Жертвенный дар принца Зигфрида

Oct 14, 2013 00:03

В последнее время у меня проблемы с написанием отзывов о спектаклях. Эмоций много, сказать есть что... но как сажусь писать  - теряю решимость и бросаю текст посредине.
И это "последнее время" тянется аж с лета.
Из-за чего самую малость не был дописан рассказ о самом лучшем на данный момент Майерлинге Сергея Полунина.

По причине подозрительной зрительской апатии мной никак не были подведены итоги прошедшего сезона, хотя мысленно для себя главное я сформулировала.
Несмотря на страшную нервотрепку и множество поводов для пессимизма, на сезон я жаловаться не стану. Если московский сезон 2011-2012 стал сезоном простигосподи Прорвич, то сезон 2012-2013 стал сезоном Полунина.

Не написала  я и о гастролях парижан. Слишком много наговорила в комментах у френдов, повторяться уже не захотелось.

С рассказом о возвращении Васильева я справилась, потому что оказалось, что писать деловито и почти без эмоций на данный момент мне проще.

Первый же спектакль, который я действительно ждала, Лебединое озеро. 01.10.13. Полунина в МАМТе , вызвал у меня ожидаемые трудности.
О Полунине писать мне сложно всегда, а к его Лебединому у меня слова вообще упорно не подбираются.
Да еще сам нынешний спектакль, если не говорить о Сергее, вышел весьма расстраивающим, самым неудачным Лебединым из всех, что я видела с участием нашего  дивного принца.
Конечно, стоит сделать скидку на недавнее лето, видно было, что некоторые находившиеся на сцене еще не полностью вернулись из отпуска. Но кое-что в моих глазах оказалось непростительным.

Сам Полунин был невероятно хорош.
Слишком хорош.
Странный упрек, но увиденное меня ранило в самое сердце. Относиться к Лебединому так, будто это по меньшей мере Шекспир...быть Зигфридом ТАК истово, как это делал Сергей, когда вокруг со скрипом работают коллеги, и спектакль не складывается, когда основные партнеры щеголяют дурновкусием и откровенной глупостью...
Что это? Это и есть суперофессионализм, когда артист творит как исповедуется в условиях, когда исповедь кажется совсем неуместной? Наивность художника, действительно не такого как все?  Полная самодостаточность, когда человеку все равно, с кем находиться на сцене?
Гордыня одиночки на вершине Олимпа или наоборот, дар жертвовать собой вопреки всему?
Весь спектакль эти мысли кружились у меня у голове.
Одновременно я гневалась на некоторых коллег Полунина по сцене.
И всерьез сопереживала принцу Зигфриду, оживленному стараниями Сергея.

Да, с большинством проблем труппа справится, и скоро. (Жду Баядерку с испугом, но и с надеждой.)
Общее дыхание непременно вернется в ЛО. Прошлый январь - доказательство, каким живым и вдохновенным может быть этот спектакль в МАМТе.

Некоторая вымученность веселья молодежной тусовки в первом акте, думаю, исчезнет уже в следующий раз.

Александр Омельченко, выглядевший на сцене именно тем, кто он есть на самом деле (вчерашним школьником),  когда-нибудь, и надеюсь, скоро, перестанет мяться, слишком широко и нервно улыбаться, расправит спину и наберется ненаигранной уверенности в себе. Дело практики.

А вот его партнерше, Александре Дорофеевой, девушке опытной и ничем не радующей глаз, никогда не украсить собой па-де-катр. Она всегда будет вносить откровенный визуальный разлад в танец двух пар, если будет и дальше выходить в данной партии. И вообще, в любой серьезной сольной партии. ИМХО.

Понравилась усиленно всеми критикуемая  Кристина Шапран. Хотя, пожалуй, немного слишком старалась пропеть каждое движение своими поразительно красивыми конечностями.
И свою роль до конца не довела. Начала правильно, так и магнитила принца бархатными глазами, а вот когда оказалась отставлена  - словно бы и не расстроилась. И побежала веселиться дальше со всей честнОй компанией. Ну только честно, кто бы на месте этой безымянной претендентки, натанцевавшись с принцем, наглядевшись на его открыто-счастливую улыбку, уже мысленно примерив на себя корону и  неожиданно всё потеряв, не впал бы в уныние  на месяц-другой?
(Тем более, что Полунин в этом эпизоде единственный раз за спектакль позволил себе выйти из образа и потанцевать с явным удовольствием с партнершей, хотя ситуация предполагала у принца гораздо большую сдержанность чувств).)

Еще из положительного: в этот вечер я разглядела четверку шутов в черном акте, танцевавших фантастически синхронно. Обычно я только на Шута смотрю, а в этот раз залюбовалась всем шутовской командой)

Анастасию Першенкову в свите Ротбарта всегда жду, и никогда она не подводит, кого бы ни танцевала, испанку или неаполитанку.  В этот раз Анастасия горела на сцене в Испанском, и в тот момент я начала верить, что искусственность из спектакля уйдет.

За ней вышла Анастасия Лименько и довольно бойко отплясала неаполитанский. Если Анастасия не сочтет, что эта партия у нее стопроцентно готова и постарается почетче ухватить характерный шик своего номера, в будущем может получиться не просто хорошо, а отлично.

