День первый в Стамбуле у нас пройдет как у обычных туристов - попсовые маршруты и просмотр основных достопримечательностей. Скучно уже, да ;) Что бы я не говорила о том, что музеи и всякие популярные места нас мало интересуют в других городах/странах, есть всё-таки такие места, мимо которых нельзя пройти. И тут больше всего привлекает история и архитектура, даже больше архитектура :) В общем, первый день в турецком городе мы посвятим четырем основным достопримечательностям, которые очень удачно расположены на одной площади - это Голубая мечеть, Дворец Топкапы, Собор Святой Софии и Цистерна Базилика.
21 мая 2015 года, четверг, Стамбул, Турция. Первый день и первая неделя после Дня рождения обычно определяет, как пройдет следующий год. Надеюсь, у мамы он будет удачным :)
Апартаменты в Кумкапи. Разбудили крики чаек. Слоистые облака затянули всё небо и просвета голубого не видно. Солнце, будто дразня, только раз бросило свои лучи в открытое окно. Холодные потоки воздуха проникают в гостиную и что-то совсем не хочется выходить на улицу. Пока Украина изнемогает от небывалой жары, Стамбул накрыл циклон.
Читая дневник погоды по Стамбулу за предыдущие годы, май оказался самым солнечным, сухим и умеренно теплым месяцем со средней температурой 25-29 градусов. Я знаю, что завистников у меня много. Да и среди моих знакомых и друзей могу насчитать только человек семь, кто хотя бы раз в год путешествует и посещает разные места мира, при чем из них только с двумя я знакома реально, а не виртуально. В общем будем тучи разгонять руками :) Хотя так даже лучше - для бега по достопримечательностям жара играет только роль тормоза и плохого самочувствия. Так что пасмурная погода и температура +20-22 градуса - то, что надо, чтобы проводить время в соборах и музеях :)
До площади Ипподром, где собраны самые значимые сооружения Стамбула, мы с мамой решили пройтись по набережной. От нашего дома до набережной, перейти через трассу, всего 5 минут пешком. Но оказалось, что путь к морю преградила стройка. Длинный серый угрюмый забор тянулся чуть ли не на километр вдоль набережной. Здесь проходит строительство еще одной линии метро, которая соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Часть метро, которая проходит под проливом Босфор, с 4 станциями уже открылась, а тут всё еще в процессе.
А ведь мы так надеялись покупать рыбу для готовки в апартаментах на рыбном рынке, что был расположен здесь. Легкое разочарование.
Пока собирались и выходили, уже просветы голубого неба появились :)
Минут 15 мы шли пешком вдоль забора по узкой огороженной транспортными столбиками проезжей части. Наконец строительный забор закончился. Впереди небольшой сквер со скамьями и мусором вместе с остывшими углями от костра на траве. И вот виднеется дорожка, уходящая дугой в сторону Босфора. Мы вышли к Мраморному морю.
Людей - ни души. Сегодня явно что-то не так, ибо фотографии этого места в интернете просто пестрили рыбаками с их длинными удочками вдоль всей набережной. Утром (10-11 часов) в четверг только одинокий рыбак стоял вдалеке на пирсе. Фоткались две девчонки недалеко от него. И одинокие утки ныряльщики, как подводные лодки, высунув из воды только длинную шею, плавали туда-сюда в ожидании рыбы.
Пейзажи серые и идти дальше по Набережной просто бессмысленно. Поэтому чуть возвращаемся назад к повороту в сторону Голубой мечети и площади Ипподром.
Небольшой подъем вверх и впереди улочки с причудливыми старыми, но отреставрированными цветными домами и ряд магазинов с турецкими товарами - коврами, светильниками, одеждой и другими вещами. По этой же улице часто поднимаются к площади и туристические большие белые автобусы.
Знакомые монументы и мы на площади Ипподром (Ахмедие), которая является частью площади Султанахмет. Это единственная частично сохраненная постройка времен Византия.
Когда город назывался еще Византием, в 3 веке, на месте площади римским императором был построен ипподром. Здесь проводились гонки колесниц, которые по своему накалу страстей приводили к крупным потасовкам и бунтам. С приходом к власти императора Константина (4 век) и созданием новой столицы Римской империи Константинополя ипподром перестраивался, но назначение его не менялось. Так один из бунтов, получивший название восстание Ника (532 год), привел к существенному разрушению города. После завоевания турками Константинополя в 1453 году, который стал столицей уже Османской империи, Ипподром использовался лишь в качестве места проведения различных представлений, ярмарок и других увеселительных мероприятий. Янычары организовывали здесь представления и протесты. И сейчас площадь Ипподром используется для различных празднеств и политических агитаций, а также вдоль площади расставлены палатки с выставкой-ярмаркой ручных работ - куклы-мотанки, валяние, национальные мотивы, вышивка, веночки и браслетики. В принципе ручные работы здесь мало чем отличаются от того, что обычно представлено у нас и мы проходим мимо.
