Дочитал я роман и озадачился. Совершенно не понимаю, что ответить
van_der_moloth на вопрос "меня интересует твой взгляд на описание промышленного процесса", в том смысле, что ничего необычного я в описании не увидел. Есть пара моментов, показавшихся мне натяжками, но мало ли как у них было, в каждой избушке свои погремушки.
В общем, попробую я описать как дело происходило у нас, в той последовательности, в которой события происходят в романе.
И еще. Роман описывает первую половину 80х, андроповский период со второй половины 83 по первую половину 84, корейский Боинг, "Першинги", Империя Зла.
Я же могу рассказать только о второй половине 80х, - Горбачев, ускорение, перестройка, разрядка.
Ну и у наше производственное объединение, по сути - 8 заводов под одним управлением, 18 тысяч народа, по сравнению с КАМАЗом всё-таки мелочь.
Итак.
Про строительство новых производств.
Наш цех был построен по проекту итальянских фирм "Прессиндустрия" и "Баллестра". СССР закупил у них технологию, производственное оборудование, проект и шеф-монтаж.
Технология была супер, оборудование было супер, технологический процесс вел компьютер и распечатка управляющей программы читалась как небольшая баллада.
Вспомогательные корпуса (прием-хранение-отгрузка, утилизация стоков, холодилка, ремонтные) были по советским проектам, с советским оборудованием и советским монтажом.
Итальянская и советская часть отличались друг от друга как конфетка и говно. Мне кажется, что это краткая, но емкая и исчерпывающая характеристика.
Приведу пример.
Наши конечные продукты уже при +40оС начинали превращаться в парафиноподобную массу и, естественно, застывали. Для поддержки их в текучем состоянии трубопроводы, оборудование, емкости обогревались.
В итальянской части - пятикилограммовым паром с температурой порядка 130оС, подававшимся в рубашку оборудования или в спецстальную трубу-спутнику, проложенную на расстоянии не более 1см от технологического трубопровода. Сверху изоляция, которую за 10 лет моей работы меняли только при капремонтах. При этом вся итальянская часть была в отапливаемом производственном корпусе.
В советской части обогрев шел водным раствором гликолей (теоретически) или просто водой (практически) при температуре 70оС. Спутники из чернухи запросто отходили от трубопроводов на 5-10см. Качество изоляции (и работы, и материалов) было так себе. Изоляцию меняли постоянно, по кругу. При этом 2/3 советской части находились на улице.
Как-то во время монтажа наши монтажники ударно потрудились в субботу-воскресенье проложив полторы сотни метров спутника, да не по прямой, а со всеми изгибами, извивами технологического трубопровода. Пришедший в понедельник итальянец оглядел поле боя и сказал: "Переделывайте!". И ведь даже возражать не стали сильно. Всё срезали и положили заново, как надо.
Не трудно догадаться где каждую зиму персонал шлангами с паром отогревал замерзшие трубопроводы.
И еще.
Основным сырьем нашего цеха были высшие жирные спирты и окись этилена. ВЖС производила Уфа. ОЭ производил Дзержинск, Нижнекамск и Казань. Логистика подсказывала, что выгоднее цех построить в Татарстане или в Башкирии. Но построили его в Горьковской области.
При этом производство, состоящее из головного корпуса с реакторными отделениями, двух вспомогательных и одного административного корпусов и отдельного участка печей сжигания (именно благодаря участку мы были не цехом, а производством), с численностью персонала в 250 человек (мизер по советским меркам), при 50% загрузке выдавало продукцию, удовлетворяющую всю потребность всех заводов СССР в неионогенных ПАВах.
Гигантомания как есть.
Импортозамещение, санкции, комплектующие с Запада.
Тут у нас было лучше, чем на КАМАЗе. Никаких комплектующих, катализаторов, добавок, расходников, без которых все бы встало и которые не производились бы в СССР у нас не было. А само оборудование практически не ломалось. За мои 10 лет мы заменили теплообменник, сепаратор и ленту чешуирования. Причем первые два на отечественные аналоги.
Но тут такое.
При выходе из строя реакторов мы бы встали капитально и навсегда, если бы не смогли купить в Италии замену. Да что там, мы бы встали при выходе из строя обычного регулирующего клапана, потому, что импортный полностью закрытый клапан не пропускал через себя ничего. А отечественный пропускал, причем строго в соответствии с допуском, отраженном в документации.
Я понимаю, что изготовить бесшовную трубку дюймового диаметра, длиной в 5 метров и с отполированной внутренней поверхностью советская промышленность не могла под страхом расстрела, но что сложного было в регулирующем клапане? Итальянский держал давление в 25 ровно, а наш легко и непринужденно гулял от 22 до 26.
Самые лучшие, эталонные, люксовые советские хим.реагенты были "грязнее" импортных аналогов. А это значит примеси, цвет, стабильность растворов. Соответственно - качество готовой продукции или себестоимость.
Как объяснили мне уже в 90х поляки - "У немцев лучше, но дороже, у словаков дешевле, но хуже. Вы в середине".
Лучше, "чем у немцев" (в нашем случае - чем у итальянцев) у нас было два момента: простые механизмы и низовой персонал.
Я даже не буду вспоминать про лом и кувалду. Погружной насос "Гном" мог перекачивать тряпки, опавшую листву и любую, хоть как-нибудь текучую жижу. Итальянцы прям до оргазма доходили глядя на то, как он работает.
Про персонал приведу такой пример.
Во время пуско-наладки вечерняя смена под руководством итальянского специалиста загрузила в реактор сырье, но по какой-то причине процесс не продолжила и перевела секцию в безопасное состояние, поставив схему на циркуляцию.
Приходит на ЦПУ ночная смена со своим итальянцем. Тот нажимает клавишу "Старт секции", включающую процесс с нулевой стадии. Компьютер пишет, что сырье уже загружено. Итальянец впадает в ступор. Он понятия не имеет как запустить процесс не с нулевой фазы. Он паникует и начинает названивать итальянскому программисту, который по причине ночного времени, спит где-то или гоняет чаи в лаборатории.
Тут к итальянцу подходит аппаратчик, глядит на дисплей, понимает в чем дело и предлагает ввести команду "Запуск с фазы 20". Итальянец смотрит на него как на лошадь, которая внезапно заговорила и предложила проверить свечи у заглохшего автомобиля.
Появившийся через час программист набирает команду "Start ph 20" и процесс, минуя стадию загрузки сырья, начинает стадию нагрева.
Итальянцы провели расследование и написали докладную, что советский мастер смены влез в управляющий компьютер, распечатал рабочую программу и рассказал своему персоналу что на какой стадии происходит и как начинать процесс с произвольной фазы.
Мастер смены получил по ушам за самодеятельность (официально) и приказ поделиться знаниями с остальными сменами (неофициально).
Но честное слово, я даже представить себе не мог, что итальянский аналог мастера смены не умеет выйти за рамки "включил кнопку - процесс начался".
Продолжение следует...