Дневники Дуато

Apr 16, 2012 01:19


"Duende", "Nunc Dimittis", "Прелюдия"
Михайловский театр на сцене МАМТа 03.04.12.

За перипетиями взаимоотношений Начо Дуато и Михайловского балета я до этих золотомасочных гастролей следила заочно. Читала интернет-отзывы, журналистские статьи, высматривала крошечные видеофрагменты. Сопереживала всей душой и мечтала насладиться воочию. Дождалась и насладилась.

Даром что бессюжетники, дуатовские сочинения замечательно будят фантазию. Я невероятно увлеклась историями, исподволь угадывающимися в каждом.
"Duende", оказывается, можно перевести как "эльф" (на самом деле это фольклорные сверхъестественные существа отнюдь не безупречных внешности и поведения, но Дуато подкорректировал образ ).
Я, честное слово, до сегодняшнего вечера, когда села написать отзыв, про эльфов-дуэнде была не в курсе. (Вполне возможно, когда-то читала, но благополучно забыла))). )
Но, глядя на сцену, я все-таки напридумывала себе именно страну резвящихся эльфов. Видимо, сама музыка подсказала.
Эльфы порхали, полуобнаженные, совершенные, сказочно недоступные, полные равнодушия к миру за пределом их волшебного пространства.
Медитативный балет, красивый прохладной расслабленной красотой. Без взлетов и падений, без начала и конца, небольшой кусочек вечности.
Михайловские танцовщики, не порадовавшие меня днем ранее в СК, в недлинных бессюжетниках дружно засияли. Звонкую хрупкость, неземную отстраненность и манящее изящество музыки Дебюсси и хореографии Дуато передали полностью.

"Nunc Dimittis", по-моему, балет фантастический. Во всех отзывах, как профессиональных, так и любительских, встречала только одно прочтение происходящего на сцене: религиозная подоплека, старая Русь, сарафаны, тьма веков, тяжесть грехов, и намек на Богородицу в главной партии, исполняемой Екатериной Борченко. Но стоило открыться занавесу, и я решила, что это фантастика в прямом смысле.
Тревожные прожекторы разбивали серое ангарообразное пространство.
Бордовая занавесь в глубине сцены, казалось, скрывала урчащий двигатель звездолета.
А сама героиня, с приставкой "супер-", одетая, как Лара Крофт, была лишена налета голливудской гламурности и всем своим существом нацелена на спасение человечества. Суровая, сильная, изумительно сложенная - действительно супер.
В танце воительница вместе с двумя преданными адъютантами образовывала замысловатейшие фигуры, навевая мысли о каких-то дивных многоногих инопланетных существах (вспомнился "Звездный десант").
В финале Екатерина Борченко, последняя надежда мира, на занавеси, как на трапе, наконец поднималась вверх, видимо, на борт своего космического корабля, чтобы улететь исполнять великую миссию.
Лаконичный, стильный, жесткий, острозаточенный балет.
Россия, возможно, показалось Начо другой планетой, раз навеяла ему такие фантастические ассоциации. ;)
Борченко великолепна, ее героиня незабываемо рельефна во всех смыслах:) 
Дуато выявил самое эффектное в ней.
Мне показалось, что это вовсе не адаптационная разминка Начо на новом месте, а серьезная совместная удача хореграфа и театра.
Единственное расстройство - одного просмотра мне совершенно недостаточно.

О "Прелюдии" рассказывать совсем тяжело. Она сложно выстроена, выглядит миниатюрной многоактовкой. В ней великое множество мелочей, которые надо разглядывать. Смотреть много-много раз.
Дуато ставит интуитивно, и зрителю тоже непременно надо отдаваться на волю своей интуиции, чтобы поймать дуатовскую волну.
Были в "Прелюдии" и дивные виллисы, почему-то даже более пугающие, чем в "Жизели". Возможно, потому что были полностью отстраненные, будто полуистаившие, ни на кого не покушались, но возникали тут и там: то у жутковатого зеркала, то посреди мрачного города, то среди странных среди березок. Как будто нигде от них не скрыться.
Был одинокий неприкаянный герой в исполнении Леонида Сарафанова. Персонаж сложный, вовсе не добрый, вызывающий почти такую же тревогу, как блуждающее виллисово сестринство.
Была пара, суровый человек в черном, Марат Шемиунов, и женственнейшая Ирина Перрен. Она, наверное, больше всех меня поразила в этом балете. Я в общем-то предполагала, что в модерне она чувствует себя комфортнее, чем в классике. Но до чего же она хороша в "Прелюдии", со своей спокойной широтой, душевностью, нежностью, роскошной плавностью.
Одинокий герой напористо разбивал пару, получал свою женщину-мечту, а вместе с ней и возможность душевного успокоения.
Понятно, что после единственного просмотра я только поверхностные моменты смогла ухватить, вот и вышел банальный пересказ:( 
А а как же хочется большего!
Но даже с одного раза понятно, как идет труппе хореография Дуато, какими привлекательными делают артистов, не только солистов, его творения.
Мне кажется, это чудесное взаимное обогащение.

Как-то у одного из критиков я прочитала интересную мысль, что балеты Дуато - это своеобразный дневник.
 И когда наконец-то благодаря Золотой Маске я увидела михайловские балеты, то не могла не задуматься о том, а что же было на сердце у столь любимого мной хореографа, когда он сочинял каждый из них.

Начо Дуато, балет, Михайловский театр, театр, танец

Previous post Next post
Up