А вот настоящим антигероями вечера, устроившими спектаклю разгром при Лебедином озере,  стали две вершины сказочного треугольника.
Сказать что я зла - стократно преуменьшить.
Я оскорблена.  Полным отсутствием интеллекта и вкуса, которое продемонстрировали Эрика Микиртичева и Иван Михалёв. Может, я и стерпела бы нелепость ужимок каждого в отдельности. Но вдвоем они устроили сущий балаган. И тем самым растоптали черный акт, подставили своего партнера  и низвели публику до уровня зрителей Аншлага.
Микиртичева  уничтожает Лебединое озеро Бурмейстера, появляясь  в нем в главной партии.
Каждый раз, приходя на ЛО ради Полунина, я стараюсь смотреть мимо Эрики, только на Сергея.
А тут поначалу забыла спасительный рецепт и стала разглядывать Эрикины наивные до неловкости попытки пересказать партию Лебедя в меру своего понимания. Точнее, полного непонимания. Потому что девушка совсем не догадывается, как шокирующе выглядит со стороны, коряво трепыхаясь и комически-жалобно кругля глаза.
Через несколько минут жестокого стресса я осознала, что на Эрику смотреть не должна. Иначе спектакль закончится моим нервным срывом.
Переключила все внимание на Сергея.  А он как ни в чем не бывало вел свою линию... Вот уж не знаю, восхищаться ли его стойкостью или убиваться из-за его фантастической непривередливости?
Но самые ужасы начались во дворце.
Детский сад играл в публичный дом.
Эрика кривлялась, считая, что она соблазняет. На деле же выглядела малолеткой, насмотревшейся сериалов Первого канала о колхозницах, превратившихся в супермоделей.
Эрике вторил ее напарник. Не знаю, с кем разучивал Иван Михалёв партию Ротбарта, кто научил его вести себя на сцене на манер героя низкопробного боевика. Расставлять пошире ноги, шевелить бровями  и самым диким образом пыжиться в безнадежной попытке изобразить из себя крутого парня.
На сцене творился невообразимый ужас, не хватало только закадрового смеха.
 Даже и  не припомню,  когда спектакль вызывал у меня такую мешанину чувств.
Это было форменным безумием: наслаждаться Полуниным, ведущим свою линию мощно и безупречно,  и параллельно корчиться от негодования при виде его партнеров, свалившихся на глупейший ситком.

Я осознавала, что нынешний спектакль не заслуживал такой фантастической самоотдачи, которую демонстрировал Сергей. Но как было не восхищаться его стойкостью перед внешними обстоятельствами? Не ощущать благодарность?
Он обожает сцену, он уважает зрителей и стыдится халтуры. Он понял и полюбил своего героя сразу, с первого спектакля.
Он вышел сейчас  - и вопреки всему четыре акта был тем, кем желал быть в тот момент.
Зигфрида январского, юного праведника, напрочь лишившего меня дара речи своим нежнейшим чистым светом, сейчас сменил другой принц. Зигфрид, внутренне истерзанный неопределенной душевной смутой. Содрогающийся на краю бездны.
История Лебединого озера у Сергея концентрируется на теме добровольного жертвоприношения. По идее, в ЛО так и должно быть, но силами, точнее бессилием полунинских партнерш,  и собственным замечательным чутьем Сергея этот посыл у него звучит как-то особенно явственно.
 Встреча с волшебным существом женского пола воспринимается этим принцем, изожженным своим душевным огнем, как знак свыше. Она - объект для служения, которому Зигфрид может  посвятить себя без остатка и тем самым обрести цель в жизни и внутреннее равновесие.
Принц Полунина всем своим поведением дает понять, что не обладать хочет, а  отдаваться.
В этот раз нечаянная потеря пера Одетты дала Сергею еще большую возможность подчеркнуть желание своего героя покориться прекрасной даме * . Вместо клятвенного перышка партнерше были торжественно протянуты две раскрытые ладони, а голова принца склонилась перед ней в ритуальном максимально низком поклоне.
(Вот бывают же артисты, что бы них ни случалось, перо ли улетело, пистолет не выстрелил, -  а импровизация получается не хуже, а то и эффектнее предложенного постановщиком варианта).)

До чего интигующе наблюдать, как Полунин распоряжается  возможностью быть на сцене совершенно разными принцами: Рудольфом и Зигфридом, -  появившимися в его жизни почти одновременно.
Сергей одинаково страстно относится и к мирной красивой сказке,  и к довольно неприглядной драме "для взрослых".
Обе истории у него всерьез и от всей души. В обоих героях слабость и сила, нездоровье и жажда жизни намешаны в странных, будоражащих пропорциях.
Каждый раз, смотря его Зигфрида, я радуюсь, что этот принц дался Сергею намного легче, чем тот, второй, темный.
И невыносимо сладенький финал ЛО, если на сцене Сергей, меня не раздражает, а вызывает удовлетворение.
Жестокость и безысходность пусть достаются другому спектаклю и другому принцу, светлая же ипостась заслуживает выстраданное счастье.

* ну, пусть дама прекрасной не была, и вообще это была не дама, а Эрика, но для Полунина эта досадная мелочь не имела значения.

балет, Сергей Полунин, театр, Эрика Микиртичева, МАМТ, танец

Previous post Next post
Up