Apr 14, 2012 01:23
"Шопениана", "Кармен" НГАТОиБ
12.04.12. в МАМТе
В Новосибирском театре в последние годы происходит много всего интересного, потому, видимо, вся околобалетная Москва ждала гастролей сибиряков с огромным энтузиазмом.
В театре бурлило праздничное возбуждение. А наша "этуаль критического цеха" Татьяна Кузнецова находилась в таком превосходном расположении духа, что в антракте аж растанцевалась в проходе партера (бонус зрителям в этот вечер :-) )
Зал МАМТа заполонили балетоманы, критики и громадное количество балетных, в т.ч. артистов БТ и МАМТа. Желающих было столько, что капельдинеры с администратором убЕгались, всех рассаживая и принося все новые и новые дополнительные стулья.
"Шопениану" я не люблю, по крайней мере в исполнении БТ. Этот спектакль в Большом как-то незаметно скончался, не приходя в сознание, а хладный труп до сих пор периодически показывают зрителям. Тренируют молодежь, не перенапрягают почтенную старую гвардию. И даже не пытаются скрыть своего снисходительно-утомленного отношения к вековому бессюжетнику.
Естественно, глядя на новосибирскую "Шопениану" я просто не могла удержаться от сравнения с БТ.
Новосибирцы тоже сделали "Шопениану" довеском к главной приманке - номинированной на ЗМ "Кармен", но ни следа морального разложения в сильфидных рядах мне учуять не удалось. Станцевали так, словно этот балет им близок и современен.
И лично для меня, отношение меняет все.
Не могу сказать, что исполнение было безупречным.
Роман Полковников, отменный Спартак и Конрад, невысокий, крепкий, мощный, выглядел весьма неуместно в роли романтического Юноши. Танцевал честно, аккуратно, в меру старательно пытался соответствовать стилю, но это тот радикальный случай, когда против фактуры идти бесполезно. Ставлю просчет в вину не Роману, а худруку Игорю Зеленскому. А Романа очень надеюсь когда-нибудь посмотреть Спартаком.
При всей моей критике, на Полковникова мне смотреть было в разы приятнее, чем на штатного юношу БТ романтически сложенного Владимира Непорожнего, недавно благополучно покинувшего сцену.
Из девичьей тройки больше всех порадовала Вера Сабанцева, правильная романтическая балерина. С небольшим, но легоньким зависающим прыжком. Прекрасно управляющаяся со своими тонкими изящными длинными конечностями. Танцевавшая уверенно, незажато, несуетливо, неманерно... И несовременно в лучшем смысле.
Единственный повод для расстройства - Вера в следующем сезоне уезжает работать в Вену :(
Светлана Свинко, внешне почти столь же эффектная, как Сабанцева, в танце выглядела не столь органично.
Ближе к стандартным исполнительницам Большого. Т.е. не могла скрыть сосредоточенности на технике. И дискофорта от необходимости имитировать старомодный стиль танца.
Татьяна Горохова, возможно, порядочно переволновалась. Станцевала Одиннадцатый вальс так же нервически, как он периодически исполняется в БТ. К финалу балета, кстати, немного помягчала и расслабилась.
Кордебалет, пусть не идеально подобранный, тем не менее излучал чарующую негромкую радостность и демонстрировал умиляющую деликатную резвость.
Новосибирские танцовщицы подкупили меня естественностью сильфидного поведения.
Т.ч.на антракт я ушла в наилучшем расположении духа, благодарная НГАТОиБ за то, что они вновь вернули мне веру в "Шопениану".
Гвоздь программы "Кармен" предвкушалась мной с громадным нетерпением и в общем и целом надежды мои оправдала.
Теперь, наконец-то посмотрев вживую, я абсолютно уверена, что этот балет Пети фантастически молод душой.
И замечательно идет новосибирской труппе.
Артисты азартно хулиниганствовали на сцене. Смачно, убедительно и чертовски обаятельно изображали отбросы общества.
Бандитская троица, мне показалось, буквально влюбила в себя зал. От Елены Лыткиной, задорной аппетитной миниатюрной юлы, было не оторвать глаз.
А вот главные герои, золотомасочные номинанты, меня не вдохновили.
Даром, что оба большие профессионалы, не обойденные регалиями. Но "Кармен", штучка с норовом, им не далась.
На фоне лихой кордебалетной молодежи сильно бросался возраст Игоря Зеленского. Не то чтобы внешность подводила, Игорь Анатольевич весьма эффектен.
Но периодически, в технически сложных эпизодах, видна была его борьба с собственным телом.
И еще больше мешала его внутренняя адская усталость. Зеленский весь спектакль проборолся за то, чтобы выглядеть породистым доном, мачо, суперменом, секс-символом. Но, да простят меня его поклонники, слишком много было напоказ.
Сначала дон Хозе походил на какого-нибудь министра (например, внутренних дел или соцразвития), на облике которого все печали мира оставили свой след. И вот этот министр забросил свой портфель, пошел изучать подведомственный ему контингент лично и от перенапряжения пустился во все тяжкие.
После активного братания с низами породистый аристократизм Зеленским был демонстративно отброшен и перед нами предстал мачо. К сожалению, мачо вышел какого-то мужицкого типа: цигарка, агрессивно напряженное тело, постоянное демонстративно-воинственное выражение лица и уголовные манеры...
Короче говоря, такой "мачо", который обязательно бьет. Потому что любит.
Однозначно не мой тип.
Подрасстроила и Анна Жарова. Я заранее была уверена, что это ее роль. Но то ли просто конкретный спектакль вышел неудачным, то ли партнер и по совместительству босс Анну не зажигает, но это была не Кармен. А рядовая жертва скандальной семейной разборки.
Вроде и острота в характере была, а вот женственная манкость отсутствовала.
Технически танцевала тоже небезусильно.
И тоже была усталость, а Кармен - это же неприглаженная витальность!
(Жаль, что для нас в Москве это был единственный дубль, и нет никакой возможности перепроверить свои ощущения. Бывают ведь просто тяжелые дни и несложившиеся спектакли... )
От и до оба, Заленский и Жарова, отработали очень ответственно, добросовестно... заученно и невдохновенно. Каждый жест и взгляд был продуман и отмерен аптекарски точно.
Ни малейшей чувственности в их истории мне углядеть не удалось. Формально эротическая сцена в спальне выглядела набором гимнастических элементов, исполняемых обоими "любовниками" с определенным напрягом. А легче всего им дался финал - откровенная конфронтация, смертный бой.
"Кармен" едва не скатилась к обыкновенной криминальной хронике, рассказанной на смеси французского с новосибирским.
Но спасла спектакль (и мое настроение) атмосфера кружащего голову греховного веселья, со смаком нафантазированная когда-то маэстро Пети и блестяще схваченная новосибирской труппой.
Несмотря на все мои придирки, огромная благодарность новосибирцам.
Отличный вечер. Обаятельный коллектив.
Смотрела бы на них и смотрела!
НГАТОиБ,
балет,
театр,
танец