Писать о Богданове, не упоминая тектологии - ужас ужасный. В "Тектологии" Богданов вышел за рамки марксизма, перешагнул его. Возможно, "суть времени" тем же занимается ?
"Писать о Богданове, не упоминая тектологии - ужас ужасный". Всему своё время, товарищ. На мой взгляд, Богданов вышел за рамки Марксизма именно потому, что методологически остался верен Марксу. Он уловил суть марксизма и стал развивать учение.
Спасибо за статьюsialsoftApril 25 2015, 07:08:03 UTC
Андрей, я вот что хотел уяснить. Богданов получается ратует за то, что новое классовое самосознание должно строиться на новой культуре, иначе будет происходить обуржуазивание сознания пролетариата. Как это согласуется со словами Ленина (не дословная цитата): "Надо овладеть всем богатством мировой культуры"?
Re: Спасибо за статьюandreybersenevApril 25 2015, 11:10:26 UTC
Это хороший вопрос. На самом деле Богданов никак не противоречит этому пункту - овладеть богатством прежней культуры Богданов предлагает на базе новой, это исключит обуржуазивание.
Re: Спасибо за статьюsialsoftApril 26 2015, 19:49:43 UTC
У меня предложение-просьба. если ты обладаешь такими познаниями в творчестве Богданова, то раскрой этот момент в своих следующих работах. Вот пример. "Война и мир" Толстого, великолепие первого бала Наташи Ростовой. Как добиться такого, чтобы данные моменты в культуре досоциалистической не порождали ростки антипролетарской культуры типа "Ах, какую Россию мы потеряли"? Каково мнение Богданова о таких вот ситуациях?
Буржуазия и пролетариат - это противоположности обусловленные разделением труда. Ленинская революция уничтожив буржуазию (но не уничтожив разделение труда), практически привела к формированию нового правящего сословия - чиновников (в частности Госплана). Поэтому утверждать, что пролетариат стал правящим классом, думаю несколько не правильно. Работяги как вкалывали, так и продолжали вкалывать. Условия жизни их стали лучше - это факт, но непосредственно управлять производством или государством они от этого не стали. А значит и власть сосредоточилась в руках вовсе не пролетариата.
Ну в общем-то Богданов говорит о чём-то весьма близком - пролетариат не обладал знанием об управлении, и потому посадил себе на шею управленцев. А это знание об управлении должно было быть совершенно иным, чем у буржуазии. Пролетариат был ценен именно как мессианский класс - класс способный воплотить идеал - свергнуть буржуазный строй и построить кардинально новый. А для всего этого нужна была совсем иная культура, пролетариат её не создал.
Проблема не столько в разделении труда, сколько в разделении власти. Во всех социумах, где есть руководители и исполнители ( не только у людей, но и у многих видов животных ) - неизбежно формируется "правящий клан", а у людей процесс идёт дальше и формируется "правящий класс
( ... )
Re: Правящий класс.andreybersenevApril 25 2015, 11:17:11 UTC
Богданов как раз и предлагает сделать из пролетариата самостоятельного руководителя.
Кстати, как только вводится понятие культуры и культурной экспансии, как-то так оказывается, что сознание тоже формирует бытие. Коммунисты не увидели всего размаха стоящей перед ними прроблемы именно потому что недооценивали важность надстройки.
Извините, но ваш пример про родителей - абсолютно фашистский, не понимаю при чём тут коммунизм.
Что касается правящего класса, то он ведь правящий, не так ли, если новая культура сможет передать организационные методы пролетариату, то он и станет правящим. При этом исчезнет классовое разделение общества.
На первый взгляд кажется, что творчество Богданова проникнуто гипермодернизмом, созданием "нового человека" через полную рационализицию бытия. Всё иррациональное истребляется, и таким образом воспитывается "новый человек". Таким образом, идеал Богданова-это идеал архитекторов общепролетарского дома в романе Платонова "Котлован". Сама идея воспитания "нового человека"-это либо утопия, как у Богданова, либо квазимиф о "золотом веке".
Вы путаете Богданова с кем-то... Богданов 100% авангарден, какой модернизм? Про полную рационализацию - что-то не встречал у него такое. А уж "Котлован" - совсем не в кассу, вспомнили бы что-нибудь действительно значительное (и авангардное) у Платонова. Кстати идея нового человека вполне приемствена христианской. Вообще любой исторический проект начинается с вопроса о человеке. То же делали и отцы основатели Нового Времени.
На тему соотношения понятий "авангард" и "модернизм" написано море работ от их полного соотнесения до противопоставления. Я сторонник идей соотнесения понятий.
Ну тогда тут надо указать на то, как западный модернизм тянулся к нашему авангарду, заимствовал его идеи и методы. И... так и не стал авагардом, поскольку в нём был заложен другой механизм развёртывания культуры, чуждый Западу. К сожалению, и нами не понятый, отброшенный уже в начале 30-х годов.
Comments 106
В "Тектологии" Богданов вышел за рамки марксизма, перешагнул его.
Возможно, "суть времени"
тем же занимается ?
Reply
Всему своё время, товарищ.
На мой взгляд, Богданов вышел за рамки Марксизма именно потому, что методологически остался верен Марксу. Он уловил суть марксизма и стал развивать учение.
Reply
Reply
Reply
Вот пример. "Война и мир" Толстого, великолепие первого бала Наташи Ростовой. Как добиться такого, чтобы данные моменты в культуре досоциалистической не порождали ростки антипролетарской культуры типа "Ах, какую Россию мы потеряли"? Каково мнение Богданова о таких вот ситуациях?
Reply
Reply
Работяги как вкалывали, так и продолжали вкалывать. Условия жизни их стали лучше - это факт, но непосредственно управлять производством или государством они от этого не стали.
А значит и власть сосредоточилась в руках вовсе не пролетариата.
Reply
Пролетариат был ценен именно как мессианский класс - класс способный воплотить идеал - свергнуть буржуазный строй и построить кардинально новый.
А для всего этого нужна была совсем иная культура, пролетариат её не создал.
Reply
Reply
Кстати, как только вводится понятие культуры и культурной экспансии, как-то так оказывается, что сознание тоже формирует бытие. Коммунисты не увидели всего размаха стоящей перед ними прроблемы именно потому что недооценивали важность надстройки.
Извините, но ваш пример про родителей - абсолютно фашистский, не понимаю при чём тут коммунизм.
Что касается правящего класса, то он ведь правящий, не так ли, если новая культура сможет передать организационные методы пролетариату, то он и станет правящим. При этом исчезнет классовое разделение общества.
Reply
Reply
Reply
Про полную рационализацию - что-то не встречал у него такое. А уж "Котлован" - совсем не в кассу, вспомнили бы что-нибудь действительно значительное (и авангардное) у Платонова.
Кстати идея нового человека вполне приемствена христианской.
Вообще любой исторический проект начинается с вопроса о человеке. То же делали и отцы основатели Нового Времени.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment