Спартак 19.10.13.
Васильев-Зеленский-Аллаш-Виноградова
У меня сейчас горячая зрительская пора.
Три Баядерки, один Спартак в БТ живьем и один в записи.
Не люблю смотреть балеты подряд, не успеваю переваривать впечатления. Но что делать. Постараюсь поделиться мыслями обо всем увиденном.
Уже просмотрены два состава Баядерок, о них попозже.
А начну я с самого неприятного. Со Спартака в Большом.
С возвращения Ивана Васильева к своей коронной роли и авантюры Игоря Зеленского.
Читаю нынешние бешеные восторги и понимаю, что я живу в другом измерении. Для меня этот спектакль от и до был одной невыносимой мукой.
Единственная радость, потратила не много денег на билет, а сидела при этом довольно пристойно.
А, ну и вторая радость, что видела этот ужас-ужас-ужас сама, иначе, не дай бог, поверила бы ликующей толпе фанатов и присоединившихся к ним.
А теперь у меня есть свои впечатления, пусть и остро-негативные, но не замутненные ничьим влиянием.
Вчера мне было так плохо от увиденного, до физической дурноты, что я сомневалась, стоит ли честно высказывать нелицеприятную оценку работе артистов, к которым я испытываю большую симпатию. Меня заставил решиться хор зрительских восторгов.
Потому что с моей точки зрения поводов для ликования нет, есть повод всплакнуть в уголке.
Вчера я для себя поставила крест на Спартаке Ивана Васильев.
А ведь когда-то он мне так нравился в этой роли, я как и все упивалась его сразу ставшей знаменитой энергетикой, искренностью чувств, надеялась на перспективу его внутреннего роста в этой партии. Но то что я увидела вчера, разбило мне сердце.
Очень неудачный грим, Иван был загорело-черный, как из забоя. Кто ж его так не любит из гримеров? Одна бровь резко выше другой, потому я то и дело вспоминала про Квазимодо.
На лице все время выражения... испуга. То есть я понимаю, что выпученные глаза и странная ухмылка должны обозначать что-то другое, скажем, силу чувств героя. Но лично я это выражение могу прочитать только как страх. Это расхождение реального с планируемым очень меня нервировало.
Вообще, игра Ивана была совсем плоха. Раньше мне так не казалось. Вот теперь думаю, я ли так изменилась или Иван? Что-то я сомневаюсь, что могла раньше верить такому поверхностному гримасничанью.
Так или иначе все размышления Спартака, все монологи, все изображения любви и нежности, больше напоминавшие эротический экстаз сатира, выглядели жутковатой комедией, и меня от этого конкретно ломало.
Как ломало и от разбойничьих манер этого Спартака. Не пойму, слишком суетливо и резко Иван двигался что ли? Или в чем дело? Но значительность жеста великого предводителя у него не было совершенно. Мечами он махал в манере "Щас зарэжу". Вспоминая его великого однофамильца, чей высокодуховный и интеллектуальнейший Спартак навсегда останется эталоном, я чуть не расплакалась при мысли, до какого же примитива мир сейчас дошел. Коль ему в радость подмена образа Спартака, почти святого освободителя, карикатурным Соловьем-разбойником.
Лучшими были, ожидаемо, знаменитые прыжки и пируэты Ивана. Когда такой шквал энергии направляется в зал, его невозможно не принять. Это, конечно, очень круто, так прыгать. Так никто больше не может.
Но при чем тут Спартак?
Не знаю, может ли что-то помочь Ивану приподнять эту животную трактовку ввысь и говорить о по-настоящему важном? Могли бы помочь ему серьезные занятия актерским мастерством? Что-то сомневаюсь.
На сцене видна душа артиста, его глубина. Виденное вчера убило во мне все надежды, что что-то можно исправить.
Но народу нравится. Зал выл и вопил. Так что, наверное, можно сказать, что все у Ивана хорошо.
Даже если по моему мнению все прошло плохо.
Не понравился и Игорь Зеленский. Хотя тут я была более готова к разочарованию. Понимала, что с его стороны это огромная авантюра. Но как ни восхититься этим безумством храброго? И вообще, эксперименты - это так волнующе, особенно в ситуации, когда БТ не может похвастать нормальным комплектом Крассов.
