Leave a comment

Comments 106

r1_a1 April 25 2015, 00:02:44 UTC
Писать о Богданове, не упоминая тектологии - ужас ужасный.
В "Тектологии" Богданов вышел за рамки марксизма, перешагнул его.
Возможно, "суть времени"
тем же занимается ?

Reply

andreybersenev April 25 2015, 00:05:31 UTC
"Писать о Богданове, не упоминая тектологии - ужас ужасный".
Всему своё время, товарищ.
На мой взгляд, Богданов вышел за рамки Марксизма именно потому, что методологически остался верен Марксу. Он уловил суть марксизма и стал развивать учение.

Reply


Спасибо за статью sialsoft April 25 2015, 07:08:03 UTC
Андрей, я вот что хотел уяснить. Богданов получается ратует за то, что новое классовое самосознание должно строиться на новой культуре, иначе будет происходить обуржуазивание сознания пролетариата. Как это согласуется со словами Ленина (не дословная цитата): "Надо овладеть всем богатством мировой культуры"?

Reply

Re: Спасибо за статью andreybersenev April 25 2015, 11:10:26 UTC
Это хороший вопрос. На самом деле Богданов никак не противоречит этому пункту - овладеть богатством прежней культуры Богданов предлагает на базе новой, это исключит обуржуазивание.

Reply

Re: Спасибо за статью sialsoft April 26 2015, 19:49:43 UTC
У меня предложение-просьба. если ты обладаешь такими познаниями в творчестве Богданова, то раскрой этот момент в своих следующих работах.
Вот пример. "Война и мир" Толстого, великолепие первого бала Наташи Ростовой. Как добиться такого, чтобы данные моменты в культуре досоциалистической не порождали ростки антипролетарской культуры типа "Ах, какую Россию мы потеряли"? Каково мнение Богданова о таких вот ситуациях?

Reply

Re: Спасибо за статью andreybersenev April 28 2015, 20:19:12 UTC
Хорошо, договорились.

Reply


integral82 April 25 2015, 07:13:36 UTC
Буржуазия и пролетариат - это противоположности обусловленные разделением труда. Ленинская революция уничтожив буржуазию (но не уничтожив разделение труда), практически привела к формированию нового правящего сословия - чиновников (в частности Госплана). Поэтому утверждать, что пролетариат стал правящим классом, думаю несколько не правильно.
Работяги как вкалывали, так и продолжали вкалывать. Условия жизни их стали лучше - это факт, но непосредственно управлять производством или государством они от этого не стали.
А значит и власть сосредоточилась в руках вовсе не пролетариата.

Reply

andreybersenev April 25 2015, 11:03:08 UTC
Ну в общем-то Богданов говорит о чём-то весьма близком - пролетариат не обладал знанием об управлении, и потому посадил себе на шею управленцев. А это знание об управлении должно было быть совершенно иным, чем у буржуазии.
Пролетариат был ценен именно как мессианский класс - класс способный воплотить идеал - свергнуть буржуазный строй и построить кардинально новый.
А для всего этого нужна была совсем иная культура, пролетариат её не создал.

Reply

Правящий класс. abc_177 April 25 2015, 11:10:39 UTC
Проблема не столько в разделении труда, сколько в разделении власти. Во всех социумах, где есть руководители и исполнители ( не только у людей, но и у многих видов животных ) - неизбежно формируется "правящий клан", а у людей процесс идёт дальше и формируется "правящий класс ( ... )

Reply

Re: Правящий класс. andreybersenev April 25 2015, 11:17:11 UTC
Богданов как раз и предлагает сделать из пролетариата самостоятельного руководителя.

Кстати, как только вводится понятие культуры и культурной экспансии, как-то так оказывается, что сознание тоже формирует бытие. Коммунисты не увидели всего размаха стоящей перед ними прроблемы именно потому что недооценивали важность надстройки.

Извините, но ваш пример про родителей - абсолютно фашистский, не понимаю при чём тут коммунизм.

Что касается правящего класса, то он ведь правящий, не так ли, если новая культура сможет передать организационные методы пролетариату, то он и станет правящим. При этом исчезнет классовое разделение общества.

Reply


tachkasmedom April 25 2015, 07:32:21 UTC
Фотография какая замечательная!

Reply


alex236 April 25 2015, 21:55:54 UTC
На первый взгляд кажется, что творчество Богданова проникнуто гипермодернизмом, созданием "нового человека" через полную рационализицию бытия. Всё иррациональное истребляется, и таким образом воспитывается "новый человек". Таким образом, идеал Богданова-это идеал архитекторов общепролетарского дома в романе Платонова "Котлован". Сама идея воспитания "нового человека"-это либо утопия, как у Богданова, либо квазимиф о "золотом веке".

Reply

andreybersenev April 25 2015, 23:42:10 UTC
Вы путаете Богданова с кем-то... Богданов 100% авангарден, какой модернизм?
Про полную рационализацию - что-то не встречал у него такое. А уж "Котлован" - совсем не в кассу, вспомнили бы что-нибудь действительно значительное (и авангардное) у Платонова.
Кстати идея нового человека вполне приемствена христианской.
Вообще любой исторический проект начинается с вопроса о человеке. То же делали и отцы основатели Нового Времени.

Reply

alex236 April 26 2015, 04:44:47 UTC
На тему соотношения понятий "авангард" и "модернизм" написано море работ от их полного соотнесения до противопоставления. Я сторонник идей соотнесения понятий.

Reply

andreybersenev April 26 2015, 11:32:03 UTC
Ну тогда тут надо указать на то, как западный модернизм тянулся к нашему авангарду, заимствовал его идеи и методы. И... так и не стал авагардом, поскольку в нём был заложен другой механизм развёртывания культуры, чуждый Западу. К сожалению, и нами не понятый, отброшенный уже в начале 30-х годов.

Reply


Leave a comment

Up