Прыжок в мечту - Спартак Сергея Полунина

Oct 27, 2014 04:10



Сергей Полунин: прыжок в мечту
Качество фотографий, увы, в основном "газетное"(((



НГАТОиБ готов к супергипермегаСобытию

Мой рассказ об авантюрной поездке на дебютный "Спартак" Сергея Полунина получился почти таким же огромным, как и расстояние от Москвы до Новосибирска)))
Подробности и иллюстрации под катом.



В жизни настоящего балетомана всегда есть место подвигу)
Обычно я не легка на подъем, когда куда-то езжу, то всегда все тщательно и заранее планирую и готовлюсь морально. Тем значимее для меня мой марш-бросок на восток за три с лишним тысячи километров. Были отставленые все дела. Планы строились и перестраивались на коленке. Неделю перед спектаклем я почти не спала, ощущение было совершенно сюрреалистическое, я все время себя переспрашивала, а не снится ли мне происходящее))

Но все прошло - лучше не придумаешь.
Безумство храбрых получило достойное вознаграждение. Авантюристы на сцене сорвали лавры триумфаторов, и их поклонники, заразившиеся авантюризмом от любимых героев, тоже хорошенько приложились к чаше победы)

Пару слов про Новосибирск. Прилетела я утром, по нашему- в пять, в новосибирскому в восемь, когда садились, небо сияло чудесным рассветом, настраивая на позитивный лад. Но на земле оказалось довольно холодно и мрачно. Когда я погрузилась в первую пойманную маршрутку, какого-то доисторического вида, так и хочется ее “воронком” обозвать 0_0, и мы поехали по каким-то серым улицам, а затем параллельно железной дороге, мне стало слегка не по себе. Депрессивный пейзаж из “воронка” смотрелся декорацией к постапокалиптическому кинофильму.
В городе, как мне показалось, смотреть особо нечего. Увы, до очень красивого зоопарка, который время от времени замечательно фотографирует Allga, я не добралась, как и до Академгородка с планетарием. Но, думаю, не в последний раз ездила... ;)
Первым делом в центре, почти напротив НГАТОиБ, мне на глаза попалась будочка-времянка, на которой что-то было накарябано. Но вместо предполагаемой нецензурщины мои глаза в изумленнии наткнулись на цитату из одного из моих любимых стихотворений Маяковского



"Лиличка!"

Тут я не просто отогрелась, а прямо растаяла)
Хотя стихотворение, вообще-то, тоже депрессивное, но ведь такое сильное!
Респект новосибирцам за выбор тематики в настенном творчестве)

НГАТОиБ оказался именно таким как я и предполагала - большим и по-своему весьма живописным.
Советская старомодность в облике (против которой я ничего не имею).



Слева от этих гигантских фигур расположился огромный Ленин. И еще какие-то агрессивные истуканы... В общем, торжество советского стиля)



Буфет на степень духовности протестировать не удалось), не до еды было.
Понравились бинокли - удобнее, чем наши. Короткие, с хорошо регулирующимся центром и регулировкой каждого глаз в отдельности. Но выдаются они почему-то не в гардеробе, а перед партером отдельно для этого посаженной тетечкой, которая от руки заполняет квиточек (из-за тягомотины, не рассчитав время, я чуть не опоздала). Зал большой, партер неудобный, практически без подъема. Я сидела в четвертом ряду, причем, отбросив комплексы, подложила под себя одежку, чтобы видеть получше, и все равно мне сильно мешали головы впереди сидящих.
Решила озвучить все эти подробности, вдруг будущим паломникам пригодится)

А теперь можно перейти к рассказу о самом Событии)))



Кажется, у Полунина еще не было роли, в которой он серьезно рисковал. Во многом потому что он артист широчайшего амплуа, но вот героика для него заплыв за буйки. Не думала я, когда Сергей много раз в своих интервью говорил о желании станцевать Спартака, что он реально возьмется за покорение этого эвереста. Это со всех сторон была очень рискованная идея. Но, похоже, существовать в состоянии “американских горок “ - это норма для Полунина.
Потому после длительного эмоционального спада и случился такой впечатляющий рывок к вершинам.

