Нацпроект «Здоровье», кроме поставок современного оборудования и налаживания снабжения медикаментами (эти финансовые потоки профильные чиновники легко освоили благодаря откатам и «своим» компаниям), подразумевал повышение зарплаты врачей. А эти немалые бюджетные деньги как освоить?
Зурабов взял за образец ЖКХ, систему «мертвых душ» - она видна и понятна всем на примере дворников. Это массовая низкоквалифицированная профессия, по бумажкам в большом городе приняты на работу тысячи дворников, реально работают сотни, за остальных зарплату получают чиновники внизу, отдавая долю наверх. А если брать на работу бесправных гастарбайтеров, то можно им вообще платить копейки, остальное - себе. Тем, что на улицах в разгар снежной зимы на улицах и во дворах не увидишь дворников, уже который год громко и безуспешно возмущаются россияне. Но система работает!
Придумать таких «мертвых душ», «мед-дворников» для здравоохранения - такую задачу поставил перед собой Зурабов и решил ее блестяще
- появились многочисленные низкоквалифицированные «врачи общей практики». Именно им (ибо по большому счету себе - любимым) чиновники и повысили зарплату, а специалистов оставили в черном теле. Были созданы курсы, на которых за две недели (!) вчерашний врач, специалист в какой-либо отрасли мог изучить все смежные профессии (окулиста, отоларинголога, онколога, гинеколога - список большой!).
То, что получилось, каждый может испытать на себе, став больным (чего никому не пожелаю) или просто посетив поликлинику. Больные бегают в поисках и ломятся к редким, еще оставшимся специалистам, которые еще помнят, как надо лечить людей. А по коридорам стройными рядами двери с одинаковыми надписями «Врач общей практики», в основном закрытые и со странными графиками работы - или до обеда, или после. Что делает эта «мертвая душа» в то время, когда не «работает» у себя в кабинете - может быть, ходит по домам и квартирам, как «семейный доктор»?
В начале зурабовской реформы ведь много было разговоров о том, что «наконец-то у нас появится семейный доктор»! Нет, реальность подсказывает, что не появился, что это была лишь обязательная для каждой реформы идеология-прикрытие, красивая сказка, призванная отвлечь внимание россиян от совсем уж некрасивой действительности.
Можно предположить, что «мертвая душа мед-дворника» до обеда «работает» в одной поликлинике, а после обеда - в другой (и даже в третьей и четвертой - в списках получателей повышенных зарплат). Бегать и искать ведь все равно никто не будет - больным эти «врачи» даром не нужны!
Я как-то пару дней сидел в длиннющей очереди к одному настоящему доктору и специалисту, и по два-три часа подряд наблюдал за дверьми «врачей общей практики» (в моем отрезке коридора их было 5-6). За все время ни одного больного у этих дверей, один раз пришла женщина в белом халате со старичком, которому она открыла дверь, они там посидели полчаса, потом вышли, женщина дверь закрыла и ушла. Все - опять тишина как на кладбище.
И еще одно следствие - у тех настоящих докторов, которые пока еще остались и спасают нас в беде, нагрузка выросла, а зарплата осталась на прежнем уровне. Недовольство реформами растет, и растет недовольство чиновников этими недовольными. Мира тут уже не будет, что и показывает скандал с доктором Рошалем. Это война на выживание: останутся или чиновники, или здравоохранение.
О том, как по аналогичной схеме чиновники
гробят образование