Неолитическая Европа и "матриархат"

Jun 28, 2020 19:00




Набор фигурок культуры Винча из Стублине (Сербия), изображающий отряд воинов во главе с вождем. Отсюда

С легкой руки Марии Гимбутас за доиндоевропейскими культурами Европы  закрепился образ каких-то чуть ли не матриархальных сообществ. И образ очень живучий - до сих пор вам в каких-нибудь пабликах или на форумах могут рассказывать про Старую Европу, которую населяли мирные, не бравшие в руки оружия земледельцы, почитавшие женщин. И которую разрушили воинственные патриархальные индоевропейцы.  Когда я был студентом, то отчасти тоже находился в плену подобных представлений.  Но все это от недостатка знаний. В университете я начал заниматься ранней бронзой, ямниками и катакомбниками, теми самыми индоевропейскими завоевателями,  и образ жестоких воинов-кочевников нехило подтаял.  А уже после учебы, когда стали интересовать неолитические культуры, с удивлением стал обнаруживать, что специалисты то там, то здесь пишут о том, что земледельцы Старой Европы патрилокальны, патрилинейны и патриархальны. На русском об этих культурах написано не так много, тем более в научно-популярной форме. Оно и не очень удивительно в силу географического положения.  Какие-нибудь неолитические  ЛЛК или КША у нас упоминают обычно в контексте узких вопросов и взаимосвязей с культурами Восточной Европы, почти не касаясь социальной структуры. И это не научпоп.

Сложно сказать, искренне ли заблуждалась Мария Гимбутас или сознательно перетягивала одеяло, будучи феминисткой. В любом случае, предвзятость непозволительна для историка или археолога.  Стоит отметить, что и она не подразумевала матриархата как женского правления, употребляя это слово относительно осторожно, что не помешало, однако, ненаучным кругам превратить Старую Европу в матриархальный рай. Тем не менее, Гимбутас описывала неолитические культуры как матрилинейные и матрилокальные. Но эти выводы давным давно уже неактуальны. Современные археологи рисуют совсем другую картину. С развитием естественно-научных методов в археологии появилась возможность подкрепить гипотезы исследователей и фактическим материалом.  Мне периодически попадались подобные работы, поэтому в данном посте я кратенько пробегусь по некоторым из них.



Но сначала немного теории. Потому, что далеко не все понимают разницу между матриархатом, матрилинейностью и матрилокальностью.  Начнем с того, что все это разные вещи. Матрилинейность - это счет родства по материнской линии и не означает никакого матриархата.  Грубо говоря,  евреи для смешанных браков используют принцип матрилинейности, но не живут при матриархате.  Матрилокальность или патрилокальность отражают  географию брачных связей. Условно говоря, вы  - мужчина и живете в деревне. В соседней деревне живет другой род. Вы берете оттуда невесту, и она переезжает жить в вашу деревню. Это патрилокальность. Если происходит наоборот - муж приходит в деревню жены, то это матрилокальность.  Матриархат как этап истории - это вообще историографический миф. Не буду сейчас подробно затрагивать эту тему, потому что пост о другом. Ну а кому интересно, оставлю пару (на самом деле статей про это огромная масса) ссылок, где можно в популярной форме почитать об этом и пойдем дальше.

5 заблуждений о матриархате

Немного теории о матриархате и почему она несостоятельна

Станислав Дробышевский. Мужчина всегда главный? Матриархата никогда не было? // А поговорить?

Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований

В общем, ожидать какого-то остаточного матриархата в неолите глупо.  А что там с матрилинейностью и матрилокальностью? То, что древние фермеры были земледельцами, само по себе еще не обязывает их быть матрилинейными. В общем-то доля таких обществ, этнографически зафиксированных в сводке Мердока, невелика.



Отсюда

Ну, а теперь к конкретным данным.

