В вопросах реконструкции внешности древних людей сейчас генетика перехватила пальму первенства у антропологии. Раньше мы могли составить свое мнение о том, как выглядели наши предки опираясь исключительно на реконструкции антропологов. На нас обычно глядели одноцветные бюсты с теми или иными атрибутами эпохи. С развитием генетики мы их смогли «
раскрасить». В то же время, первобытная мода кажется будто бы менее разработанной проблемой. Точнее, часто отходит на второй план. Показывают нам, понимаешь, пасторальные такие картинки из жизни древних европейцев - ну хоть на иконы. И житель неолита и средневековый славянин обычно имеют одну и ту же прическу и одну и ту же налобную повязку. А ведь там чего только не было. И
татуировки, и
шрамирования, и
деформации черепа.
В недавнем сборнике «
Вещь в контексте погребального обряда» прочел статью «Персинг у скотоводов бронзового века» (С. 111). Казалось бы, интересная и неразработанная тема поднимается. Однако, написано довольно сумбурно. Вроде бы про людей - сначала речь о распространении проколов носа в относительно современном населении Земли. Потом вдруг про проколы носа у быков, которых выращивало население майкопской культуры на Северном Кавказе. Снова про людей - новотитаровская культура известна, к примеру, находками небольших колечек, которые при этом находятся у виска или затылка. Казалось бы, либо украшение волос, либо головного убора. Стилистически, как пишет автор, они довольно похожи на кольца, которые вдевали в носы быков. При этом: «По-видимому, человек «перевоплощается» в тягловых животных - быков или волов. Вероятно, пастух уподоблял себя этим животным. И подобно им он носил носовое кольцо, которое у тягловых животных вдевали в прокол в носовой перегородке. А у людей носовое кольцо становится меньших размеров, не превышает в диаметре 2 см. Его тоже носили на лице, используя прокол, который делали, по-видимому, в носовой перегородке».
А на чем это утверждение основывается - непонятно. Тогда ведь следует ожидать расположения таких колец на лице, но не у виска или на затылке. Таких примеров автор не приводит. В общем, осталось больше вопросов, чем ответов.
С другой стороны, различные серьги у скотоводов эпохи бронзы - дело привычное. А
иногда даже довольно сложные украшения ушей.