Часть 1 про производство.
И еще про персонал.
Чуть продолжу тему про уровень профессионализма наших и импортных специалистов.
Профессионалами являлись и те, и эти. Просто разными и натасканными, а, порой, выучившимися самостоятельно, но по нужде, на разные условия.
Итальянцы превосходно знали схему, технологию, ТТХ, процесс. И знали, что если им дадут задание сделать продукт А, то все необходимое сырье и полуфабрикаты в нужном количестве ждут своего часа в емкостях хранение, энегросреды с необходимыми параметрами уже на границе корпуса, емкостной парк готов к приему продукции, цеховая лаборатория - к выходному контролю, а на подъездных путях стоят цистерны под отгрузку.
Наш мастер смены знал не меньше, но натаскан был на умение сделать все то же самое, но в условиях нестабильных поставок сырья, нестабильного качества сырья, нестабильных параметров энергосред, нестабильной отгрузки и выхода из строя оборудования в самый неподходящий момент.
Кстати, именно поэтому на производстве приживались троечники и не приживались отличники. Отличник был шахматистом. Он знал правила, знал достаточное количество дебютов и умело применял свои знания просчитывая и анализируя ситуацию в условиях неизменности базовых принципов.
Троечник же был внутренне готов к тому, что в середине шахматной партии ему дадут новую вводную - козыри буби, подставки бьем, от земли не считается.
Вот эта неопределенность и нестабильность заставляла мастера смены знать довольно много смежной информации. Итальянцу было проще, в случае нестандарта он вызывал специалиста и ждал пока тот не приведет ситуацию в стандартные условия. У советского мастера под рукой таких специалистов не было, а техподдержка быстро приезжала только днем в рабочий день. В выходные, праздничные и ночные смена варилась в собственном соку и оставлять затык до дневных, не перепробовав все возможные варианты решения проблемы, считалось дурным тоном.
А хорошим тоном считалось умение мастера заменить любого аппаратчика на любом рабочем месте. Причем, не просто заменить, а сработать не хуже, а то и лучше.
Конечно же неполадки, отказы и сбои случались далеко не каждую смену, а аварии и того реже (я за 10 лет пережил "всего лишь" три пожара, хлопок, три-четыре перелива емкостей и одну разгерметизацию трубопровода). Поэтому по большей части мастер сидел в кабинете, плевал в потолок, заполнял журналы и рабочими инструментами у него были телефон и шариковая ручка. По сути, при нормальной организации работы, мастер был как пожарный или врач скорой помощи: когда все нормально - сиди и скучай. Случилось ЧП - встал и побежал.
Мой первый начальник цеха любил повторять, что хороший мастер - это ленивый мастер. А чтобы холить и лелеять свою лень надо сперва обучить, натаскать и застроить до изумления свой сменный персонал. Чтобы он без всякого ежеминутного контроля знал что делать когда хорошо и еще лучше знал что делать когда все плохо.
Стандартная ситуация, когда аппаратчик звонит мастеру и докладывает:
- Встал насос такой-то. Попробовали сделали а), б), в). Стоит. Проверили г), д), е). Все в норме. Че делать?
- Да вроде больше вариантов нет. Выводите в ремонт.
При натаскивании мастера смены руководством цеха и при натаскивании мастером смены сменного персонала одной из главных задач было задавить насмерть самодеятельность не затронув при этом самостоятельность. Получалось далеко не всегда.
Самодеятельность народ проявлял как раз от скуки и малого опыта. Ну идет все в ниточку, никаких проблем, мухи дохнут, а чай уже не лезет.
Опытный мастер гнал народ подметать, перетаскивать, красить. Неопытный шел помогать.
Когда главный инженер всего производственного объединения заметил меня, молодого и неопытного, с энтузиазмом крутящего входную задвижку, он вставил мне такой фитиль, что мне хватило на всю оставшуюся жизнь. Причем объяснение было простое и убедительное. Психология человека такова, что аппаратчик, увидев, что у данной задвижки стою я, вычеркнет ее из списка обслуживаемого им оборудования и до конца смены больше к ней не подойдет, понадеявшись на меня. А дальше - я ушел, он не пришел и вот вам, к примеру, выгрузка не в ту бочку.
А уж что от скуки мог сделать персонал - фантазии не хватит. Ну представьте аппаратчика, который, совершая обход оборудования, решает посмотреть что там, в бомбоубежище и в одиночку откручивает петли у закрытой бронированной двери, которая вроде как должна выдержать недалекий ядерный взрыв.
Естественно дверь упала и прижала его к стене. Хорошо, что он успел поставить гаечный ключ между падающей дверью и стеной и его не раздавило всмятку. Хорошо, что мастер смены, обнаружив отсутствие аппаратчика, не решил после часовых поисков, что тот просто ушел раньше времени, а вспомнил про бомбоубежище и аппаратчика не обглодали крысы или не прикончил холод.
В общем, безысходность, лень, скука и шило в заднице были основными мотиваторами в становлении широкопрофильных специалистов-практиков. Да, это не очень пригождалось на следующих уровнях и из блестящих тактиков редко получались хотя бы хорошие стратеги. Но тут уж - чем богаты и низовой персонал в хим.проме СССР был очень даже на уровне.
Продолжение следует...