В исследовании 2012 года под названием «Community differentiation and kinship among Europe’s first farmers» 300 скелетов неолитических европейских фермеров были подвергнуты изотопному анализу.  Все они принадлежали представителям культуры линейно-ленточной керамики (ЛЛК), одной из двух самых ранних культур, принесших земледелие в Центральную и Западную Европу. При этом география исследования очень широкая -  64 индивида из Чехии (5400-5250 cal B.C.),  167 из двух поселений на территории Германии (5300-5000 cal B.C.),  62 из Словакии (5100-5000 cal B.C.), 34 из Австрии (5300-4900 cal B.C.) и 52 из Франции (5200-5000).



Данные анализа показали, что изменчивость  изотопа стронция у женщин больше, чем у мужчин. Это говорит о том, что фермеры проживали свои жизни на одном месте, в то время как их жены часто происходили из другой местности. Именно то, что предполагает патрилокальность.   Кроме того, выяснилось еще кое-что интересное. В исследовании учитывался и археологический бэкграунд.  В частности, обратили внимание на распределение стронция у мужчин из погребений с шлифованными каменными теслами и без них. Они использовались и как рабочий инструмент, и как оружие.


                                                                                 

Поэтому погребения с таким инвентарем рассматривались как высокостатусные. Анализ показал, что мужчины с теслами были менее мобильны. Авторы считают, что их статус мог означать наследственное право на землепользование, тогда как менее статусные мужчины были вынуждены переселяться чаще.  Авторы полагают, что полученные данные свидетельствуют о патрилокальности и патрилинейности обществ ЛЛК.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3386065/

Эти сведения дополняют и генетические данные. В 2015 году вышла статья под названием «Tracing the genetic origin of Europe's first farmers reveals insights into their social organization»,  в которой 93 генома мезолита и неолита позволили выявить всю ту же картину у неолитических фермеров  - резкий контраст мужского и женского разнообразия.  Земледельцы в этом исследовании представлены все той же ЛЛК и культурой Старчево.



Авторы так и указывают: «…наши результаты также показывают контрастные модели мужского и женского генетического разнообразия в европейском неолите, что указывает на систему патрилинейного происхождения и патрилокальных правил проживания среди ранних фермеров».
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4389623/

На западе Европы неолитические культуры создали яркий феномен мегалитов. И опять же,  все было завязано на родстве по мужской линии. Это один из выводов прошлогодней (2019) статьи под названием «Megalithic tombs in western and northern Neolithic Europe were linked to a kindred society», охватившей Британские острова и Атлантическое побережье от Иберии до Швеции.



https://www.pnas.org/content/116/19/9469

С тех пор вышло уже немало генетических исследований. И картина все та же. О нескольких подобных работах  и я упоминал. Например:

Об Ирландии
«…их элита, в которой отец наследовал сыну, появилась в результате морской колонизации. Все эти атлантические общества были патрилокальными и патрилинейными…»
https://andvari5.livejournal.com/63031.html

О Франции
«…генетические данные позволили подтвердить патрилинейность неолитических сообществ Франции...»
https://andvari5.livejournal.com/60896.html

Совокупность исследований  древних геномов привела ученых к выводу, что разнообразие мужских линий 5-7 тысяч лет назад резко снизилось, а женских осталось неизменным. Лишь один из семнадцати мужчин давал потомство. Наиболее вероятная причина - формирование патрилинейных кланов, и межклановые войны.  Возможно, что и многоженство внесло свою лепту. На рисунке отчетливо видно существенное понижение разнообразия прямых мужских линий в неолите.


На русском об этом можно почитать здесь. Там же и ссылки на оригинальные исследования
Клановые войны сильно проредили ряды неолитических мужчин
https://nplus1.ru/news/2018/05/30/Neolitic-bottleneck

В общем, накоплена масса данных различных дисциплин (археологии,  химии, генетики, антропологии и даже, как кое-где пишут, лингвистики), которые в один голос рисуют нам совсем другую Старую Европу, мало общего имеющую с гимбутасовской.  А уж воскрешение теории матриархата - это тем более ни в какие ворота.  Другое дело, что ранние неолитические сообщества, не будучи, естественно, матриархальными, со временем становились все более иерархически сложными и роль мужчин усиливалась. Но об этом как-нибудь в другой раз.

первобытные войны, культура ленточно-линейной керамики, археология, неолитизаторы, доистория, неолит, генетика, работы и материалы

Previous post Next post
Up