У меня не было мечты увидеть Полунина в Спартаке. В Грозном - да. Но в “Спартаке” - ни Крассом особо не хотела, ни Спартаком. Хотя была согласна со всеми, кто считал что Красс на Сергея хорошо сядет. А Спартак... Богатырь? Вожак, сплотивший множество людей?
При природной рафинированности Полунина, при его безусловном индивидуализме... Наверное, я не очень правильная поклонница, коль склонна к сомнениям в любимом герое)
Но оказалось, для Полунина нет ничего невозможного.
Есть только желанное и нежеланное.



Первое появление Спартака было первым этапом проверки на убедительность в роли. Простое и величественное “прорастание” героя из согбенной массы. Когда луч высветлил скульптурный рельеф тела, и Сергей сделал несколько первых медленных торжественных шагов вперед, словно пробуя на вкус новые ощущения на сцене, стало ясно, что вопрос с внешней формой решен положительно. Не богатырь, но атлет. Хотя над гримом на лице -  усами и бородой -  стоит еще поэкспериментировать, имхо, в некоторых ракурсах Сергей выглядел очень удачно, но в других его и без того худое лицо казалось еще острее, а в Спартаке, понятно, приветствуется крепость облика. К тому же усы нынешней формы временами напоминали о Рудольфе, а ассоциации с другим своим любимым персонажем Полунину в Спартаке стоило бы избегать всеми силами.

Но в первом монологе он выглядел так же великолепно, как и танцевал. Это был наш Сергей.
Его характерная густая пластика, его способность соединить в одном эпизоде в сверходозах лирику и жгучую остроту. Его личное и оригинальное - и тем бесценное - отношение к рассказываемой истории.

Первые движения монолога, ощущение невыносимой тяжести несвободного бытия - и стало ясно почему Сергею было важно станцевать Спартака. Почему он пошел ва-банк.
Это его тема - страдание от оков и безудержная тяги к воле... Которую отвоевать нереально, но сам процесс важнее результата. До поры трагическое держится внутри, тело на максимальном легато пропевает внутреннюю боль, затем все мышцы напрягаются и в конце концов протест прорывается наружу - происходит безудержный яростный взрыв...






Финальная часть первого монолога, когда Сергей опустил руки, разжал кисти и цепи провисли - глаза сами зацепились за это выразительное движение. Как и за очень плавные движения рук и плеч при обращении к проявляющейся массе рабов, добавляющие еще большей медитативности заложенному посылу. За молитвенное коленопреклонение. И за округленные кисти, пытающиеся призвать милость Мироздания.




Естественно, как вернулась, специально сравнила все имеющиеся записи) Убедилась, что все танцуют немного по-разному (Васильев в разных записях отличается сам от себя), обвисших цепей не нашла ни у кого до Сергея - а до чего сильно получилось! А еще заметила, что, оказывается, сейчас в БТ одна фраза в финале монолога сокращена. Из-за этого нет показательного снятия Спартаком цепи со своей шеи и вглядывания в эти оковы. И момент обращения к Высшим силам и товарищам по несчастью урезан :((
Не в лучшую сторону изменение и не ясно зачем произведенное, имхо...

В сцене на рынке рабов очень бросилось в глаза, какой же Полунин откровенный классик) Он так академично вышагивал рядом со своей Фригией...Почувствовалось, что этот раб, способный выглядеть величественным даже в момент унижения, отнюдь не простой крови.
Ну а все сомнения отпали при “коронации” алым плащом. Этот плащ он принял как символ возвращения себе положенного статуса. Одновременно с глубоким удовлетворением, и с пониманием, к чему приведет взятие на себя ответственности за восставших.

