То, что в больницах Удмуртии из-за отсутствия средств пациентам (в том числе и детям) не дают нужные для них лекарства, - факт достаточно общеизвестный. Но если в необходимом лечении отказывают самым беззащитным - лишившимся родителей детям-инвалидам в возрасте до 4 лет, - это уже нечто запредельное. Это такое дно нашей системы здравоохранения и социальной защиты, что трудно подобрать слова.
На сайте прокуратуры Удмуртской Республики опубликованы результаты проверки «исполнения законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи детям-инвалидам» -
http://udmproc.ru/news/show/prokuraturoj-udmurtskoj-respubliki-provereno-ispolnenie-zakonodatelstva-v-sfere-okazaniya-gosudarstvennoj-sotsialnoj-pomoschi-detyam-invalidam Сухо и без особых подробностей сообщается о целом ряде выявленных нарушений. Но меня в особенности заинтересовал следующий фрагмент:
Прокурорскими проверками, проведенными с участием специалистов Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Удмуртской Республике в БУЗ УР «Республиканская детская клиническая психоневрологическая больница «Нейрон» Минздрава УР», БСУ СО УР «Глазовский детский дом для умственно отсталых детей», вскрыты многочисленные нарушения прав детей на получение медицинской помощи.
Итак, два государственных учреждения для детей-инвалидов - больница «Нейрон» в Ижевске и детский дом в Глазове.
Мне удалось пока разыскать лишь одно судебное постановление - касающееся «Нейрона». Точнее - Специализированного дома ребенка, который находится в структуре этой больницы. Постановление принято 7 сентября 2015 года мировым судьей Первомайского района г. Ижевска (судебный участок № 5) по делу № 5-661/15. Целиком с его текстом можно ознакомиться здесь -
http://pervomir7.udm.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=411645&delo_id=1500001 Но сначала о детях, ставших жертвами экономии на лекарствах. На официальном сайте «Нейрона» (
http://www.dgb3neiron.ru/kid/ ) доходчиво разъясняется:
«Что такое Специализированный Дом ребенка? Если исходить из определения, Дом ребенка это учреждение, в котором проживают дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в т.ч. дети-инвалиды с рождения до 4х лет.
Слово Специализированный, означает, что в нем пребывают дети с какой либо патологией - например, слуха и речи, зрения, опорно-двигательного аппарата. Наш Дом ребенка Специализированный, т.к. у нас проживают дети, имеющие в той или иной степени выраженности психомоторные и психоречевые отклонения».
Как видим, перед нами абсолютно беззащитная категория людей - дети младенческого возраста, инвалиды, да еще и лишенные родителей, которые могли бы о них позаботиться, защитить их интересы - например, приобрести за свой счет те лекарства, которых им почему-то не может предоставить государственная больница.
Из судебного постановления:
«Проверкой установлены случаи отказа… в оказании медицинской помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет, содержащимся в Специализированном доме ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики… в части осуществления лечения острых заболеваний, обострений хронических заболеваний по назначению врачей-специалистов».
Сотрудникам прокуратуры на проверку были представлены 60 медицинских карт детей, воспитывающихся в Доме ребенка. Из них выборочно были проверены 20 карт. В 9 картах (то есть почти в половине проверенных) были обнаружены факты неоказания должной медицинской помощи.
В опубликованном тексте постановления персональные данные выброшены, в том числе и диагнозы, но, судя по назначенным лекарствам и симптомам, речь идет речь идёт о заболеваниях нервной системы, сердечно-сосудистой системы и ЛОР-органов (отиты).
По каждому случаю ситуация стандартная: согласно записи в карте, врач выставляет диагноз, назначает лекарства, однако ребенок лекарств не получает, поскольку - как сообщается в графах исполнения - «нет препарата». При этом существующая в «Нейроне» врачебная комиссия замену отсутствующих лекарственных препаратов на другие (имеющиеся в распоряжении) не производит.
Вот описание ситуации только с одной маленькой пациенткой.
1. Осмотрена врачом-неврологом 16.04.2015. Диагноз: РОП ЦНС. Назначено лечение: «Магне В6» внутрь 3 недели. Препарат не внесен в лист назначений за апрель 2015 года; от 08.05.2015 в графе «Магне В6» имеется отметка «Нет препарата», ребенок лечение не получал.
