Подробный отчет о походе 09-12 июня 2006 года в Хибинских тундрах.
Использованы фоты Паши (LUKE), Лехи (stalker), Димы и Лехи (stRanger).
Технический отчет, читаем тут. Синяя линия - запланированный маршрут, малиновая - состоявшийся.
Участники: я, Люда (моя вторая половинка), Леха (stalker), Аня (его половинка), Леха (Ayner), Марина (его половинка), Дима (blay), Андрей (AVK), Паша (LUKE).
[Дима]...Сильнее запомнился первый перевал в 900 м, хотя все штурмы и переходы были знаменательные. Забавно было увидеть ТАКУЮ дорогу на высоте в 600м на третий день, как и крепления для душевых занавесок. Броды - это да, это точно запомнится. :) С погодой тоже повезло, дождей было в самый раз, не больше.
[Аня]...впечатлений море... и от красоты, которая окружала и от усталости невыносимой, но самое яркое-это подъем на перевал...такой красоты я в своей жизни не видела. кажется, так бы и ползала по горам...тока вот был бы запасной комплект ног. =0)))
[Марина]...впечатления накатывались волнами - от негативных ("ну где же, блин, этот чертов брод" и "когда же, наконец, стоянка") до невероятных ("как прекрасен этот мир").
[Паша]...данный вояж воспринимаю как тренировку перед сезоном. В хорошей компании всегда приятно прогуляться в выходной, денька так три... Cильное впечатление - след Медведа! Думаю, что если мы его самого не видели, то это вовсе не значит, что он не видел нас!
Славный московский поезд №381 Мурманск-Москва в 18.33 отошел от перрона и тронулся на юг. Кто-то ехал по работе, кто-то на отдых, кто-то на деревню к дедушке, а мы, девятеро любителей похуже перезимовать лето, едем в горы, в кольские Хибины.
Эта поездка ставит перед собой две основных цели. Первая - найти и исследовать кружную дорогу, идущую вокруг Хибин с севера, от станции Имандра до центральной долины реки Кунийок. И вторая - посетить один из наиболее редко посещаемых туристами северо-восточный район Хибин, гору Лявочорр и ее окрестности. Благо, что сейчас подряд три выходных и можно попробовать добежать в те районы, в которые обычно за 2 выходных дня дойти никак не получается. Точнее, дойти-то можно, а вот вернуться до понедельника уже не успевается...
Как бы то ни было в 22,43 поезд, традиционно опоздав минут на 10, высадил нас на станции Имандра. Мы распрощались с проводницей и парой других компаний туристов, которые отправились в долину реки Гольцовка, и двинули на север, в обход Хибин. Пьянящий аромат молодого леса, только что распустившихся листьев, свежей хрустальной росы, низкое незаходящее Солнце, пробивающее лучами хвойный лес, и воздух!, этот незабываемый Хибинский воздух сводили с ума от восторга и великолепия. Дорожка бодро уводила нас в сторону от станции. К 2.30 ночи, мы дошли до ручья Маннепахкуай, на котором планировали устроить ночевку. Здесь у нас произошла первая (и, к счастью, единственная потеря). Решив перейти неглубокий ручей босиком, Паша перебросил на противоположный берег свои ботинки. Из одного ботинка выпал носок и шустрое течение унесло его к озеру Имандра. Переправившись быстро находим место для стоянки, разбиваем лагерь и ложимся спать. Т.к. времени уже много, то спать нам придется очень мало, всего лишь 5 часов.
10 июня, суббота. Подъем в 10 часов, и выход в 12.30. Собираемся долго. Продолжаем движение по грунтовке. По карте вскоре она должна перейти в тропинку, но вместо тропинки мы наблюдаем очень даже основательную грунтовку. Ну что-ж, нам лучше. Прямо на дороге находим подкову. Примерка к нашим ногам доказала только одну, ранее сомнительную истину - никто из нас не лошадь…:-)) Проходим мимо большого озера, обозначенного на карте довольно маленьким. За озером открывается величественная панорама северных Хибин. Прямо на дороге и рядом с ней большое количество «лосиного ореха». Паша выдвигает гипотезу, что обилие «лосиного ореха», это следствие обитания в данном районе медведа, который сильно пугает лосей. :-)) Погода начинает портиться, усиливается ветер, небо затягивается серостью. Подходим к броду через реку Куна. Течение очень стремительное. Замер палкой глубины показывает порядка 60-70см уже у самого берега. Переходить здесь не реально. Крайне жалею о не взятой веревке и паре обвязок. Начинает накрапывать дождик. Решаем пойти вдоль западного берега озера Каменное и поискать брод через него, благо принципиальное его наличие обозначено на карте. По пути, около небольшого озерка, находим бытовочный вагончик, запертый на основательный замок, и старую, заваленную землянку. Видно, что в ней уже очень много лет никого не было.
