Бессмертна ли душа?
Мир вам Андреас,
Почитал Ваш блог. Благодарю! Пусть Бог благословит вас в служении Ему для славы вечного Царства Его...
У меня вопрос, если можно. Когда-то раньше мы были вроде бы научены, что душа человека в крови и поэтому смертна. Теперь многое перекраивается и уже кто-то учит о том, что душа - бессмертна. Это слышно иногда и в песнях...
Что думаете по этому поводу Вы, брат Андреас? Каковой должна быть наша позиция согласно Библии: душа смертна или бессмертна?
С уважением,
Анатолий,
Калифорния
***
Уважаемый Анатолий!
Надо сказать, что вопрос вы затронули весьма сложный и, наверное, вряд ли кому-то удалось до сих пор на него ответить однозначно. Во всяком случае, однозначный ответ, вовсе не означал такого же однозначного с ним согласия. Поэтому я попробовал собрать мнения различных людей, с которыми в той или иной степени согласен, которые вам и предлагаю.
Итак, Душа (от ст.-слав. доуша) (греч. ψυχή, лат. anima), согласно Википедии - это внутренний мир человека, в котором выражена его божественная природа, дающая начало и обуславливающая жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли...
В Библии же слово «душа» употребляется в нескольких значениях.
Во-первых, как духовное начало (в этом значении понятие это синонимично понятию дух, евр. руах): «Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит. 20:27). Сложность в том, что слова «душа» и «дух» в Писаниях нередко взаимозаменяемы. Кроме того, их значение в ВЗ и НЗ неоднозначно.
Во-вторых, слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце. Поэтому говорится, что душа любит (Песн. 3:1-2), страдает (Быт. 42:21), проявляет желания (Мих. 7:1), томится (Пс. 83:3), веселится (Пс. 85:4), утешается: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93:19).
И, наконец, в-третьих, «душа» употребляется как синоним слова «жизнь»: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф. 10:39). «Истребится душа та из народа своего» (Лев.7:20). «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Числ. 23:10). В этих случаях говорится, что душа жаждет, голодает, насыщается пищей: «Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» (Притч. 6:30); «И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» (Ис. 29:8).
Есть люди, которые утверждают, что Библия не дает никаких оснований считать душу бессмертной, поэтому, считают они, в отношении души термин «бессмертие» в Слове Божьем не употребляется. Именно они в своих аргументах прибегают к цитатам, в которых говорится, что душа - в крови: «...Ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его...» (Лев. 17:14).
Но если эту истину применять ко всем живым телам, тогда становится непонятным вот это место: «И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» Цар. 17:21,22). Как видите, если бы душа находилась в крови мальчика, то зачем было ей, откуда-то возвращаться, если она и так находится на своем месте, то есть в крови? Получается, абсурд.
Поэтому практически все сходятся во мнении, что, несмотря на то, что написано, что душа «всякого тела» - в крови, речь в этом случае, все же идет только о крови животных. К человеку же, если и применима эта истина, то только в том смысле, что душа живет в человеке до тех пор, пока кровь находится в движении (циркулирует).
Сторонники бессмертия и нерушимости души ссылаются в свою очередь на текст: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11). И еще: «Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31). Душа, таким образом, по их мнению - бессмертна.
Нельзя не сказать еще об одной точке зрения, согласно которой душа - это результат соединения духа и тела. Т.е. дух является бессмертным, а душа существует только до тех пор, пока он (дух) живет в теле. И как только дух покидает тело, душа и тело умирают.
Этой точке зрения есть, по меньшей мере, несколько косвенных подтверждений в Библии:
• «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
• «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).
• «...предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5).
Из всего приведенного, уважаемый Анатолий, становится ясным, что вся сложность темы заключается в ответе на вопрос: ЧТО мы понимаем под определениями души и духа? Еще более сложный вопрос: где находятся у человека дух и душа? Возможно душа, помещена в человеческом духе, или даже составляет с ним одно целое, имея тонкую грань (Слово Божие действует до «разделения души и духа» (Евр. 4,12), - вопросы, на которые знает ответ только Бог.
Наше желание все разложить «по пунктикам» и нарисовать схемы похвально, но, к сожалению, бесперспективно.
И коль скоро точных ответов на эти вопросы нет, то для нас, наверное, гораздо важнее знать, что мы, как личность, как совокупность ощущений, мышления, сознания, чувств и воли будем жить вечно.
«И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:49-53).
О каких изменениях говорит здесь Апостол? Что именно умрет, а что облечется в нетление? Дух или душа? А может быть и то, и другое! Разве это сегодня столь важно для нас? Гораздо, по-моему, важнее позаботится о своем спасении.
Вспомните историю о богаче и Лазаре. Оба они не только сохранили в вечности все ощущения, как личности, но даже память им была оставлена: «...чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лук.16:25). Дух ли богача услышал эти слова, или же это была его душа? Думаю, что это не столь важно. Главное, что их переживания от того или иного определения души и духа не стали (и уже никогда не станут) другими. Кстати, нужно сказать, что повествование о Лазаре и богаче - это реальная история, а вовсе не притча, как некоторые ее называют!
Поэтому остается только искренне пожелать всем нам, чтобы Сам Бог мира освятил нас во всей полноте, и наш «дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 5:23).
Искренне Ваш,
Андреас Патц
P.S.
Еще вопросы, пожалуйста... № 1 читайте ЗДЕСЬ ***