Монолог с плащом в моих глазах был стал самым альтернативным эпизодом спектакля (и при этом одним из самых сильных). Полунин этот момент почти провальсировал, едва касаясь стопами земли. Прыжки были деликатными и легкими до эфемерности, движения - классически утонченные, полупрозрачные. Мысли этого Спартака были устремлены ввысь, к божественному, к тому незамутненно-чистому, чему нет места на земле...




До спектакля мне было сложно понять, как Полунин с его большим, но несиловым прыжком, будто бы игнорирующим земное тяготение, будет прыгать в Спартаке, где зрители привыкли лицезреть недувусмысленную демонстрацию земной человеческой мощи. Правда, в последнее время прыжок Сергея стал более весомым...
В итоге в Спартаке прыжок был действительно легким, и когда Сергей не форсировал движение максимально, то приземлялся “парашютиком”)) Но при этом его активный эмоциональный посыл и уверенные повадки лидера дорисовывали желаемую картину, и доминантная мужественность предводителя восставших и его способность к свершениям не вызывала никаких сомнений.

Но что важно, в трактовке Полунина для самого Спартака первостепенное значение имел его собственный бунт, возвращение себе свободы и достоинства. А его товарищи по несчастью не смогли не отреагировать на столь впечатляющий пример. Так Спартак получил войско и направил свою жизнь по самому короткому пути.
К славной гибели, какая и подобает мужчине воину.
Воистину, смерть - это дар богов:
Удел властителей - гибнуть в боях...

Не слишком удачно, на мой взгляд, смотрелся монолог после убийства гладиатора - там пластика Сергея (прежде всего судорожно раскрывающиеся ладони ) и грим заставляли периодически вспоминать Рудольфа. Много от Рудольфа оказалось и в монологе третьего акта, когда Спартак мучается в осознании, что теряет войско и готовится к близкой смерти.

Зато великолепно был станцован “военный” монолог, когда Спартак прорубается, чтобы сразиться с Крассом. Нереальный темп и интенсивность движения, бешеная ярость и страсть.... Я даже засомневалась, можно ли гладиусом фехтовать в таком темпе, мне кажется, такая стремительность больше для восточного воинского искусства характерна. Хотя я в этом не сильно разбираюсь... Видела подобное в кино, там воину непременно предлагалось полностью слиться со своим клинком, почувствовать себя самого разящим острием.
И Полунин танцевал именно так - было ощущение, что его идеально заточенное тело молнией пронзает пространство...
(Когда я вспоминаю, что в такую фантастическую форму он пришел где-то за месяц, приходит восхищенно-горьковатое осознание, какой невероятной степени балетности у него данные. )

Высшие точки дебютного Спартака Полунина для меня: первый монолог - уверенное доказательство права на роль; полуниская чистейшая лирика в монологе с плащом; берсеркерская неудержимость в монологе-устремлении к Крассу. И сумасшедшие по самоотдаче финальные диагонали - бесстрашный полет Феникса в самое горнило бушующего пожарища.

В отличие от некоторых других зрителей, мне понравились обе исполнительницы женских партий. Слово “понравились” в данном случае предполагает чувства ровные, но устойчиво положительные. Балерины отошли на второй план по сравнению с мужчинами, что в Спартаке по-моему вполне допустимо. Обеим не хватало полной технической свободы, чтобы проявить себя максимально ярко, но обе картины не испортили.
И мне было очень важно, что обе в психологическом плане крайне удачно вписались в историю.

Почему-то мне казалось, что Анна Жарова обладает нравом решительным и бойким и насчет убедительности ее в лирической партии Фригии я сомневалась. Напрасно. Глядя на эту Фригию, мягкую, несильную, податливую, уютную, теплую и подчеркнуто домашнюю, мне вспомнилось
...У каждого свои демоны.
Возвращайся скорее домой -
И укрой себя мной...



чтобы сердце запело....

