Вооруженные столкновения в мезолите севера Восточной Европы

Jun 14, 2020 18:30




Пора бы вернуться к излюбленной теме - войне в первобытной Европе. Я обычно пишу про неолит, энеолит или раннюю бронзу. Они мне особенно интересны. Однако, в мезолите тоже скучно не было. Но как всегда, есть свои нюансы. Стоит учитывать, что плотность и численность людей в мезолите и неолите кардинально отличались. Во всем мире в мезолите жило от 3 до 9 млн людей. Минимум три моих  Воронежа, максимум почти одна Москва, неравномерно распыленные по всему глобусу.  Возможно, эти цифры  сейчас имеют меньший размах, я специально не интересовался глобальной численностью в мезолите, но важно понять, что людей жило тогда немного.  Соответственно, контактировали между собой они не так часто, как в неолите, и реже эти контакты приводили к столкновениям. Однако, такие случаи были. Следы их немногочисленны. Со стрелами в костях, например, людей почти в три раза меньше, чем в неолите.
В этом ключе интересны материалы севера Восточной Европы, где в мезолите образовалось два региона с разным хозяйственным укладом. С востока, из Приуралья, проникали группы, завязанные по большей части на охоте, они были довольно мобильны, впрочем, природа и не оставляла им особого выбора. Западнее климат был не настолько суров, люди там селились на долговременных стоянках, ловили рыбу, занимались собирательством. Не забывали и охоту, но она играла меньшую роль, чем на востоке.
Представляет интерес граница этих двух регионов, где располагалась культура веретье из Восточного Прионежья.  На границе двух миров могли происходить не только мирные контакты, но и военные столкновения. Так, на могильниках  (Попово и Песчаницы) культуры веретье обнаружены скелеты с характерными повреждениями.



- Попово, погребение IV. Женщина 50-60 лет с застрявшим в ключице обломком костяного кинжала.
- Там же. Погребение VIII. Мужчина, 20 лет. В тазовом отделе короткий обломок кремневой пластины (на рисунке сверху).
- Песчаница. Погребение из карьера.  Мужчина 40-42 лет. На левой скуле след незалеченного повреждения от тупого предмета.

Впрочем, не костями едиными.  О напряженной обстановке может говорить и множество оружия на стоянках этой культуры. Копья, луки, дротики, стрелы различных типов, кинжалы из кости и рога, иногда составные с кремневыми пластинками, топоры с роговыми лезвиями.  В общем, арсенал у этих людей был богатый и мог использоватся не только для охоты.
Луков найдено больше десятка, фрагментов и целых. Есть очень маленькие луки (65 см), есть очень большие (реконструируемая длина до 150-160 см). Стрелы для таких луков тоже были внушительны - до 65 см. Маленькие луки использовались толи для охоты в зарослях, толи для обучения детей стрельбе. А вот большие луки нужны были для больших людей.



Ребята культуры веретье были очень высокими на фоне большинства европейцев мезолита. Их можно сравнить разве что с верхнепалеолитическими людьми.  Например, человек из Песчаницы обладал ростом 175-177 см, очень высоким для тех времен, при этом он обладал «тропическим» телосложением.  Его современники из более  западных областей Европы обладали меньшим ростом.
«По данным Т. Тота мужское население Западной Европы было крайне низкорослым - 156-161 см. В Северной Европе длина тела была заметно выше - 165-166 см (Дания). Восточная Европа отличалась еще большей высокорослостью - 170 см (Украина). Натуфийцы Восточного Средиземноморья, по его мнению, не отличались высоким ростом - 165 см. Достаточно высокорослым было лишь население Северной Африки - 168-170 см и даже 175 см (Тафоральт). Данные Т. Тота по Северной Европе можно уточнить благодаря обширной сводке по Дании, согласно которой длина тела в этом регионе в эпоху мезолита была все же крайне мала - 161,5 см (n=6) - и полностью согласована с длиной тела насельников Западной Европы раннего голоцена. Увеличение роста на территории Дании началось только с эпохи среднего неолита - 169 см, и продолжалось позднее, достигнув в позднем неолита 176 см, а к эпохе бронзы рост вновь уменьшился, сохранив при этом большие значения средних - 173 см. Длина тела древнего населения Швеции показывает абсолютно идентичную динамику. На Пиренейском полуострове длина тела мужчин в мезолита лежала в пределах 160-163 см.
Среди синхронных Песчанице популяций большая длина тела была свойственна значительно более южным группам, например североафриканским, что, в общем-то, не приближает нас к истинному пониманию искомой находки.
Нетрудно заметить, что высокорослость Песчаницкого человека [~175-177 см> не находит себе аналогий у населения соседних территорий эпохи мезолита. Определенные ассоциации вызывает только население предшествующего, верхнепалеолитического времени. По данным В.П. Алексеева длина тела европейцев позднего плейстоцена равнялась в среднем 176 см, варьируя от 159,5 см до 188 см. По данным Т. Тота эта величина меньше - в среднем 171 см. Как видим, эти значения вполне сопоставимы с данными по Песчанице. На индивидуальном уровне, как в Западной Европе, так и в Восточной, встречались индивиды, с которыми Песчаницкий человек может быть сопоставлен напрямую - Павиленд (176,9 см), Кавийон (178 см), Кро-Маньон I (178,2 см) и Кро-Маньон III (176,6 см), Оберкассель (176,7 см), Пшедмости XIV (176,1 см). (с. 104-105)»

