Исраэль Шамир, израильский писатель о происходящем.
Припертая к стене церковь не пошла на поклон к своим хулителям и противникам из либеральных СМИ, но обратилась напрямую к народу и вывела его на улицу, совсем в стиле недавних московских митингов. Это был верный шаг, показавший, что церковь не оторвана от народа и его жизни. Молитвенное стояние - церковный вариант митинга -затмило Болотную и показало огромный потенциал церкви. Так - после нескольких недель промедления - церковь приняла навязанный ей бой.
Нападение либералов на русскую церковь было внезапным, как высадка марсиан в «Войне миров» и так же хорошо подготовленным. Теперь мы видим, что пляски Pussy Riot были не спонтанным художественным актом, но тщательно спланированной провокацией, а сами девки - спецназом идеологической войны. Они дали первый выстрел, создавший казус белли, и война была развязана. На церковь наехали по всем фронтам.
Нет смысла разбирать по отдельности все поводы для наездов - часы, квартиры, благодатный огонь. Если на тебя хотят наехать - повод найдут. Иоанн Креститель хлеба не ел, вина не пил; говорили: в нем бес. Пришел Христос: ел и пил; говорили: он любит выпить и закусить с грешниками.
Это был не наезд, но начало войны против церкви. Война не была обусловлена ошибками русских пастырей. Если патриарх Кирилл был бы кроток, как голубь, и мудр, как змий, вместо часов определял время по солнцу, а жил бы в пещере на склоне Воробьевых гор, результат был бы тот же. Русской церкви еще повезло - она получила двадцатилетнюю передышку, чтобы нарастить мускулы и укрепить тело. Эти двадцать лет прочие христианские церкви с трудом сдерживали натиск противника, да какое сдерживали - в беспорядке отступали.
Главный удар приходился на самую сильную церковь Запада, на католиков - они ежедневно выдерживали критику Папы Римского за то, что он не остановил Гитлера; священников записали хором в педофилы, церковь долбили за отказ венчать геев, сносили их рождественские вертепы и выносили распятия из школ повсеместно от Калифорнии до Италии. Досталось и протестантам - в Англии увольняют с работы за ношение нательного креста, а в Америке снимают христианскую символику, хотя еврейская менора горит вовсю. В Швеции и вовсе посадили священника, который отважился процитировать Библию с амвона.
Только Россия жила в зачарованном мире - на улицах висели растяжки, поздравляющие народ с Пасхой и Рождеством, русские девушки открыто носили крест на своих стройных шеях и белых грудях, в школах начали преподавать Закон Божий. Когда я рассказывал об этом своим западным друзьям, они грызли ногти от зависти. Казалось, что в России история пошла снова по альтернативному пути.
Сейчас эта альтернативность кончилась. Дорогие священнослужители, добро пожаловать обратно в историю. Россию жестко выстраивают по общей матрице, а там кроме ВТО, значится и борьба с церковью. Наезды в Москве - не временное взаимонепонимание, но война, конца которой не видно.