К моменту прихода на берег озера до места предполагаемого брода все уже изрядно проголодались и был объявлен обед. Пока ребята и девчата готовили обед, мы с Димой пошли искать брод. На карте брод обозначен левее маленького островка. Островок есть, только озеро имеет какую-то несколько не такую форму, как обозначено на карте. Зная возможные несоответствия карты с действительностью, закрываю на это глаза. А зря. Начинаю щупать дно. Довольно глубоко, но глубина увеличивается плавно. Высоты бахил здесь явно не хватит, поэтому прямо в ходовых ботинках и штанах захожу в воду. Некоторое время длины ног хватает, но потом вода начинает подбираться к «развилке». Нет, такой вариант переправы нас не устраивает, все-таки с нами девушки. Вылажу из воды. Сомнительная просушка у костра. Внимательное разглядывание карты и тягостное осознавание своего невежества. Островков ДВА! И, конечно-же, брод мы начали искать не у того, у которого нужно было. Как говорил мой преподаватель высшей математики: «Отличительная черта двоечника в том, что из двух вариантов он выбирает неправильный». Вот тебе и несоответствие карты. Потерянное время… Не теряя надежды найти брод через озеро идем ко второму островку. Одеваю бахилы и начинаю щупать дно. Прохожу более половины озера, но дальше становится глубоко. Девченки здесь не перейдут. Делать нечего, придется от части маршрута отказаться и идти на базу ПСС, где есть мост через реку.
Движемся по лесу. Периодически наталкиваемся на следы очень старой дороги, настолько старой, что на ней уже выросли многометровые деревья. Дорога периодически то исчезает, то вновь проявляется, бледной, едва заметной, полоской, среди деревьев. Через некоторое время выходим на высокий берег реки Кунийок, в которой вода с оглушительным ревом белыми барашками перекатывается через огромные булыжники, обильно усеявшие извилистое русло. Времени уже много и все, конечно же устали от изматывающего драйва по дебристому лесу и болотистым ручьям. Подпитываемся энергетиками - шоколадом, конфетами, курагой, изюмом и к часу ночи добираемся до места стоянки примерно в 500 метрах от базы ПСС. Непосредственно на базу решили не идти, т.к. уже поздно, а на более близких стоянках проблемно с топливом для костра. К 3 ночи поставили лагерь, поужинали и дружно завалились спать. Думаю, что в эту ночь, бессонницей точно никто не страдал. :-))
В воскресенье 11 июня поднялись в 9.10 утра и в 11.30 вышли из лагеря. Сборы, по сравнению с предыдущими, короче на 10 минут, но все равно долго. Надо тренироваться быстрее. Подходим к мосту около базы ПСС и наблюдаем что он разрушен. Ребята приуныли, неожиданно осознав крушение надежды переправиться на правый берег. Немножко, постояв около старого моста, веду их к новому, построенному в прошлом году. По нему все быстро перешли на правый берег и вышли на базу ПСС, где нас лаем встретил матерый черный пес. На сигнал вышел дежурный Михаил, с которым мы уже общались прошлой осенью. Пообщавшись с ним и рассказав о наших злоключениях с поисками брода, мы отметились в журнале и пошли вверх по реке Рисйок. По пути зашли к водопаду. Очень красивый и достаточно большой водопад, который виден даже с одного из самых высоких перевалов Хибин - Северного Чорргора. Чуть дальше, в горе Куэльпорр, сброс породы. Здесь находится шахта в которой в 1972 и 1984 годах по «мудрой» идее какого-то ученого рванули 3 ядреных бомбы, якобы, чтобы лучше было добывать полезные ископаемые, в частности - апатит. Сейчас шахта законсервирована. Долгое время, ходили слухи, что на склонах Куэльпорра снег зимой не лежит, а сразу стаивает. На сколько это действительно - сейчас уже не узнать. Уровень радиации в окрестностях Куэльпорра считается нормальным.
