Ты дарила мне розы, розы пахли полынью...

Oct 29, 2013 01:22

Баядерка в МАМТе: исполнители

17.10.13. (генеральная репетиция: Оль, Величко, Кардаш),
18.10.13. (первый день премьеры: Сомова, Полунин, Микиртичева),
21.10.13. (третий день премьеры: Шапран, Полунин, Сомова )

Виртуальную золотую медаль за роль второго плана хочется вручить нашему драгоценному Золотому божку, Дмитрию Загребину)
На него можно ходить и смотреть хоть каждый день. Блеск!
Выверено каждое движение. При этом это не механистичность робота. А та стильная графичность, которая, по-моему, совершенно необходима правильному Божку.
(Дополнительная приятность, что золота на него на пожалели. А не просто экономично коленки и щеки позолотили)) )

Прекрасный Раджа получился у Михаила Пухова, светский, строгий, непринужденно-аристократичный. Я невольно подпала под его властное обаяние, хотя обычно папа-раджа меня никак не трогает.

Антон Домашев Брамином (17.10.13.) показался зачетным, но совершенно типовым.
Страдал и злодействовал как-то мелковато, не вкусно.
Проассоциировался скорее с мошенником-цыганом, чем с индийским духовным лицом-интриганом.

А вот Никита Кириллов, виденный в первый и третий день премьеры, сумел заинтересовать меня своим персонажем. Брамин у него получился сочный. Сластолюбец в самом расцвете сексуальных сил)) Сочетание властности и слабости в очень правильной пропорции.
Надеюсь, что Никита в дальнейшем будет придерживаться той же тактики: добрая порция актерского азарта, хорошее понимание свой задачи и никакого переигрывания.

Пожалуй, из всех исполнителей главных ролей наиболее внятно провела свою линию Оксана Кардаш.
Оксана сделала акцент не на тяжелой царственности своей героини, а на ее аристократичной манкости.
Остро-привлекательная, возбуждающе-экзотичная, женственная.
От ее неторопливо-многозначительной игры в шахматы с Солором я не смогла отвести глаз, и просмотрела весь джампе.
Сцена дележки жениха в исполнении Оксаны и Анны Оль была разыграна обеими девушками как по нотам. В два других дня исполнительницы были менее убедительны.
В время танца Никии, почти неподвижно сидя на табурете, Оксана   из всех Гамзатти  выдала наиболее сложную гамму чувств.
Из всех девушек, виденных мной в этой серии Баядерок, Оксана произвела на меня самое благоприятное впечатление. Будь я Солором, остановила бы выбор именно на ней)

В Гран-па, правда, на мой вкус, Оксане не хватало балеринского шика, оттанцевала она достойно, но от Гамзатти я ждала более торжественно-яркого танца.
И все равно культурный танец Оксаны для меня однозначно предпочтительнее, чем абордажная наступательность Эрики Микиртичевой с ее глуповатым восторгом на лице после каждого удачно сделанного па.

Чем дольше я вынуждена смотреть на Эрику, тем большее недоумение у меня вызывает постоянное присутствие в ключевых балетах Стасика этой артистки, напрочь лишенной всех достоинств, необходимых классической танцовщице и ведущей солистке академического театра: школы, хороших манер, балетного ума, вкуса, умения учиться.
Год регулярно танцуя с Полуниным и репетируя с Чернобровкиной, она ни на каплю не улучшила свой колхозный стиль работы на сцене.
Сложно понять, почему при наличии весьма достойной Гамзатти-Кардаш премьеру танцевала Микиртичева, которую вообще от публики стоило бы прятать, ибо девушкины танцы имеют весьма слабое отношение к классическому балету.
Показывать такую исполнительницу зрителям - портить зрителей, прививать им дурной вкус (уже писала, но не могу не повториться, коль пытка Эрикой повторяется вновь и вновь). Некоторые уже сейчас полагают, что Эрика вполне себе достойный образец Одетты, Одиллии.. Теперь вот и Гамзатти...
Разве что Микиртичеву поставили для усиления драматического контраста между нахрапистой Гамзатти и трепетной Никией Натальи Сомовой.

