Подробный отчет о походе 24-25 июня 2006 года в Хибинских тундрах.

Jun 26, 2006 14:04

Синяя линия - запланированный и состоявшийся маршрут.

Участники: я, Люда, Паша (LUKE), Иван Петрович, Миша (Nox).

23 июня 2006 года в 18.58 наш скорый поезд № 15 Мурманск-Москва тронулся от станции Мурманск. В 22.50, традиционно опаздав, мы высадились на станции Апатиты, где нас уже ждал водитель микроавтобуса, с которым было заранее договорено о доставке нас в Кировск в район озера Малый Вудъявр. В 11.30 мы высадились недалеко от озера и двинулись вдоль его берега по грунтовой дороге на место ночевки. По пути сфотографировали мемориал на месте бывшей геологической базы "Тиэтта". Место для стоянки нашли достаточно быстро, там же было немножко дров, быстро поужинали и легли спать до 7 утра. Ночью где-то недалеко ездил мотоцикл, орала одинокая чайка, щебетали птицы, за тентом пищали комары и в соседней палатке храпел Миша. Поэтому все "выспались" очень хорошо.

Утром в субботу подъем в 7.00. Несильный ветерок, высокие облака бегущие по небу, подсвеченные Солнцем хребет Тахтарвумчорр и перевал Географов, аромат свежего леса и тучи комаров. В 8,50 мы уже вышли на маршрут, который пролегал вдоль реки Поачвумйок к центральной части хребта Поачвумчорр. Недалеко от начала гребня встретили трех человек московских туристов, которые несколько дней гуляли по Хибинам и уже собирались сегодня обратно. Вне зоны леса ветер более сильный и можно радоваться отсутствию комарья и мошки.

К 12,30 мы уже были на вершине хребта, представляющей собой, достаточно обширное плато. С вершины открывается просто потрясающий вид на долину Малого Вудъявра и верховья реки Кунийок. Хорошо видно озеро Сердцевидное. По дороге ведущей на базу ПСС неспешно проползают, похожие на муравьев машинки. За наше путешествие по хребту пронаблюдали три машины - здесь оказывается довольно интенсивное движение. На туре обнаруживаем задник от альпинистской кошки и номер с "Лыжни дружбы". Паша счастлив, он, как заядлый лыжник, горд за своих собратьев, которые на беговых лыжах "добежали от Раякоски на Поачвумчорр" и оставили там свой номер... :-))

Чуть позже подходим к довольно глубокой трещине. Из этой трещины открывается шикарный вид на верховья долины реки Малой Белой. Здесь же обнаруживаем тур с тремя записками. В одной из них говорится, что это перевал "Буревестник" (кто-бы мог подумать что в Хибинах есть такой перевал?) и на него, совершая поход 3 к/с взошла группа т/к "Сариола" из Росляково. Ничего что мы тут поход выходных дней делаем? ;-)) Остальные записки залиты расплавившейся от Солнца конфетой.

Дальнейшая разведка показала, что за небольшим бугром находится еще одна трещина. Очень глубокая. В одном месте боковины трещины соединены небольшим, не внушающим доверия, снежным мостом. Я и Иван Петрович впрягаемся в обвязки и начинаем работать. Петрович страхует, а я спускаюсь в трещину, принимаю сверху рюкзаки и переношу их по снежному мостику на другой край. Страхую остальных участников на спуске, а затем и на подъеме.

После преодоления трещины продолжаем движение по довольно узкому гребню. Иногда спускаемся по таким обрывам, что возникает желание натянуть и здесь веревочку. Довольно сильный боковой ветер так и норовит скинуть вниз. Но, тем не менее, благополучно добегаем до бывшей буровой, расположенной на самом гребне хребта.