2. Осмотрена врачом-неврологом 13.05.2015. Диагноз: РОП ЦНС. Назначено лечение: «Актовегин» внутримышечно <НОМЕР>, пантогам внутрь. В лист назначений за май 2015 года указанные препараты не внесены, ребенок… лечение не получал. Замена назначенных лекарственных препаратов врачебной комиссией… не произведена.
Таким образом, в период апрель-май 2015 года ребенок… находился в Доме ребенка без проведения комплексной терапии неврологической патологии. Отсутствие лечения резидуально-органического поражения центральной нервной системы со спастическим синдромом может приводить к отставанию в физическом и психическом развитии ребенка, эпилепсии.
3. Осмотрена гинекологом 20.05.2015. Диагноз: «Кандидоз слизистых». Назначено лечение: крем «клотримазол» местно в течении 7-10 дней.
Данное назначение не внесено в лист назначений и не выполнено. Ребенок не получил лечения острого воспалительного заболевания влагалища и вульвы, что может привести к хроническому воспалению влагалища и вульвы, синехиям, атрезии влагалища, формированию хронических язв влагалища, рубцов, распространению инфекции на внутренние половые органы: эндометриту, цервициту, сальпингоофориту, уретриту, циститу, бесплодию.
Трудно представить, какой ад творится доме ребенка. Вот описание процесса протекания отита на одном из интернет-сайтов:
При тяжелой форме отита у детей грудного возраста могут возникнуть явления менингизма: рвота, запрокидывание головы, напряжение рук и ног, выпячивание родничков. Иногда могут наблюдаться желудочно-кишечные расстройства в виде рвоты и поноса… Отит, вызванный инфекцией, развивается, как правило, вслед за поражением полости носа, то есть за насморком и респираторными явлениями со стороны верхних и нижних дыхательных путей. Мама может отметить, что после ОРВИ у ребенка вновь резко повысилась температура, он стал беспокойнее, отказывается от еды. У малыша появляется маятникообразное движение головой, а некоторые дети даже стараются смотреть глазками на больное ухо. Первые признаки отита чаще всего можно распознать в момент грудного вскармливания. Когда ребенок присасывается к груди, создается отрицательное давление в носоглотке, и это усиливает болевые ощущения. В результате попытка младенца поесть становится очень болезненной, и кроха разражается громким плачем. Он сучит ножками, кричит, а у матери складывается ощущение, что это кишечные колики. Если же малыш укладывается на свое больное ухо, он вдруг начинает лучше сосать. В этой позе, с прижатым больным ухом, ему легче, не так больно. А повернутый уже другой стороной, ребенок будет по-прежнему с криком отказываться от груди.
В этом описании фигурирует мама больного ребенка. Но не будем забывать, что в нашем случае у этих детей нет мамы… Опекуном в юридическом смысле для них является бюджетное учреждение «Нейрон».
В судебном постановлении приводятся объяснения главного врача «Нейрона» Ивониной И.И., что «закупка препаратов, необходимых для лечения находящихся на круглосуточном содержании в БУЗ УР «РДКПНБ «Нейрон» детей… не осуществляется». В отношении части препаратов, кроме того, уточняется, что они «не входят в Территориальную программу государственных гарантий УР».
По словам главврача Ивониной из-за того, что ряд лекарственных препаратов не входит в перечень жизненно-важных, их закупка за счет средств бюджета могла повлечь административную и уголовную ответственность на должностное лицо за нарушение бюджетного кодекса.
Видимо, уголовной ответственности за ситуацию с «никому не нужными детьми» по статье Уголовного кодекса 124 «Неоказание помощи больному» главврач «Нейрона» не боялась.
7 сентября Постановлением мирового судьи главный врач Ивонина И.И. была привлечена к административной ответственности и оштрафована на 20 тысяч рублей.
Вчера, 28 октября, министр здравоохранения УР Алексей Чуршин провел пресс-конференцию, на которой объяснил журналистам, что выявленные недавней проверкой Росздравнадзора «грубые нарушения в оказании медицинской помощи населению Удмуртии» - вовсе не такие грубые, а все у нас обстоит даже очень неплохо.
Сегодня, 29 октября, Глава Удмуртии Александр Соловьев провел заседание по реализации «Региональной стратегии действий в интересах детей в Удмуртской Республике в 2015 году».
Ни на пресс-конференции министра, ни на заседании главы региона, судя по всему, о лишенных лечения младенцах-инвалидах даже не упомянули. Но я не уверен, что это оттого, что стыдно.
Черный крест. К.Малевич, 2015 г.