И по-своему Эрика действительно вписалась в спектакль, без экивоков впилась в Солора мертвой хваткой, придушила и попыталась заглотить кавалера, как удав птицу. Безнадежно-мученические взгляды, бросаемые Солором-Полуниным на навязанную суженую: "А может, стерпится-слюбится? Неет, мне столько не выпить, лучше убейте меня сразу!" находили полное понимание у немалой части аудитории.
Хотя на самом деле я вовсе не уверена, что именно аховое качество Эрикиной работы стало причиной таких душераздирающих взглядов Сергея... Это лично моя трактовка виденного, основанная на моих чувствах к Эрике.)
А Сергей к Эрике нормально относится. Кажется, ничего в ней его не ужасает... (а жаль! :(((  )

Наталья Сомова в роли Гамзатти поначалу произвела на меня большое впечатление. Выплыла мощно и завораживающе,  и Солор сразу потерял волю, упал на табурет возле шахмат и, как под гипнозом, принялся ловить взгляд принцессы-сфинкса. А раджина, вся погруженная с свое сомнамбулическое царственное совершенство, вовсе не спешила одаривать жениха вниманием и лаской. Эпизод смотрелся как экзотическая реминисценция из Юноши и смерти.
Но дальше, как только обиженная невеста жалобно смяла фату и среднестатистически застрадала, карета стала тыквой...высокородная дива стала обычной обманутой барышней... и вся ее интересность сошла на нет.
Не хватило Наталье собственнического пыла, властной ярости в ссоре с Никией. Не хватило сколь-нибудь личного решения поведения Гамзатти во время монолога соперницы.
Сомова крепкий профессионал, она очень красива, казалось бы, всё при ней, но когда она не отдает себя полностью своим героиням, не рискует, все ее достоинства пропадают втуне.

Никия у Сомовой мне понравилась больше, хотя заранее я предполагала противоположный результат.
Хрупкая, тоненькая, трогательная и покорная. Красивые длинные конечности, какие мне крайней нравится видеть у Никии)
Не слишком яркая, не способная стать центром спектакля, но мой глаз тихо радовала.
Если в ЛО дуэт с Полуниным мне показался лишенным какого-либо намека на гармонию, то сейчас погруженный в себя Солор и его случайная жертва смотрелись вместе убедительно.
Наталья играла легко, без переигрывания, что для меня всегда плюс.
Маловато было восточной экзотичности в танцах в начале спектакля. В монологе смотрелась недостаточно интересно - не хватало умения концентрировать на себе внимание публики.
В целом эта Никия вызвала у меня нейтрально-положительные эмоции.
Не знаю, может ли Никия у Сомовой стать более впечатляющей? Зажжет ли  со временем "Баядерка" священный творческий огонь в душе этой балерины?

Анна Оль, виденная мной на генеральной репетиции, более-менее понравилась только в начале.
Показалось, что в ней есть какой-то стержень, какой хотелось бы видеть в Никиях. Но это ощущение исчезло почти сразу и больше не возвращалось.
Как я написала ранее, Анне хорошо удалась сцена борьбы за жениха.
В остальном же Оль на Никию откровенно не потянула.  Даже на героиню вампуки.
По репетиции, конечно, не совсем правильно делать выводы... Но все артисты работали в полную силу, а я не увидела в Оль ничего, что бы дало мне надежду на возможность покорения ею партии Никии в дальнейшем.
Анне очень сильно не хватало роста и фактуры, чтобы быть видной в этом сверхпёстром балете. Не хватало характера. И природным даром значительно смотреться на сцене она тоже не обладает.
Она не лирична. И не романтична.
Худшая сцена - ожидание Солора и радость при встрече с ним. Откровенно фальшиво улыбалась и предвосхищая свидание, и при встрече с возлюбленным.
Мне сразу вспомнилось о том, что Анне никогда не удается сцена гадания в Майерлинге. Там тоже одна неискренняя приклеенная улыбка на весь эпизод, в котором барышня мечтает о большой любви, - и всё. :(((
Для меня проблема видеть на сцене женщину, которой так сложно поулыбаться небесчувственно.

Танец - нормальный, но ничем не впечатливший.
Руки никакие, особенно это в "корзинке" расстраивало.
На оба свидания к Солору, и в начале, и уже будучи мертвой, в Тенях, выбегала живо и деловито. Смотрелось это так, будто барышня спешит ночкой темной к бойфренду с более чем приземленными намерениями.
В общем, меня удивило, что Оль рассматривалась как кандидатка на первый состав. (Хотя это озвучивалось в Твиттере, который то ли фальшивый, то ли нет, я так и не поняла.)