На месте буровой наблюдаем остатки деревянных конструкций, ящики с кернами, лопаты, буры, дробилки и кучу другого мусора. Тут-же наблюдаем как из-за Юдычвумчорра на нас начинает наползать черная-черная туча. Вдалеке слышны громовые раскаты. Дабы не застать грозу на верху бежим вниз по гребню. Гром все ближе, и уже грохочет буквально над головой. Неприязненно думаю о пиле, которая приторочена сбоку моего рюкзака, не сыграла-бы она роль громоприемника. Но наши старания убежать напрасны и вскоре гроза настигает нас. Резкий сильный ветер с крупными косыми линиями дождя.

Дождь кончился и на фоне Куэльпорра наблюдаем интенсивную радугу. Выглянуло Солнышко и настроение сразу улучшилось. Снимаем дождевики и продолжаем движение вниз. Решено спускаться дальше не по гребню, а сразу уйти к реке Петрелиуса и там искать стоянку. Спускаемся по довольно крутому склону. Буквально через 15 минут понимаем что радоваться мы поторопились. С запада накатывает вторая волна. Опять тучи, но уже без грозы. Видно как над Часначорром уже идет дождь. Вскоре он выливается на нас. А идя через "зеленку" вся вода с нее также оказывается на нас. Наконец-то спустились вниз и вышли на дорогу. Довольно быстро нашли стоянку и брод через реку, но переходить его не стали. Минут через 5 дождь закончился и мы быстро ставим лагерь. Ужин с комарами в тарелке, чай с комарами в чашке, традицинная рюмочка с комарами в рюмочке, краткое обсуждение событий с комарами, и спать без комаров, после 10 минутного выбивания их из палатки.

Утро отличное! Солнечно, редкие облачка зацепились за вершину Поачвумчорра, комаров немного и это гораздо более радостное событие чем ясная погода. В 9.10 выходим в сторону перевала Южный Чорргор, через который мы должны выйти на станцию Имандра. Сразу-же форсируем реку Петрелиуса.

На перевал поднимаемся достаточно шустро. Только очень уж жарко. У ручья, стекающего с перевала, все постарались хоть как-то умыться и смыть с себя пот. Зато какой шикарнейший вид открывается на Восточные Хибины. Видно подперевальное озеро и за ним несколько вырастающих друг над другом гребней. Потрясающе.

Но вот мы наконец-то и в перевале. Делаем коллективное фото на память. Из контейнера достаем записку в которой говорится "22 июня двое велосипедистов вышли на перевал Южный Чорргор со стороны р.Петрелиуса.... ".... тихонько перевариваем смысл записки: "ве-ло-си-пе-дис-тов".... абалдеть... :-)) Пишу нашу записку, закладываем ее в контейнер и начинаем спуск по огромным валунам к озеру, окруженному только серыми камнями без единой травинки растительности. Около озера, в окружении отвесных величественных скал Часначорра устраиваем небольшой перекус, после которого продолжаем двигаться в долину реки Гольцовка.

Все уже конечно подустали и грустный Паша идет вдоль ручья Часнайок и размышляет о своей грустной участи, о том когда будет полноценный обед и когда наконец-то закончатся эти камни и буераки. :-))

В долине Гольцовки выходим на мою старую стоянку, ту, с которой я начал, как турист, осваивать Хибины. Рядом находим немного дров и довольно быстро готовим обед. Тепло, всех разморило, а мы с Людой, даже устроили лежбище с которого так неохота было подниматься и снова втягиваться в ходовой ритм.

По пути мы преодолеваем еще одно водное препятствие, приток Гольцовки, переходим его прямо босиком, и вскоре выходим на станцию Имандра.

На станции встречаем еще группу наших знакомых ребят, которые ходили поматрасничать в сторону ущелья Аку-Аку. Некоторое время ожидания и мы большой компанией загружаемся в почтово-багажный поезд. В поезде встречаем Пашиных знакомых велосипедистов, которые путешествовали по терскому берегу. В час ночи мы в Мурманске.

В час ночи мы в Мурманске. Поход окончен. Скоро в поход! :-))

хребет Поачвумчорр, станция Имандра, перевал Южный Чорргор, туризм, Хибины, перевал Буревестник, озеро Малый Вудъявр, пеший туризм