На площади Ипподром сохранились обелиски и колонны византийского периода и немецкий фонтан. Обойдем их.
Если подниматься к площади со стороны набережной, то первым вас встречает огромный Колосс - Обелиск Константина (10 век). Назван он не в честь того Константина, в честь которого был назван город, а императора Константина VII Багрянородного, который поставил его в честь памяти своего деда Василия I Македонянина. Первоначально колонна была покрыта позолоченными бронзовыми листами и высота ее достигала 32 метра. В настоящее время высота колонны составляет 21 метр, а листы бронзы еще в 13 веке были содраны и переплавлены крестоносцами.
На фото это первая колона. Ничем не примечательна, никаких надписей или рисунков - обычная кирпичная стела.
Чуть дальше расположен Египетский обелиск (обелиск Феодосия). По приказу последнего императора единой Римской империи Феодосия I колонна была привезёна из Луксора (Египет) в 390 году. Обелиск установили на площади Ипподром, а на его постаменте изобразили разные сцены с участием императора, в том числе и процесс установки обелиска. Египетский обелиск является самой старой постройкой Стамбула, сохранившейся до наших дней. Считается, что создан он был в Египте в 16 веке до нашей эры. Его вес составляет 300 тонн. Изготовлен обелиск из бело-розового асуанского гранита, на поверхности которого высечены египетские иероглифы, изображающие героические подвиги фараона Тутмоса III. В верхней части колонны изображен сам фараон и бог Амон. Изначально высота колонны составляла 32,5 метра, при перевозки она была укорочена и сейчас ее высота 18,8 метров.
Еще одна приметная конструкция на площади Ипподром - Змеиная колонна. Она была привезена по приказу императора Константина (того самого) из Греции в 326 году. Первоначально колонна была расположена в святилище Аполлона в греческом городе Дельфы и символизировала победу греков над персами еще в года до нашей эры. Первоначальный вид колонны - высота 6,5 метров, три переплетенные змеи, вылитые из бронзовых щитов павших персов, и сверху золотая чаша. Чаша украдена, головы змей разбиты и нам досталась колонна высотой 5 метров.
Ну и последнее сооружение на площади Ипподром - Немецкий фонтан. Если идти от станции трамвая под названием Султанахмет или Собора Айя София, то он будет на площади первым. Фонтан является подарком последнего немецкого императора и короля Пруссии - Вильгельма II (1888-1918 гг.), который посетил Стамбул в 1898 году. Фонтан был сделан в Германии. В разобранном виде его привезли в Стамбул и установили на площади Ипподром в 1900 году.
На фото фонтан получился обрезанным, так как из-за политической рекламы рядом я его сразу и не приметила.
Справа от нас, не доходя до немецкого фонтана, был боковой вход во двор Голубой мечети.
Покрывать голову платком при входе в мечеть пока нет необходимости. По внутреннему двору можно гулять, не соблюдая каноны мусульманства. Но уже с порога стоят большие таблички с требованиями к одежде.
Голубая мечеть (Ахмедие или Султанахмет) - главный символ, без которого нельзя представить Стамбул. Строилась во времена Османской империи в 1609-1616 годах при султане Ахмеде I, которому на начало строительства было всего 19 лет. Это самая крупная мечеть города с шестью минаретами. Выдающийся образец исламской и мировой архитектуры. Частично мечеть заняла территорию Ипподрома, были разрушены зрительские места и множество дворцовых построек знати в округе.
Архитектура мечети сочетает два стиля - османский и византийский. Пятый и шестой минареты были построены случайно - архитектор что-то напутал. Строительство мечети длилось 7 лет и завершилось за год до смерти султана (он умер от тифа в возрасте 27 лет). Для строительсва использовались камень и мрамор.
С внутреннего двора в мечеть могли пройти только мусульмане. Для туристов выделили отдельный вход с соответствующими контролями на заднем дворе. Найти его легко, так как поток проходящих через эту достопримечательность туристов довольно высок. Нам повезло проскочить перед группой китайцев и мы почти не стояли в очереди. Зато за нами уже собралась длинная толпа туристических групп. Нам выдали голубые платки с эмблемой района Фатих, чтобы закрыть голые колени и брюки. На голову у нас были свои платки. Прикрывать брюки я не стала, посмотрим прокатит ли.