Эта Фригии для этого Спартака не главная цель путешествия. А тихое, недолгое, но важное - несущее временную благодать - пристанище между походами в поисках самого себя.
Хотя чисто внешне лиричные любовные дуэты смотрелись нежно и красиво - но внутреннее горение Полунина в своих соло было ярче, а Жаровой не удалось быть по-настоящему пронзительной и перенастроить партнера на себя.



Единственно, что действительно на мой взгляд не удалось, это финальный Реквием. Он был исполнен Жаровой в “домашней” манере, с недостаточной для "Спартака" Григоровича экспрессией и масштабностью.

Потому получилось так, что историю в этот раз начал и закончил Красс.




На Эгину Анны Одинцовой, тонкую, изящную, острую, с пикантной внешностью, чрезвычайно приятно смотреть, - у Красса отличный вкус)




Эта Эгина с удовольствием готова подчиняться своему господину и повелителю. Не ради положения - а из чувств, который вызывает в ней этот властный патриций. Ради этих чувств она проявляет чудеса изобретальности.
И даже при отбытии верхом на штандарте (забавно у Грига этот момент поставлен)) не отрывает от Красса преданных глаз.
И, пожалуй, Красс к ней тоже привязан, насколько этот эгоцентрик вообще способен привязаться к женщине)




Таким образом, получилось что обе женщины в этой истории зеркально оттеняли мужских персонажей. И хоть были очень разными, но все же отнюдь не полными противоположностями.

Так же как и Спартак и Красс. При противоположных мировоззрениях (Красс не мыслит окружающей действительности без полного контроля со своей стороны, Спартак же наоборот был бы рад жить свободно самому и давать жить другим, но действительность навязывает ему совсем другие условия), у героев оказалось немало общего.
Оба аристократы самого высокого полета.
Альфы и харизматики. Закрытые одиночки.
И история “Спартака” выхватывает обоих в момент, когда оба вынуждены себя искать.

Красса вышибает из привычной реальности неожиданный мятеж Спартака и свое личное поражение от раба в поединке один на один. И ему совершенно необходимо восстановить утраченный миропорядок, покончив с восставшими и обязательно - с виновником своего унижения.
Видимо, потому самый сильным у Зеленского оказался третий акт. Если в первой половине спектакля Красса пребывает в состоянии давно найденного душевного равновесия (порочно-экстатические вспышки, порожденные привычкой к излишествам - тоже часть его нормы), то пленение мятежниками и поражение в поединке ломает устоявшееся самоощущение Красса. Он больше не хозяин жизни. И потому в третьем акте мы видим другого римлянина - решительно отбросившего аристократическую декадентскую вальяжность, способного на любое ускорение ради решения поставленной цели. Это воин, убийца, палач, не знающий пощады. Он безусловно верит в свою миссию карателя. Верит в свое право настолько, что его действия крайне сложно оценить как злодейство.

Весь спектакль это Красс незабываемо привлекателен . Весь третий акт  - до мурашек пугающ.
(Мне вспомнилось как я детстве смотрела Терминатора : жутко, душа ухает вниз, и хочется спрятаться в углу и закрыть глаза, чтобы не видеть неумолимо приближающейся воплощенной смерти... Но не смотреть невозможно... Только... Я как-то Зеленского “Рэмбо” назвала, так потом три года перед поклонницами оправдывалась, что сравнение несло комплиментарную окраску))) Т.ч., дорогие новосибирские поклонницы ИАЗ, чур, давайте сразу договоримся, что навеянные ассоциации с “Терминатором” - это мой восторг)), я очень ценю талантливо снятые боевики и их героев )



Да, от Зеленского в нынешнем спектакле я в безоговорочном восхищении.
Год назад в Москве он поразил зрителей харизмой и выразительностью созданного образа, но по технике все же было видно, что артисту трудно. (Правда, тогда Игорь Анатольевич влетел в спектакль, кажется, за неделю, т.е. времени на прихождение в форму было минимум. К тому же параллельно ИАЗ готовил как худрук Баядерку в МАМТ.) Сейчас же Зеленский постоянно поддерживает отличную форму, о чем говорит целая череда спектаклей с его участием, и демонстрирует замечательный творческий настрой и как артист, и как худрук.
Если в Москве основной чертой Красса была усталость от жизни, то в нынешнем спектакле Красс жизнью явно наслаждался. Он знает о том что он великолепен во всем, и он спокойно и уверенно демонстрирует свое право властвовать над окружающими.
Повторюсь, третий акт вышел незабываемым. Ну а финал, по-моему, просто шедевральным.



