Задача про самолёт - продолжение

May 29, 2008 09:32

Поскольку страсти до сих пор не утихают, то в дополнение к первому посту выложу копию толкового решения от skeptik_ из форума RSDNСначала упростим физическую модель: вместо транспортёра введём бесконечно длинное тело с массой Мт, по которому движется диск с массой М ( колесо ), причём масса Мк равномерно распределена по диску (колесо), а остальная ( Read more... )

puzzle, physics, humor

Leave a comment

Comments 18

zyrianin May 29 2008, 07:23:50 UTC
Все-таки это решение неверно.

Оно исходит из того, что увеличение скорости транспортера все время таково, чтобы самолет оставался на месте. Однако это не так: самолет все-таки движется поступательно (двигатель заставляет его отталкиваться от воздуха, винтами или реактивной струей), колеса - по условию задачи - вращаются с той же скоростью, что и движущаяся в обратном направлении взлетка, однако под воздействием осей колесам приходится проволакиваться по взлетке. Самолетному двигателю гораздо легче создать это сравнительно небольшое дополнительное усилие, нежели гипотетическому двигателю транспортера преобразовать всю тягу двигателя во вращение колес.

Reply

andy1618 May 30 2008, 08:01:33 UTC
Да, согласен - в модели не учитывается возможность проскальзывания колёс (впрочем, в задаче про это ничего не сказано - тут можно трактовать по-разному, вплоть до "зубчиков" на колёсах и ленте). Тем не менее, учёт проскальзывания ввести легко - надо добавить в систему ещё одно условие, что горизонтальная сила воздействия транспортёра на самолёт ограничивается силой трения скольжения:
F <= M*g*k, где М - масса самолёта, g - ускорение св. падения, k - коэффициент трения между покрышками и поверностью транпортёра.
В этом случае исход (взлетит/не взлетит) будет зависеть от тяговооружённости самолёта (подробнее см. прошлый пост).

Reply

zyrianin May 30 2008, 08:19:30 UTC
Нужно решать ровно ту задачу, которая задана. Справедливо отмечалось, что абстрагироваться от "поведения" взлетной полосы - мол, самолет все равно оттталкивается не от нее, а от воздуха, так какая разница? - неверно: полоса задана таким хитрым способом, что абстрагироваться нельзя.

Но и другое абстрагирование неверно: "по условию задачи, транспортер движется так, чтобы самолет стоял на месте". Он движется со скоростью колес - но в том-то и штука, что самолет может их обогнать! И не только "может" - но так и сделает: аэродинамику не обманешь.

Reply

andy1618 May 30 2008, 08:49:36 UTC
>Нужно решать ровно ту задачу, которая задана.

Это сделать довольно трудно, т.к. формулировка условия очень нестрогая. Как правильно пишет crazyelk из IXBT:
==
Для начала ... устаканьте хотябы между собой как это "Скорость движения транспортера" величина векторная и имеющая размерность - (метр в секунду в единицах Си) умудряется сравнятся по величине
и быть противоположной по знаку со "Скоростью вращения колеса " величиной тоже несомненно векторной но вот беда имеющей другую размерность (радиан в секунду) да еще и вектор ее направлен вдоль оси вращения колеса (ну тоесть перпендикулярно направлению движения самолета).
==
:)

Reply


Вы ничего не путаете? anonymous May 29 2008, 11:34:56 UTC
> По сути дела вся энергия двигателя уходит на раскрутку колёс

Мне так кажется, ракрутку колес обеспечивает не только двигатель самолета, но и двигатель транспортера. Мысленно прикрепите колесо не к самолету, а транспортеру... Суть не меняется, но становится очевидным, что двигатели будут поровну превращать свою энергию в энергию раскручиваемого маховика. Если при этом самолет прибить гвоздями к небу, а его двигатели выключить, то тогда транспортеру придется работать в два раза интенсивнее.

В нашей же задаче, по сути речь идет о двух самолетах, просто второй перевернут кверх-тормашками и имеет бесконечно длинную лыжу, вместо колеса. Т.е. оба самолета тратят свою энергию, на раскрутку одного, общего для всей системы, маховика-колеса. Можно пойти дальше, сделать колесо зубчатым, а вместо самолетов взять две зубчатые рейки. Одну тянем левой рукой влево, другую прваой-вправо... Если к зубчатому колесу прицеплен достаточно большой маховик, то для раскрутки такого гироскопа надо прилагать значительное усилие.

Reply

Re: Вы ничего не путаете? zyrianin May 30 2008, 08:23:18 UTC
Разумеется, основную работу делает именно двигатель транспортера (для чего он должен быть совершенно фантастической мощности). Но нам важно понять, на какую работу направлена мощность самолетного движка: движение относительно воздуха? трение о взлетку? раскрутка колес?

Reply

Re: Вы ничего не путаете? andy1618 May 30 2008, 08:42:04 UTC
Во-во! См. коммент ниже.

Reply

Re: Вы ничего не путаете? andy1618 May 30 2008, 08:41:22 UTC
>Вы ничего не путаете?

В этом посте я просто привёл чужое решение (впрочем, особых изъянов я в нём не вижу).

>Мне так кажется, ракрутку колес обеспечивает не только двигатель самолета, но и двигатель транспортера.То, что транспортёр будет тратить энергию - безусловно! Кстати, я раньше почему-то не задумывался, что для разгона автомобиля со 10 км/ч до 20 км/ч требуется в 3 раза больше энергии, чем с 0 до 10 км/ч - это следует из формулы E = m*v^2/2. Т.е. затрачиваемая транспортёром мощность будет с каждой секундой увеличиваться ( ... )

Reply


Leave a comment

Up