Поднимаемся по ступеням и проходим в узкий коридор с контейнерами, где все брали целлофановые пакеты. Перед входом необходимо разуться. Обувь забираем с собой, так как выход из мечети находится с противоположной стороны. Посещение достопримечательности бесплатно. И пройдя контролеров, мы ступили на красный ковер Голубой мечети.
Сразу не впечатляет. Мое внимание больше привлекают провода для подключения светильников и аудио системы. Огромное количество иностранных туристов с фотоаппаратами и палками для селфи отвлекают от важных деталей архитектуры мечети.
Но всё же постараемся проникнуться архитектурой и историей. В зале установлены 4 огромные колонны диаметром 5 метров каждая, которые поддерживают огромный купол.
Почему мечеть называется голубой уже многие слышали или читали в интернете. Внутри Султанахмет выложен керамическими плитками голубого цвета с уникальными рисунками. На внутреннюю отделку было использовано 20 тысяч белых и голубых керамических израсцов ручной работы. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Султан запретил фабрике продавать эту керамику другим, из-за чего вскоре фабрика разорилась. Зато рисунок на века остался неповторимым, уникальным. В узорах преобладает растительный орнамент - тюльпаны, лилии, розы и гвоздики. Только тюльпана в керамике было использовано более 50 вариаций изображений.
Над главным залом возвышается купол диаметром 23,5 метра и высотой 43 метра. Купол украшен надписями из Корана и изречениями пророка Мухаммеда.
Зона для молитв. Здесь разрешено молиться только мужчинам.
Молитвенная ниша (михраб) вырезана из цельного куска мрамора.
Женщинам вход в общую зону строго запрещен. Как эта женщина там оказалась - не понятно. Вскоре к ней подошел охранник и чуть ли не под ручку вывел.
Для женщин есть огражденная от общей залы закрытая зона, предназначенная для молитв.
Смешные китайцы на привале в Голубой мечети. По нашим путешествиям, складывается впечатление, что где-бы китайцы не оказались, они будут вот так сидеть и не важно им, чистый пол или нет, в аэропорту, на улице или мечети :)
И мы с маман. В брюках пропустили и замечание не делали.
Мы выходим ко второй части площади Султанахмет. Она представляет собой большое пространство с зоной фонтана, небольшим сквером с зеленой травой, деревьями, цветочными клумбами и скамьями, и отдельной зоной скамеек. По обе стороны площади возвышаются Айя София и Голубая мечеть.
Голубая мечеть внешне - серость. Голубую мечеть среди всех остальных выделяют 6 минаретов, один из которых был на реконструкции. На фото я не захватила два минарета, они довольно далеко от главного здания стоят.
Айя София или Собор Святой Софии чуть поярче.
На площади представлено множество палаток с разной едой - рогаликами, каштанами, кукурузой, фруктами. Они совсем не портят вид исторического места, а добавляют колорита. Примечательно то, что выполнены тележки в одном стиле, а продавцы все в белых халатах.
Не смотря на рабочий день и еще обеденное время, удивляет большое количество организованных групп школьников. Приобщать к истории и культуре своей страны и города таким образом очень правильно, тем более если это происходит во время уроков :)
Ну а пока дети приобщаются к историческому, кто-то работает над прекрасным.
Проходя мимо Собора Айя София мы заметили большие группы туристов и решили повременить с его посещением. Сворачиваем направо, обходим собор и выходим к воротам Дворца Топкапы. Следующая достопримечательность - дворец, в котором когда-то жила Роксолана.
Первые ворота и большой парк, вход в который бесплатный. Первые ворота называются Вратами Повелителя.
Вереница посетителей пугает. Эта часть дворца ранее использовалась для служебных и подсобных помещений, потому и гулять здесь можно бесплатно.
Перед вторыми воротами для прохода дальше необходимо приобрести билеты. Это можно сделать через автоматы или в кассе. Мы решили воспользоваться автоматом. Процесс простой. Билет стоит 30 лир без посещения гарема.
Вторые ворота - Врата Приветствия.
За ними при входе в следующий двор необходимо пройти службу безопасности как в аэропорту. Скан лента - для вещей, скан ворота - для людей. К воде в пластике не цепляются, а вот в в стеклянной таре могут.