Говорят, перед смертью не надышишься, и, похоже, перед уходом со сцены Игорь Анатольевич вдруг резко решил надышаться всласть. И Красса напоследок явил любопытствующему Большому, и в Майерлинге заявился, проигнорировав свою Новосибирскую премьеру. (Вот уж что меня совсем в оторопь вводит. Хотя к его Рудольфу я очень неровно дышу), но нынешний прилив желания танцевать в ущерб худручьим обязанностям меня сильно смущает. Прогулы худруком Стаса генреп Баядерки меня не порадовали, но там все закончилось хэппи-эндом, а победителей не судят.)
Зеленский, как оказалось, мне нравится через раз. Его Рудольф меня покорил.
А вот Хозе вызвал такое же сильное непонимание, как и нынешний Красс.
Как мне недавно напомнила одна пламенная поклонница И.А., Хозе Зеленского я умудрилась сравнить с министром соцразвития, отставившим на время портфель и пустившимся лично инспектировать порученные ему проблемные участки.
Ну вот и сейчас с самого начала спектакля стало ясно, что Красс Зеленского решен примерно в том же ключе. Крутейшая акула бизнеса, которому все в жизни смертельно осточертело. Большое кресло, дорогущий деловой костюм и ручка Монблан в руках вместо игрушечного меча, и шевелить только пальцами, а не носиться по сцене, сцепив зубы, - и было бы суперубедительно. Казалось кощунством, что этот усталый олигарх зачем-то мучает свое тело, скрипит и с гримасой упрямства на лице выполняет зверскую гимнастику Григоровича.
К сожалению, в нынешним исполнении Зеленского партия полностью распалась на отдельные спортивные элементы, которые он покорял с решимостью, достойной лучшего применения.
Образ оказался мне не по нутру. Образа в принципе было маловато, слишком уж артист был сконцентрирован на борьбе с техникой, а личностные черты героя обозначил весьма условно. Властность, пресыщенность и... пожалуй всё. Больше и эпитетов не найду, потому что ничего больше и не увидела.
Ни будоражащих садистских ноток, ни накатов безумия, ни чего-то другого, своего, оригинального, что бы я не могла предположить заранее, но рада была бы увидеть и удивиться.
Про дам даже говорить не хочется. Физкультурницы.
Хотя в общем-то бездушная стерва Эгина у Марии Аллаш выходит весьма убедительно. Но в этой плакатной компании меня порядком раздражила и она, деловитая, безвдохновенная, откровенно отрабатывающая за деньги. Двигающаяся с таким видом, будто мысленно подсчитывает, сколько ей заплатят за каждый мах ногой.
Ее молодая коллега Мария Виноградова тоже яро и бездумно махала длиннющими красивыми конечностями аки косиножка и весь спектакль держала на лице единственное кислое выражение. Бровки домиком, видимо, должны были символизировать нежную жертвенную душу, но на деле только подчеркивали пустоту артистки. Опять же, при сравнении с выдающимися исполнительницами прошлого от такого внешнего и внутреннего примитивизма становилось просто тошно.
Весь спектакль сердце мое корчилось при мысли о том, во что же превратился наш легендарный балет, визитная карточка Большого.
Воодушевлял только мужской кордебалет, истово и честно каждой клеточкой тел отдававшийся силовой хореографии Григоровича.
Они несли в себе правду сцены и не давали угаснуть последним лучам надежды на светлое будущее для нашего великого спектакля.
___________________________________
UPD. Пару дней спустя, пречитав текст, я поняла, что местами была чрезвычайно резка. Что пиши я отзыв не сразу после спектакля, а попозже, слегка приостыв, выбирала бы выражения более аккуратно.
Но что написано пером... в смысле, в интернете...
Тем не менее, даю ссылку и на отредактированный текст.
Первоначальный вариант свидетельствует о моих зрительских эмоциях сразу по выходе из БТ, а вторая версия лучше соотвествует тому, что я думаю о том спектакле.
http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=253898#253898