Из всех стасиковских Никий меня больше всех интересовала и беспокоила Кристина Шапран.
От ее дебюта у меня впечатление, что роль пока только намечена, и главная работа предстоит Кристине в будущем.
Я рада, что Кристинина техника становится лучше. Уровень танца до сих пор не высок, но красота линий, выразительность жестов и общая врожденная значительность, столь важные в Баядерке, играют на стороне Кристины.
Пожалуй, бОльшие нарекания у меня вызвала не техника Шапран, а невыстроенность ею образа и периодическое манерничанье. От Кристины с ее естественным очарованием хочется природной простоты, без желания что-либо изобразить и без игры на публику

Кристина пока сама не четко понимает, какова ее героиня, и оттого в игре ее периодически заносит на поворотах.
При первом выходе ее Никия прелестное одухотворенное создание.
Но в выяснении отношений с Брамином она полна внешнего пафоса.
Едва отделавшись от Брамина, она тут же превращается в нежнейшую улыбчивую особу и безмятежно принимается поить Магдавею водой, как будто у нее только что не было шокирующего разговора с сомнительным ухажером.

В первом дуэте с Солором Кристина была очень неплоха. Только вот по нынешней возмутительной моде периодически открывала рот, таким неизящным образом подчеркивая публике ключевые моменты танца, что сильно снижало общее благоприятное впечатление от эффектных певучих движений балерины.

Недостаточно логично Кристина провела и ссору из-за возлюбленного. Вышла эдакой тихой скромницей... а затем заинтересованно и откровенно восторженно осмотрела богатства дворца раджи. ИМХО, слишком меркантильно для служительницы храма. А чего же тогда браслет отвергла, даже не взглянув?

Обычно баядерок Гамзатти долго изводят, прежде чем Никии преисполняются возмущения и налетают на соперницу с рассказом о клятве Солора. Кристина же поспешила. Встав лицом к залу и спиной к Гамзатти, она сразу изменилась в лице, стала выглядеть гордой, решительной, преисполненной собственнических чувств... Казалось бы, ошиблась на несколько секунд, но логика пропала...В Кристине неожиданно проступили черты, более подходящие Гамзатти, чем Никии.

Слишком быстро, прямо мгновенно она обессилела после укуса змеи, и надрывности в агонии оказалось недостаточно.

И вот так вся Кристинина Никия пока пестрит неточностями, которые разрывают образ на мелкие клочки.
Кристина должна собрать партию воедино, чтобы она не распадалась на решение отдельных задач, танцевальных и актерских.
Увидеть свою героиню в целом. Решить, кроткая ли она и отрешенная? Или чувственная и полная ощущения собственной исключительности? Еще какая-то другая?

Я бы, конечно, предпочла акварельную игру, простоту, естественность, полный отказ от обращения к публике. Но решать, конечно, Кристине. Можно попробовать и не акварель, а густую масляную краску, благо, вампучность истории позволяет использовать прием "игра в".
Но так или иначе, Кристине, чтобы на сцене появилась Никия, а не черновой набросок, необходимо быть последовательной и выбрать один вариант ведения рассказа.
Несмотря на все мои придирки, именно Кристинина дальнейшая работа над Никией в МАМТе вызывает у меня наибольшей интерес. Именно на нее я надеюсь.

Семен Величко не сумел заинтересовать меня своим Солором.
Танец нормальный, но как-то особенно взгляд не ласкающий. Прыжки приличные, но не ах.
Игра вызывала скуку. Улыбки на свидании голливудски-бесчувственные, в целом эмоции дежурные, не окрашенные индивидуальностью.

Правда, из-за Солора Сергея Полунина, вызвавшего у меня неоднозначную реакцию, я призадумалась об особенностях редакции Макаровой, и сейчас мне кажется, что исполнителям роли Солора вообще довольно непросто проявить свою индивидуальность в данной редакции.
Судя по тем записям, что существуют, артистам приходится существовать в жестко очерченных рамках. Мухамедов, Болле, Акоста - их игра одинакова едва ли ни до жеста!
Полунин тоже не выходил за пределы четкой схемы, единой для всех. Как это соотносится со словами о том, что Наталия Романовна дала Полунину полную свободу действий, я пока не понимаю.

Про Сергея надо написать отдельно. Но я пока не готова.
Previous post Next post
Up