Для начала следовало бы изучить карту дворца, так как площадь его составляет более 700 тыс. кв.м., а окружает его каменная стена длиной в 1400 метров. Но не в этом суть, лучше погулять и посмотреть, что здесь есть интересного. Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов, первый бесплатный мы уже прошли. Второй двор предназначался для канцелярии и казны.
На территории дворца очень много роз, больших и малых, бордовых и алых, даже каких-то сиреневых.
Наше внимание привлекает первый павильон второго двора с башней, которая называется Башня Юстиции (на карте точка 8).
Здесь собирался государственный совет (на карте точка 7). Дворец Топкапы строился в период Османской империи во второй половине 15 века. И играл он больше роль рабочей резиденции султанов.
Рядом с залом в соседних помещениях расположены музеи - музей часов и музей оружия и доспехов (на карте точка 5). В музеях фотографировать запрещено, но я не могла не удержаться от запечатления этих мечей эскалибуров. Они в длину с рост человека. Каким же должен был быть воин, чтобы поднять такой меч, да еще и сражаться с помощью него.
Музей оружия для меня оказался самым интересным среди всех - доспехи, арбалеты, топоры, мечи, мушкеты - всё проработано до деталей с оригинальными рисунками, вставками и другими мелочами.
Проходим в третий двор через Ворота Счастья. Он представлен гаремом и внутренними покоями, среди которых была и школа подготовки управленческих кадров. Вид сверху на небольшой сквер и длинную очередь. Это в сокровищницу, павильон Завоевателя.
И четвертый двор, где мы видим море. Здание справа - это мечеть Софа.
Но нас здесь привлекает смотровая площадка с видами на Босфор.
Девичья башня.
Дворец Долмабахче. Его мы планируем посетить на следующий день.
Еще один павильон или покои.
А дальше я уже запуталась, поэтому детали дворца без комментариев :)
Павильон с бассейном на территории мраморной террасы. Здесь как раз и представляется Роксолана - славянская наложница, а затем жена султана Сулеймана I (16 век). Она добилась от него переноса гарема в султанский дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. История Роксоланы довольна известна благодаря литературе, кино, театру и музыке.
И еще вид на море, но с другой стороны, с мраморной террасы.
Вид на Галатскую башню. Надо бы подняться и на нее, чтобы увидеть дворец Топкапы с другой стороны.
Карту всего комплекса можно посмотреть здесь -
карта.
Ну что же, время к обеду. Покупаем возле дворца Топкапы знаменитые турецкие булки и жаренные каштаны и отправляемся в парк Гульхане. Проходя мимо Айя София - туристов всё еще очень много, попробуем после парка.
Гуляя в сторону парка по маршруту трамвая Т1. Местные рестораны привлекают традиционной кухней. В витринах для привлечения туристов работают женщины в белых одеяниях. Они делают тонкие лепешки с начинкой прямо при входе в ресторан.
Немного улиц Стамбула.
Не смотря на всю старинность города, общественный транспорт тут ходит очень современный, создавая довольно ощутимый контраст.
Парк Гульхане прилегает к Дворцу Топкапы. В него можно попасть как с города, так и с четвертого двора дворцового комплекса через ворота Гульхане. Но из-за поисков туалета, мы прошли весь дворец еще раз и сделали лишний круг.
В эпоху Османской империи на месте парка были внешние сады дворца Топкапы. В начале 20 века сады превратили в парк развлечений с кофейнями, зоопарком, игровыми площадками. Но уже в наши времена убрали все бетонные постройки с парка, в том числе и зоопарк, приблизив парк к его естественному ландшафту. Здесь даже сохранились деревья, посаженные в 19 веке. Площадь парка 163 акра (где-то 650 тысяч кв. метров).
Охраняет парк конный патруль.
И даже туалет в парке сразу не узнаешь. Он вписывается в парк. Посещение туалета платное.
В парке любят фотографироваться молодожены.
Ну а мы любим в парках перекусывать под коньячок, пока конный патруль не видит :) Жаренные каштаны за 5 лир и турецкие булки по 1 лире.
Зато нас заметил местный рыжуля. Колбаски захотел.
Глубоко в парк мы заходить не стали и вскоре вернулись снова к Айя София. Позади полдня и достопримечательности: площадь Ипподром, Голубая мечеть, Дворец Топкапы и парк Гульхане.
Дальше будет...
Стамбул 2015: День первый. Исторический Стамбул. Часть 2. Айя София и Цистерна Базилика