Наткнулся на одну книжку, где рассмотрена народная топонимика, т.е. народные толкования названий населенных мест. К примеру
"117-119. Село Хреновое Бобровского района Проезжал как-то Петр Первый по Воронежской области, когда искал место для постройки кораблей. Дело было осенью и было много грязи. Возле одного села карета Петра Первого застряла в непролазной грязи. Позвали из этой деревни мужиков - карету вытащить. Собрались мужики, долго кряхтели, но ничего у них не вышло. Тут из кареты выходит сам Пётр Первый и говорит: «Хреновые у вас мужики». И сам один вытащил карету. После этого село стало называться Хреновым."
Хотя село основано в 1758, когда Петра уже никакого не было.Есть такая история и про Екатерину:
"122. Село Хреновое Бобровского района Однажды Екатерина II проезжала мимо, а дороги у нас плохие. Она сказала: «Хреновая дорога». Так и пошло. Стали называть село наше Хреновым."
Или
"112. Село Коротояк Острогожского района Петр Первый, когда строил суда в Воронеже, ездил по области. Рассказывают, что, будучи на территории современного села, он, глянув вниз, сказал, подлаживаясь под украинцев: «Ух, круто як!» Вот и получился Коротояк."
Вот тоже занятное
"34-35. Село Верхний Мамон Название Мамон посёлок получил потому, что очень-очень давно в этих местах водились громадные зверины (мамонты). А Верхний и Нижний прозвали из-за течения реки. * * * Говорят раньше там, где сейчас Мамон стоит, было большое море. И было тута много мамонтов. Потом даже в Дону кости находили. Потом их покладали, в музей отправили. Потому и называется Мамон - место, где мамонты жили"
"85-88. Село Рождественская Хава Новоусманского района У одного хана была дочь, которую звали Хана. Она влюбилась в графа, жившего в этом же селе. Но отец Ханы и граф враждовали меж собой. И граф с Ханой решили бежать. Но отец Ханы узнал и послал за ними погоню. И чтобы не попасть к отцу в руки, они решили спрыгнуть с моста в реку и утонули. После этого отец Ханы сбросил туда всё её приданое, чтобы им на дне реки жилось хорошо. И с тех пор это место пользуется дурной славой. Говорят, что там водятся черти, они, по преданию, охраняют золото. И дают лишь тому, кто в двенадцать часов ночи, в определённый день придёт на это место и попросит золота, но этим он продаст свою душу чертям и не умрёт своей смертью. И однажды бедная семья Митрохиных, жившая в селе Ветнёвка, стала неожиданно богатой. И ходили слухи, что отец по- 28 шёл к «богатому месту» и попросил золота. Но черти поставили условие, что он должен взять золота на всю семью столько, сколько сможет унести и идти домой, не оглядываясь, если же оглянётся, то умрёт. И когда он шёл домой, то черти хлопали в ладоши, играли на гармошке, кричали за его спиной, так как хотели, чтобы мужчина обернулся, но он шёл, не оглядываясь. Когда он ступил на крыльцо своего дома, шум прекратился. Но с этого времени вся его семья один за другим, сначала отец, потом жена, сын, затем дочь, стали вешаться. И с тех пор никто не ходит на то «богатое место», и оно пользуется дурной славой."
"58. Река Богучарка Однажды князь с дружиной проезжал мимо реки. Они остановились отдохнуть и решили потрапезничать. Князь спустился к реке, вылил рюмку вина, кажет: «Це Богу чарка!» С тех пор и называется эта река Богучарка. Недалеко от деревни протекают две реки "
В общем, эти народные толкования по основным сюжетам - названия, связанные с природой, разбойниками, татарами, ханской дочерью, историческими деятелями, церковными делами.
Много слышал о том, что сельские жители курганы бронзового века связывали тоже с какими-то дочерями каких-то татарских ханов или кладами разбойников. Другие даже со скотомогильниками. А этим летом один знакомый рассказывал про село своих предков с названием Потудань, мол, по эту сторону реки не платили дани монголам, а по ту- платили. Это, конечно, не имеет отношения к реальности, ведь Потудань вообще иранизм, который возник задолго до появления славян и тем более монголов в этих местах.
Ознакомиться с книгой можно здесь
Топонимические предания Воронежской области
http://folk.phil.vsu.ru/publ/sborniki/toponim_pred2001.pdf Другая интересная книга Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. - Воронеж, 1973.Краткий историко-топонимический словарь. Воронеж: Центрально-черноземное книжное изд-во, 1973. 367 с. В книге приводятся названия топонимов Воронежской области с указанием их местоположения и истории названия. Словарь предназначен лингвистам, историкам, краеведам, а также студентам и школьникам старших классов.
Просто, чтобы было. Выпишу статьи по двум селам, откуда происходят мои предки:
с. Рогачевка (Никольское) Новоусманского района Воронежской области (Воронежского уезда Воронежской губернии).
Указание о времени его возникновения есть в работе Г. Германова, посвящённой воронежским крестьянам-однодворцам (издана в 1857 году): «Около 1830 года однодворцы из Усмани стали выселяться вёрст за 15 от села, на реку Тамлык, впадающую в Усмань с левой стороны, и образовали здесь село Рогачевку-Никольское; церковь... построена здесь в 1846 году; жителей однодворцев в 1849 году было 203 двора, мужчин 812, женщин 840 душ». Однако это указание нужно понимать так: в 1830 году из Усмани (так Германов называл нынешнее село Новую Усмань) переселилась основная часть населения Рогачёвки. Но место это люди начали обживать ещё в 1770-е годы, что видно из сохранившихся от тех времен подробных географических карт. На генеральной карте Воронежского наместничества 1780 года на месте Рогачёвки отмечено 2 хутора в один дом каждый.
с. Сухая Березовка Бобровского района Воронежской области (Бобровского уезда Воронежской губернии).
Текла вблизи Боброва небольшая речка. Когда люди приходили к ней, они видели здесь березняк. Потому речку прозвали Берёзовкой. Земля в её верховье находилась в непосредственной близости к городу Боброву, но в надел она бобровцам не досталась и считалась казённой до самого конца XVIII века. Затем в 1770-е годы её владельцем стал граф А.Г. Орлов-Чесменский. Он завёл большой конезавод в селе Хреновом, а на огромных земельных угодьях в нескольких местах поселил крепостных крестьян. Так в 1780-е годы появился небольшой посёлок на степной речке, от которой он стал называться Берёзовским, а позднее - Сухой Берёзовкой. Самые первые поселенцы здесь были из села Хренового. Сухая Берёзовка обозначена на картах 1797 года. По данным 1816 года, здесь насчитывалось полторы сотни дворов. С 1834 года Сухая Берёзовка считается селом. В 1845 году владевшая Хреновским конезаводом А.А. Орлова-Чесменская продала конезавод вместе с принадлежавшими к нему сёлами в государственное коннозаводство, в ведение которого поступила и Сухая Берёзовка. Таким образом, село вышло из крепостной зависимости на 16 лет раньше официальной отмены крепостного права.
Книгу можно скачать здесь:
https://yadi.sk/i/sn1T1Qmph7bC7w