(Герасимова М.М., Пежемский Д.В. 2005)

Еще одно дополнение к вот этой сводке. Как и его верхнепалеолитические предшественники, этот человек много бегал:

«Комплекс остеологических особенностей, таких как тенденция к стеномеризации и крупные эпифизы бедренной кости, развитый микро- и макрорельеф свидетельствует об адаптации Песчаницкого индивида к большим силовым нагрузкам и специализации к длительной ходьбе и бегу»

Среди множества наконечников стрел выделяются самые крупные, с длиной около 30 см. Предполагается, что такие использовались для боевых действий.  Хотя, как по мне, для этого нужна дополнительная аргументация.Как бы то ни было, такого рода наконечники были особенностью севера Восточной Европы и Приуралья.



На этих памятниках довольно хорошо сохранились деревянные изделия. Редкая удача! Многие деревянные копья  оснащались полоской кремневых лезвий, что предполагало, по мнению исследователей, использование не только на охоте.
Ну и конечно, кинжалы. Они часто орнаментированы. Примечательно, что в одном из детских (7-9 лет)  погребений был тоже обнаружен кинжал.  Среди кинжалов даже вот такая красота есть (справа).



А вот костяной наконечник для копья.



Еще один кинжал



Весь этот арсенал может вполне трактоваться и в ином, не обязательно военном ключе. Однако, следы характерных травм все же говорят, что какие-то столкновения случались.

Литература

О вооруженных столкновениях мезолитического населения на Севере Восточной Европы

https://readera.org/o-vooruzhennyh-stolknovenijah-mezoliticheskogo-naselenija-na-severe-vostochnoj-14328564

Костяные наконечники стрел в мезолите лесной зоны Восточной Европы

https://www.researchgate.net/publication/282945926_Kostanye_nakonecniki_strel_v_mezolite_lesnoj_zony_Vostocnoj_Evropy

Хронология некоторых типов мезолитических костяных наконечников стрел лесной зоны Восточной Европы и Зауралья

https://www.researchgate.net/publication/282945746_Hronologia_nekotoryh_tipov_mezoliticeskih_kostanyh_nakonecnikov_strel_lesnoj_zony_Vostocnoj_Evropy_i_Zaurala

Мезолитический человек из Песчаницы. Комплексный антропологический анализ.

http://anastasia.mybb2.ru/index.php?show=55125

ПРЕДМЕТЫ ВООРУЖЕНИЯ ИЗ КОСТИ ИЗ МЕЗОЛИТИЧЕСКОЙ СТОЯНКИ ПОГОСТИЩЕ 15

https://cyberleninka.ru/article/n/predmety-vooruzheniya-iz-kosti-iz-mezoliticheskoy-stoyanki-pogostische-15-tipologiya-tehnologiya-izgotovleniya-sledy-ispolzovaniya

первобытные войны, война, мезолит, палеоантропология, археология, веретье

Previous post Next post
Up