От колесниц к всадникам

Jan 30, 2020 15:11




Классические модели появления скотоводческих групп в глубинах Азии обычно описывают их как конных пастухов. При этом фактическая экономическая основа таких обществ слабо охарактеризована. В новой работе от Nature предпринята попытка восполнить этот пробел, привлекая генетические данные и другие методы естественных наук для территории  современной Монголии и Центральной Азии.
Результаты свидетельствуют о распространении скотоводства в Монголии в конце 3-го и начале 2-го тысячелетий до нашей эры. Однако, следы диетической эксплуатации лошади возникают лишь в  позднем бронзовом веке, около 1200 г. до н.э. В этот момент начинается заметное использование лошадей в ритуалах, в том числе погребальных,  она начинает играть ключевую роль в диете ранних скотоводов и значительно влиять на подвижность скота.  Данные позволили составить модель транспортных инноваций  и изменения форм эксплуатации лошади.
Эксплуатация различных видов скота требует учитывать особенности различных видов животных. Крупный скот потребляет большее количество воды и меньшей территории, в то время как лошади меньше привязаны к местам водопоя, так как способны покрывать большее расстояние в поисках пищи и воды.  Кроме того, мощные копыта позволяют им достигать пищи под покровом снега на глубину до 40 см. Все это делает их прирожденными жителями пустынных территорий с редкими источниками воды.  Использование лошади в скотоводстве также позволяет выпасти большее количество других видов скота. Очевидные блага, которые дает эксплуатация лошади, тем не менее ведут к определенным логистическим проблемам. От пастухов требуется большая мобильность. Кочевые группы в 20-м веке могли совершать сезонные миграции до 200 км в год. Кроме того, управление большим количеством лошадей невозможно без способности ездить на них.




Распространение памятников с использованием лошади в Монголии по периодам. Хорошо заметен количественный рост в период всадничества.

Самое древнее свидетельство использования лошади найдено в Ботайской культуре Северного Казахстана ок. 3500 г. до н.э. Среди костей животных там преобладают конские кости; другие важные открытия включают в себя ритуальные ямы для захоронения, возможные сооружения загонов, производство инструментов из  костей лошади и доказательства концентрации навоза. Остатки липидов на керамике позволяют предположить, что ботайцы могли использовать конское молоко, а повреждение некоторых нижних премоляров у лошадей говорит о том, что ботайские лошади могли использоваться для езды.  Из-за подобных находок была предложена модель распространения всаднической культуры  ок. 3000 г. до н.э, которая могла служить подспорьем для объяснения обширных миграций позднего энеолита и раннего бронзового века.
Однако, генетические исследования подвергли сомнению эту теорию, так как ботайские лошади оказались на самом деле предками лошадей Пржевальского. Кроме того, исследования самих ботайцев показали, что они не связаны генетически с культурами, вовлеченными в ранние масштабные миграции, такими как ямная и афанасьевская.
Самые ранние неопровержимые свидетельства использования лошади в качестве транспорта относятся к памятникам синташтинской культуры, где встречены свидетельства использования частей лошади в погребальном ритуале вместе с уздечкой, остатки колесниц. Впрочем, использование колесниц вероятно возникло немного раньше  и на более широкой территории.  Желающих подробностей отсылаю к замечательному сборнику  «Происхождение и распространение колесничества. Сборник научных статей. Луганск.2008».
По всей видимости, на раннем этапе доместикации лошади езда на ней была делом опасным и сложным, не получившим значимого распространения. Поэтому сперва расцвел колесный транспорт с использованием лошадей, что позволило применять колесницы в качестве военной машины. В конечном итоге, связка колесница-лошадь распространилась до Китая и Египта.


Использование лошади в древних Монголии и Центральной Азии. От колесниц и разведения овец и коров к всадничеству и коневодству.

К началу первого тысячелетия до н.э. появляются археологические и письменные свидетельства верховой езды и групп, чей образ жизни основывается на конных перекочевках. Для территории Монголии есть еще более ранняя дата. Это конец позднего бронзового века (1500 - 700 гг до н.э.). Присутствуют следы использования лошади всадниками, следы характерных деформаций лошадиных и человеческих скелетов.
Данные фауны ясно показывают, что лошади играли сравнительно ограниченную роль в экономиках раннего и среднего бронзового века в большей части Центральной Азии,.  Раскопки в Цагаанской Асге и повторный анализ комплекса из Билуута демонстрируют скотоводческое хозяйство Средней Бронзы в западной Монголии, основанное на овцах и, в меньшей степени, крупном рогатом скоте, и использование постоянных сооружений с крупными каменными основаниями - несмотря на археологические свидетельства того, что домашние лошади были известны монгольским пастухам и присутствуют в ритуальных археологических памятниках на низком уровне в течение этого времени. Т.е. здесь мы видим раннескотоводческое общество, где лошадь была известна, но не составляла самую значимую и неотъемлимую часть. Напротив, лошади процветали во время позднего бронзового века, взяв на себя как важную роль в пастырском рационе и экономике, так и заметно повышенную видимость в ритуальных контекстах.


На рисунке можно увидеть схему распределения различных типов хозяйств в древней Монголии. Для 3000-1500 гг до н.э. это скотоводство с использованием орвец и коров, а также присваивающее хозяйство на севере, для периода от 1500 г. до н.э. - активное использование классической кочевой модели. Для двух периодов различны способы транспортной эксплуатации лошади. Для раннего - повозки и колесницы, для позднего - всадничество.

Революционный переход лучше всего объясняется нововведением во втором тысячелетии до нашей эры верховой езды, при уже используемых навыках эксплуатации лошади в качестве транспортного средства (повозки, колесницы). Верховая езда привела бы к увеличению полезности лошадей в качестве транспортного животного, что побудило бы группы содержать большее количество лошадей даже в рамках средств к существованию, которые в противном случае уделяли бы им мало внимания. Большие стада не могут быть легко выращены без эффективной транспортировки. Способность ездить на лошадях значительно увеличила бы диапазон жизнеспособного экономического использования лошадей человеческими обществами во Внутренней Азии - возможно, позволив впервые управлять лошадьми в значимых количествах на свободном расстоянии. В Монголии это, вероятно, повысило ценность лошадей как источника мясных и молочных продуктов и позволило скотоводам впервые эффективно использовать засушливые низменные районы Восточной степи. Хотя скотоводство, по-видимому, практиковалось в Монголии  ок. 3000 г. до н.э. Инновации в конном транспорте - сначала колесница, а затем верховая езда - возможно, стимулировали широкомасштабные преобразования в скотоводческих хозяйствах бронзового века и помогли объяснить массовые расселения населения между востоком и западом по всей Евразии.



Зеленые квадраты - сомнительность одомашнивания.

кони, археология, колесницы, бронзовый век, доистория, индоевропейцы, генетика, работы и материалы

Previous post Next post
Up