Эффектное страшное появление Красса на скале, его беспощадный меч, обрушивающийся на караемых бунтовщиков, его полная сконцентрированность на уничтожении личного врага. И последние секунды на сцене - едва заметное движение мускулов на застывшем лице, выразившее удовлетворенность тем, что мир Красса снова встал на свое место.
Снова как и в Майерлинге Игорь Анатольевич меня поразил своим огромным мастерством, умением любой микрожест использовать для создания уникального образа, и все свои особенности обратить себе на пользу.
(Кстати, мне тут как раз прислали ссылку на очень симпатичное интервью Зеленского пятилетней давности
http://www.youtube.com/watch?v=5UDY55vRjvY, где он с большой теплотой говорит о новосибирской труппе, о любви к своей профессии и замечает, насколько важно артисту балета уметь скрывать свои недостатки)
Ну вот нынче в Новосибирске у ИАЗ получилось идеально преподнести себя, сделав серьезный для балетного танцовщика возраст (и возникающую в связи с этим необходимость расчетливо контролировать силы по дистанции) важной чертой своего персонажа.
Красс в новосибирском спектакле удался Игорю Анатольевичу настолько, что я поймала себя на мысли, что если раньше для меня Красс имел облик Мариса Лиепы, то теперь при упоминании Красса мозг рисует потрет Игоря Зеленского).



Потому я очень, очень хочу не просто повторения Спартака Сергея Полунина - которому надо бы “добить” эту роль, но мечтаю именно о спектакле Сергея, где Крассом выйдет его начальник, ментор и большой артист Зеленский.
И надеюсь, что слухи о последнем Майерлинге ИАЗ окажутся преувеличенными, и Игорь Анатольевич еще не раз выйдет на московскую сцену.

У Полунина тема самопостижения всегда самая главная. И неважно, тянет ли его на страдания или хочется экшна и приключений супергероя - от себя ему не уйти) Потому и Спартак у Сергея не просто воюет за свободу. И в мгновения слабости и сомнений, и в реальных жестоких схватках, и в коротких передышках у семейного очага он шаг за шагом пробивается к себе. Как, без сомнения, шел к самопониманию и до своего пленения. История в “Спартаке” Полунина не только о предводителе рабов, взявшимся воевать с непобедимой Империей. Армии рабов не одолеть Рим, это понятно. Но внутренняя цель Спартака - не победить Империю, а максимально достойно пройти свой жизненный путь и приблизиться к пониманию себя настолько, насколько возможно.
Мне показалось, потому он и отпускает Красса. Для него поединок с бывшим хозяином - еще один, очень важный, этап в возвращении себя таким, какой он был до плена. И переход на новый уровень. Спартак жаждет сразиться лицом к лицу с Крассом, олицетворяющим для него зло, против которого необходимо бороться. И мятежному рабу оказывается достаточно просто обезоружить своего заклятого противника, чтобы почувствовать себя выше и сильнее римлянина, и смерть врага ему уже не может добавить удовлетворения.
(И это серьезная ошибка Спартака. Как взявший на себя ответственность за армию он должен опаснейшего противника казнить, вне зависимости от своих чувств, чисто из практических соображений. Но этот Спартак индивидуалист... Духовная автономность возвышает его на всеми, и она же становится ахиллесовой пятой вождя мятежников. Он был рожден повелевать и выучен брать на себя ответственность за людей, но все же непроизвольно личное он ставит выше общественного и тем самым приближает собственную гибель и гибель своих людей.)



