в хаосе транспорта, автобусов, такси, обычных авто и пешеходов, с чемоданами на колесах торопящихся на паром. Только вот фуникулером мало людей пользуется. Оплатить проезд можно картой Istanbul Card, которую мы приобрели еще по прилету и которой пользовались уже на трамваях Т1.
Подземный фуникулер поднимает нас к площади Таксим. Здесь можно пересесть на линию метро или трамвай Т2 - историческую ветку, проходящую по пешеходной ныне улице Истикляль. Вот трамвай и подождем. А пока пару слов о самой площади. Как по мне, то она ни чем непривлекательна - большой турецкий флаг, монумент "Республика" (1928 год) со скульптурой Ататюрка и уличные павильоны, где можно купить цветы и популярные в этом году веночки на голову, похожие на украинские. Однако площадь Таксим считается популярным местом массовых гуляний местного населения и туристов.
Вдалеке виднеется купол и башни церкви Святой Троицы - православного храма, открытого в 1880 году.
И, наконец, подходит трамвай. Немного разочарована. Во-первых, ждать пришлось долго и, как оказалось в конце поездки, всего ходит два трамвая по улице Истикляль. Во-вторых, он очень маленький (по одному ряду сидений, сидячих мест то ли 10, то ли 12) и состоит всего из одного вагона. И в-третьих, пользуются им в основном туристы или местые старики. Оплатить проезд можно также картой Istanbul Card. Смотрится он, конечно, колоритно.
Исторический трамвай ходит по линии длиной в 1,6 км, открытой в 1990 году и проходящей по бульвару Истикляль. Местные называют его "ностальжик", так как до 1961 года, когда еще улица не была пешеходной, здесь также ходил подобный состав. Убрали трамвайные пути в те года, чтобы сделать улицу более просторной для автомобилей, автобусов и такси. Однако это привело к пробкам, загрязнению воздуха, дополнительному шуму. В середине 80-х годов Стамбул стал одним из самых загрязненных городов Евразии и стамбульцы задумались. А уже в 1990 году Истикляль сделали пешеходной улицей и пустили ностальжик трамвай.
Click to view
Трамвай проходит по одной из живописных улиц Стамбула - Истикляль (проспект Независимости), где сосредоточено большое количество известных бутиков и ресторанов, магазинов с турецкими товарами и уличной едой. Еще в самом начале своего существования улица стала центром торговли и ремесел. В начале здесь появились мусульманские поселения, а вскоре это место привлекло и европейцев, которые начали открывать свои мастерские и магазины. Со второй половины 19 века улица подстраивается уже больше под европейские стандарты. И сейчас это место привлекает туристов и молодежь из разных европейских стран.
На всем пути от площади Таксим до остановки Тунель, что недалеко от Галатской башни, трамвай делает 5 остановок. И каждый считает за долг сфотографироваться на фоне трамвая.
Удивили открытые галереи магазинов. Здесь редко встречаются бутики с закрытыми дверями. Всё сделано так, чтобы пешеходы не теряли связь с главной улицей и заходили в бутики за покупками, как в одном большом торговом центре.
И конечно же много молодых музыкантов собирается на улице Истикляль. При чем все они играют бесплатно, ни разу не видела, чтобы перед кем-то лежали шапка или футляр от музыкального инструмента с мелочью.
Конечная остановка исторического трамвая называется Tunel, а мы выходи через кабину водителя трамвая.
Отсюда мы спускаемся вниз к Галатской башне еще по одной колоритной улице, особенностью которой являются магазины с музыкальными инструментами.
Как раз на этой улице можно походить по сувенирным магазинам, которых здесь много, а цены не такие кусачие, как могут быть на Гранд базаре. Обилие магнитиков, брелочков, оберегов в виде глаза Фатимы - как тут не остановиться и не набрать штук 20 булавок от сглаза для коллег с работы :) Но так как Гранд Базар у нас только впереди, стараемся не тратить все деньги сразу. Стоимость 20 булавок - 10 лир, а браслетики по 5 лир.
Подходим к Галатской башне. Время около трех часов дня, до заката еще не скоро. И мы решаем спуститься к Галатскому мосту и вернуться сюда чуть позже.
Крутая дорожка вниз от Галатской башни к Галатскому мосту. Машины кстати проезжают по этой узкой дороге довольно ловко и также ловко паркуются между черными столбиками на тротуаре.
Дальше будет прогулка по Галатскому мосту, Золотому Рогу, Босфорскому проливу и конечно же вечером мы вернемся к башне Галата. Мы успеваем посетить больше интересностей, чем ожидали.
Дальше будет
Стамбул 2015: День второй. Часть 2. Прогулка по Золотому Рогу и Босфорскому проливу. Галатская башня.