Более подробно об этом можно почитать здесь. Прямо на дороге наблюдаем свежий медвежий след. Паша прыгает от восторга. Наконец-то он увидел реальные доказательства существования медведа. :-)) В 14.30 подходим под перевальный взлет, перекусываем и поднимаемся на перевал Южный Рисчорр. Сильнейший ветер, сбивающий с ног, не дает возможности задерживаться на нем и поэтому быстро уходим под седловину. Здесь мы прощаемся с Лехой и Аней. Они возвращаются обратно в лагерь, затем, чтобы завтра пойти в Кировск более легкой дорогой, через перевал Кукисвумчоррский. Аня - первый раз в подобном походе, и, конечно, не готова к таким издевательствам, которые нередко сопровождают мои маршруты… :-))
После спуска с перевала, начинаем движение вниз по широкому пологому пустынному гребню в сторону реки Южный Каскаснюнйок. Наблюдаем интересный водопад на ручье, вытекающем из высокогорного озера Академическое, и бегущем в высоком узком ущелье. Он настолько далеко, что даже шум падающей воды до нас не доносится. Движение траверсом, порядком изматывает. Спускаемся к реке. Нам надо пройти еще пару километров до запланированного места стоянки. Склон очень круто подходит к реке, так, что идти по нему не возможно. Выбираемся на противоположный гребень, который «убил» нас окончательно. К 21.00 наконец-то добираемся до места стоянки, прямо на берегу искрящейся реки. Дров здесь мало. Зато много прошлогодней брусники. Переспелой, перемороженной, крупной, вкуснейшей брусники! На сегодняшний вечер у нас небольшой сюрприз - мартини с лимоном. Вот так мы барствуем… :-))
Ночью шел дождь. Поэтому проснувшись 12 июня в 7 утра, как было запланировано, и, осознав грустный вариант сбора лагеря под дождем, продолжаем дружно спать дальше. Около 8 утра дождь смельчал и вскоре совсем прекратился. Неохотно вылезаем из палаток. По небу тянется серая облачность, но достаточно высокая - почти все горы видны, за исключением высот выше 1100 метров. Завтрак и сбор закончили к 10.10. Прогресс, уже 2 часа 10 минут на сборы…
Прямо от лагеря начинаем подъем на гребень чуть выше Куропачьего перевала. Прямо по этому гребню идет старая вездеходная дорога. Движемся по ней. Достаточно сильный ветер в один момент срывает у меня с рюкзака пенку и, если бы не проворность Димы, унес бы её прямо в долину реки Тульйок. Дорога сворачивает направо, в сторону Академического озера. Нам туда не нужно, и поэтому мы сворачиваем налево и переходим через засыпанную снегом глубокую трещину. Слышно, как под снегом бежит вода, которая дальше обрывается водопадом. Начинаем спуск в долину. Спуск крутой. Очень крутой. К счастью, находим снежник, по которому и проходим наиболее крутой участок. Я съезжаю на палке. Это такое забавное занятие, что повторяю его еще пару раз.
Спускаемся к реке Тульйок. Здесь она делится на два рукава. Первый достаточно спокойный и не широкий. Но Марина все-таки умудрилась открыть купальный сезон. Второй рукав реки, не в пример первому, очень бурный и порожистый. Пытаюсь его перейти. Удается, по самый верх бахил. Снова мочить обувь ой как не охота. Течение настолько сильное, что девченки сами не перейдут. У ребят опыта перехода «цепью» нету, а учиться на таком течении - не самый лучший вариант. Поэтому ищем участок немножко поспокойнее и там уже перетаскиваем цепью наших девушек.
Дальше перекус и подъем на перевал Ворткеуайв. Как ни странно, на перевал поднялись достаточно шустро. На спуске с перевала проходим по снежнику. Помню, что ниже должен быть крутой кулуар, поэтому проходим по снежнику по одиночке, к скале, на которой прибита табличка в память о туристах, погибших в лавине. Спускаемся ниже, и Леша с Димой предлагают сделать перерывчик, т.к. у них есть повод отметить некоторое событие… А также средство, чтобы отметить это событие. Делаем остановку уже в виду Кировска. У Леши - год, как они живут вместе с Мариной, и в качестве средства для отмечания этого маленького события, они с Димой притащили бутылку шампанского. Бутылку! Народ в ауте. Три дня таскать на себе бутылку шампанского! Ну да ладно, выпили, пожелали счастья. Но одной бутылки-то на 7 человек маловато, и поэтому они достают !!!вторую!!! бутылку шампанского. Все в шоке. Но выпили ее с не меньшим удовольствием чем первую. Какая романтика! :-))
Вскоре спускаемся к Кировскому руднику. Больно смотреть на срезанные будто ножом горы, видеть как пласты скал отделяются от основной породы, как серый серпантин карабкается на вершины, как на склонах прекрасных гор стоят уродливые коробки цехов и тянутся рыжие вереницы труб. Такова наша плата за Хибинские горы, за возможность ходить в них.
Выходим в Кировск. Созваниваемся с Лехой и Аней, они тоже уже на подходе. Выходим на автобусную остановку, на которой ждем автобус в Апатиты. Автобус-то приходит, но Лехи и Ани все еще нету. Буквально через 3 минуты они появляются. В течении часа больше автобусов нет, и принимается стратегическое решение «поймать тачку»… Легко сказать, поймать тачку на 9ых человек. Тем не менее, достаточно быстро поймали микроавтобус, в который благополучно затолкались в два слоя и за 300 рублей доехали до Апатит.
Поход закончен. Дальше только поезд в Мурманск, прибывающий «очень удобно» в 03,16 ночи, подъем с перрона на верхнюю площадку и «последняя высота» - неработающий лифт, при том, что живем мы с Людой на восьмом этаже… :-))