Ровики в погребальном обряде на примере шнуровой и ямной культур.

Jun 29, 2016 22:49

Перепощивая сообщения с балтославики о культурах шнуровой керамики в надежде сохранить это где-то еще у себя, обнаружил( а точнее перечитал и вспомнил) интересную информацию о ровиках в погребениях этой культуры. А ведь такие ровики, только в культуре ямной, попадались и мне лично на раскопках. Так нас удивил, помню, этот ровик. Такой он был красивый и загадочный. Да и погребения в кургане с этими ровиками были прямо исключительные. Впрочем, все по порядку. Вот что пишут Я. Чебрещук, М. Шмит. в статье "Курганы, рвы и палисады в традициях Культуры Шнуровой Керамики. Попытка реконструкции ритуальных сценариев."

"...анализ позволяет сделать выводы, что сооружение ровиков и частоколов вокруг могил, часто являются одним из эпизодов целой серии ритуальных действий, которые продолжались в течении длительного времени...В отличии от ровика, символика кургана ясна: она подразумевает круговорот миров..."

Т.е. авторы не сомневаются, что ровики имели явно ритуальный характер, но трактовка этих архитектурных дополнений неясна и акцента на ней они не делают.
Достаточно интересны примеры этих ровиков в погребениях:

Некоторые имеют разрывы в своей структуре



Аттинг-Рингкам Германия. План погребения и могилы Культуры Шнуровой Керамики.

Есть даже разрывы с двух сторон



Габэл Дания. План могилы Культуры Шнуровой Керамики.

"Ситуация может быть еще более сложной, как это видно на примере Габэл II (М. Furholt2003,
s.233), где уровень ровика в двух местах, расположеных друг напротив друга, сильно повышался, образуя своеобразный «вход» и «выход» ( см. рис.7)
Таким образом можно предположить, что если Аттинг-Рингкам свидетельствует о каком-то ритуале со «входом» в священное пространство, то могила в Габэл, возможно, ритуал прохода процессии через это пространство.Это может подразумевать совершенно иной принцип ритуала. Процессия могла двигаться по кругу. В основе ритуала мог лежать некий циклический принцип возобновления связи с духами предков.Но увеличение сложности погребальной конструкции не обязательно свидетельствует и о усложнении ритуального сценария."

А теперь стоит обратиться к погребениям древнеямной культуры на Среднем Дону.

Довольно интересным архитектурным сооружением выглядит ровик кургана 4 курганного могильника Елка 5. В результате зачистки была выявлена сложная планиграфическая структура, состоявшая из кругового ровика вокруг первичной насыпи и двух ровиков-полукружий, примыкавших к основному ровику с севера и юга.





Ровики имели в разрезе корытообразную форму и шириной доходили до 0,6 м. Интересно, что основное погребение ямной культуры располагалось по центру кургана, точно на линии восток-запад, и по этой линии ровик имел разрывы. Такое положение могилы явно указывает на особый статус погребенного. Подобные кольцевые ровики известны и в Павловском
могильнике. Отмечены там и аналогичные тому, который есть в кургане 4, то есть с дополнительными ровиками-полукружиями. Предполагается, что таким образом древние скотоводы стремились выделить пространство будущего захоронения, сакрализировать его. Зачастую ровики сооружались до возведения насыпи. Это говорит о проведении неких ритуальных действий до насыпки кургана. Сакрализация пространства, отделение площадки будущего кургана ровиков, должна была как бы подготовить эту площадку для ритуалов, предшествующих возведению насыпи. Важную роль тут играли дополнительные архитектурные сооружения ровика, такие как разрывы. Вполне возможно, что они служили некими воротами при проведении ритуальных действий. Несомненно, неслучайна их ориентация по сторонам света. В кургане 4 отмечены разрывы по линии восток-запад, а в Павловском могильнике в трех из четырех случаях разрывы расположены с
западной стороне горизонта ( Синюк А.Т. Курганы эпохи бронзы Среднего Дона. - Воронеж, 1983. - С.121.)