В целом спектакль получился не просто ярким, но еще и внятным, и психологически убедительным. Все герои оказались на своих местах. Сужу по московским Спартакам, у нас артисты подбираются на роли далеко не всегда удачно, а ошибочный кастинг - это сразу минус половина успеха спектакля.
В этот раз Зеленский как организатор проявил чуткость, и все партнеры старались слушать друг друга, - и потому сложная мозаика Григровича сложилась в сильную, логичную, вызывающую глубокие эмоции историю.

Еще не удержусь, добавлю, что такого радующегося танцу Полунина я не видела со времен его первых Коппелий. Он был готов летать и летать, он был полон удовольствия от пребывания на сцене... О, как ему нравится махать мечами!))) (Понятно, когда обычные мальчишки играли в войнушку, он бесконечно шлифовал себя у балетного станка, и вот теперь компенсирует...;)) )
Любопытно, что на столь желанном для Сергея Майерлинге была совсем другая атмосфера - было ощущение тяжелого экзамена, на сцене и в зале словно не хватало кислорода. Сейчас же в Новосибирске Полунин никому ничего не доказывал - он откровенно наслаждался.
И это его фантастическое настроение затапливало зал и, казалось, выливалось на улицу и согревало морозный сибирский воздух)



Ну а после спектакля, чтобы окончательно закрепить положительные впечатления, зрителей пригласили на автограф-сессию с героем. Жаль только, что второго героя не было - поблагодарить его зрители тоже очень, очень хотели. И за то, что творил на сцене, и за блестящую организацию супергипермегаСобытия), и за чрезвычайно удачный воспитательный ход - дай бог чтобы такие победы повторялись и в дальнейшем.
(Ну и вообще лицезреть Зеленского в костюме Красса.....;)) )
Но, полагаю, Игорь Анатольевич как джентльмен и руководитель никак не мог явиться без балерин, а если бы вышли все исполнители главных партий, то маленькая автограф-сессия превратилась бы в весьма длительное мероприятие - не лучшая идея после тяжелейшего спектакля.

Потому зрителям не насколько минут показали довольного дебютанта, дали возможность душевно поблагодарить, полюбоваться и задать несколько вопросов ,- по счастью, ничего особо шокирующего наш внезапный и противоречивый герой в этот раз не сказал.
Я, как знают читатели моего жж, не была ни на одной встрече с Полуниным. Т.ч. посмотрела на него и послушала вблизи впервые... Видимо, мне повезло) Увидела его в прекрасном настроении. Потому впечатления самые хорошие.
Симатичное негромкое чувство юмора. Естественный в общении, простой, но, думаю, вообще не знает что такое панибратство. Стремится быть внимательным к каждому, кто к нему обращается, но без излишней старательности.
Светлый. И спокойный. Это меня особо впечатлило. Казалось бы, после такого спектакля артист должен быть либо выжат как лимон, либо наоборот продолжать находиться во власти бушующего адреналина. Но Сергей хоть выглядел довольным, но никакой возбужденности в нем не наблюдалось. Очень необычная нервная система...

Спасибо большое пресс-службе НГАТОиБ, говорят, это была их идея. Которую они блестяще реализовали. Коротко и емко, в не очень большом кругу доброжелательно и благодарно настроенных людей - видимо, лучший формат для общения с Полуниным.
А вот грядущая большая встреча в Новосибе тревожит... Как тревожит и дальнейшая неопределенность балетной и небалетной судьбы нашего героя. Он-то к своим бесконечным “американским горкам” привык. А вот нам еще тренироваться и тренироваться...

Ну ничего, думаю, через какое-то время поклонники Сергея будут готовы к любым перегрузкам)))

И можно будет лететь хоть в космос)))


Прослушать или скачать Илья Чёрт Мост Через Вечность бесплатно на Простоплеер

НГАТОиБ, балет, Сергей Полунин, Игорь Зеленский, театр, танец

Previous post Next post
Up