Курган 7 Павловского могильника с кольцевым ровиком и перемычкой с западной стороны



Курган 14 Павловского могильника с кольцевым ровиком, ровиком-полукружием и перемычкой с западной стороны

У многих народов древности западная сторона света ассоциировалась с царством мертвых, поэтому наличие именно таким образом расположенных перемычек может указывать, что они воспринимались как ворота в царство мертвых. Таким образом,
функцию кургана как места ритуальных действий мы можем проследить на материалах Елки 5. Кроме того, несомненно, что в наличии ровиков и разрывов в них отражена мифорелигиозная картина мира, характерная для той эпохи. Интересное совпадение можно найти в материалах курганной группы у села Абрамовка Таловского района (Медведев А.П. // Архив ИА РАН. 2001). Курганы 7 и 11 содержали два погребения древнеямного облика. В обоих случаях эти погребения были основными. Погребение 3 седьмого кургана содержало костяк женщины высокого роста, захороненной вытянуто на спине, головой на восток. Погребение безынвентарно. Характер позы указывает на время энеолита- ранней бронзы. Погребение 8 одиннадцатого кургана также содержало погребение женщины, захороненной по схожему обряду. Для нашего
исследования представляет интерес, что оба этих погребения были окружены каменными кромлехами, причем их сооружение связано именно с этими древними погребениями.




Такие кромлехи - весьма редкое явление в нашем регионе. Они состояли из крупных камней, весом
достигавших до ста килограмм. После совершения погребений камни были вкопаны вертикально в землю. Вероятно, визуально они были довольно заметны на вершине курганов. Диаметры кромлехов составляли около 10 метров для седьмого кургана и 3,5-4 метра для одиннадцатого. Кроме того, весьма примечательно, что в обоих случаях у погребенных женщин
отсутствовала одна конечность. В седьмом кургане - рука ниже локтя, в одиннадцатом - нога ниже колена. Вполне вероятно, что эти увечья прижизненные. Учитывая неординарность этих погребений, указывающую на высокий социальный статус покойных, довольно высока вероятность, что эти ампутации связаны с ритуальными действиями. Проведя аналогии с курганами Елки, нетрудно заметить, что и в этом случае налицо определенные трудозатраты населения, но уже более значительные. В местности у села Абрамовка нет естественных выходов камня, значит, тяжелые глыбы пришлось везти издалека. Как уже было отмечено, подобные сооружения редки в нашей местности. Кромлех был обнаружен также у села Подгорное (Беседин В. И. // АВЛ . - 2003. - Вып. 17. - С. 134-141.). Кроме того, южнее отмечены подобные кромлехи. Так, в 2012-2013 гг. на юго-восточной окраине с. Ремонтное Ростовской области было исследовано два комплекса ямной культуры с
каменными кольцевыми обкладками (Шишлина Н.И. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -
2014. - №3-1. - С. 285-290.). Нетрудно убедиться, что в этих сооружениях присутствует абсолютно та же идея ограничения, сакрализации пространства, которая прослежена и на материале Елки. Различие лишь в исполнении. В одном случае это рытье рвов, оконтуривающих погребение, в другом - ограничение камнями. К сожалению, кромлехи сохранились не полностью, иначе можно было бы увидеть наличие или отсутствие перемычек и разрывов. Однако, оба кромлеха лучше всего сохранились с северной или восточной стороны. Возможно, это указывает на вероятные перемычки в западной половине горизонта. Но такие выводы преждевременны, ведь это может быть и следствием обычного разрушения. Отметим, что на материалах из с. Ремонтного Ростовской области присутствует перемычка с западной стороны.

Короче, думаю, что сооружение ровиков в КШК и ямной, а также кромлехов - это общая тенденция к сакрализации пространства, своеобразному очерчиванию кладбища, отделению его от мира живых. Это особая, святая земля.

культура шнуровой керамики, древнеямная, археология, неолит, бронзовый век, доистория, ритуалы

Previous post Next post
Up