Авторы сценария «Приключений Аленушки и Еремы», то есть я и Константин Мулин, познакомились в 2001 году, когда я пригласил Константина стать сценаристом мультфильма «Столичный сувенир». Идея проекта была моя, деньги - тоже, но я скромно помалкивал, что имею некоторые, так сказать, тоже литературные способности и амбиции, проявлявшиеся ранее исключительно на поприще журналистики. Работая вместе с Костей, мы поначалу распределяли наш труд следующим образом - с меня побольше идей, с него - побольше диалогов. В процессе дальнейшей работы, правда, все случалось и наоборот. Но об этом - позже.
Фактически, сюжет «Приключений…» был разработан тремя людьми - мной, Константином Мулиным и режиссером проекта Георгием Гитисом. Но споры о сюжете и образах героев длились до хрипоты, часами, сопровождались картинными вскакиваниями, демонстративными уходами, и репликами: «Я свое реноме портить не буду!» Это было совершенно нормально. Поскольку во время следующей встречи следа минувших гроз не было в помине, все улыбались, предлагали новые идеи, спокойно обсуждали то, что вчера вызывало бурю негодования, и у каждого из участников прений даже образовывались свои по такому поводу любимые словечки, мнения и выражения.
"А озвучьте мне, товарищи актеры, во-о-от та-а-акую зверюшку.."
У Кости таким выражением стало достаточное короткое, но крайне интонационно содержательное слово: «Придумал!» Если оно зазвучало с нужной интонацией, то с девяносто процентной вероятностью дальше следовало предложение, решавшее все проблемы, обсуждавшиеся ранее часами, днями и даже - неделями.
Моей визитной карточкой во время прений было выражение: «Есть гениальная идея!» После того, как оно звучало, обычно восстанавливалась на некоторое время абсолютная тишина. Поскольку с пятидесятипроцентной вероятностью далее следовала переработка минимум половины сценария. А на оставшиеся пятьдесят процентов выпадали предложения, до того момента никак во время предварительных обсуждений не звучавшие.
Присутствие Гитиса чаще всего использовалось мной и Костей для приобретения нами численного перевеса в отстаивании друг перед другом своей очередной идеи. При общем счете мнений два против одного прения недовольных сторон заканчивались в десять раз быстрее. Арифметическая прогрессия рождала геометрическую. Нормальная творческая закономерность.
Гончаров, Мулин и Гитис. Прения.
Кстати, с Гитисом меня познакомил Мулин еще до начала производства «Аленушки и Еремы». С режиссерами анимационного кино в стране сложилась явная напряженка, а с Гитисом, в свою очередь, Мулин познакомился, работая над проектом «Дятловы». Грех было не воспользоваться моментом, и не развить знакомство.
После мучений со «Столичным сувениром» и невозвратом из недоделанного, фактически, проекта всей потраченной суммы денег, мой единственный путь в кино заключался в поиске партнера для производства нового проекта. «Парадиз» был всего лишь второй кинокомпанией, в которую я успел придти, и стал он не партнером, а скорее - работодателем, но и такое развитие событий меня устраивало. Успешное доведение проекта до конца производства и выход его на экраны сомнений не вызывали, что, в свою очередь, позволяло приобрести новый опыт вывода российского трехмерного фильма на киноэкраны.
Поскольку у «Парадиза» совершенно отсутствовала какая-либо пригодная для производства мультфильма производственная база, само собой получалось, что ролью лишь автора сценария мне отделаться в проекте не удавалось. Студию предстояло сделать с нуля. Самой нелегкой задачей была необходимость в кратчайший срок собрать всех ключевых специалистов. Нужно было быстро подготовить производственную базу. Разработать художественно-постановочную часть. Найти актеров на озвучание, и сделать его. Приступить к созданию визуального ряда. И закончить его. Написать тексты песен, придумать к ним музыку, записать все это в студии, отрепетировать под них танцы, снять их на МОСАР и интегрировать все это дело в фильм. Пройти постпродакшен. В конечном счете, со всем этим удалось справиться за 20 месяцев. Начали мы работу фактически в начале 2007 года. А в октябре 2008 фильм вышел на экраны. Это было совершенно дикой психологической и физической нагрузкой. До «Приключений…» ни один российский проект не смог не то, что выйти на экраны, а вообще не смог справиться то с половиной, то - с третью существующих в ходе создания фильма задач. Иногда мне казалось, что на нервной почве организм просто начинает рассыпаться. Нормальным графиком жизни были: бессонница, ранний подъем с очередным визитом к очередному доктору, поездка на работу, прием очередной лошадиной дозы прописанных препаратов, возврат домой в никаком состоянии, и снова - бессонница. В определенные моменты работы мне начинало казаться, что я эти двадцать месяцев просто не переживу. Так реально выглядело для меня производство «Приключений Аленушки и Еремы». С началом работы совпало одно из самых больших несчастью в моей жизни. Неожиданно у моего отца был найден неоперабельный рак, и получалось, что нужно было выбирать - или все внимание фильму, или - внимание отцу. Я сделал выбор в пользу первого, о чем неизбежно буду жалеть всю свою жизнь. Не потому, что фильм получился плохой. Просто выбор был не из радостных. Помимо написания сценария, мной были написаны 15 текстов песен в мультфильм, из которых с 4 текстами помог Мулин. Пришлось стать исполнительным и музыкальным продюсером фильма, а так же - руководителем студии. Многовато задач, проблем и несчастьй для одного человека в течение 20 месяцев. Чем-то приходилось платить, и как всегда в таких случаях, разменной картой было здоровье. И это не жалоба на жизнь. А простая констатация фактов. Что-то типа: «Назвался груздем - полезай в кузов».
На озвучании.
Студия набиралась трудно. В июле, августе, сентябре и октябре 2006 года из-за различных проволочек мы просто не смогли въехать в отведенное для студии помещение. Но к концу года помещение было готово, в нем было размещено закупленное оборудование, проложена сеть, начали появляться первые сотрудники, которых мы с Гитисом разыскивали по своим старым знакомствам, через Интернет, по объявлениям, в общем, дело худо-бедно шло. С какими-то специалистами нам везло больше, с какими-то меньше, но процесс производства неуклонно набирал ход.
Техническим директором проекта я пригласил Олега Карнюшкина, своего старого знакомого, ранее работавшего в «Газпроме». Как-то сразу нам повезло с Игорем Кудрявцевым, одним из лучших специалистов на студии. Который впоследствии стал супервайзером рендера. Оператором в фильме стал Юрий Давыдов из Питера, с которым я был знаком ранее по другим совместным работам. Приглашенным мной консультантом-супервайзером стал Александр Петров из студии «Проект «Мы». Главным супервайзером проекта первоначально был Сергей Борзиков. В качестве художника-постановщика изначально Гитис пригласил Валерия Зражевского, но через некоторое время Валерия позвал Бекмамбетов на «Особо опасен», и мы остались без художника-постановщика. Тогда был Гитисом приглашен Валерий Гагурин, с именем которого далее судьба «Приключений…» связана очень плотно. Главным аниматором проекта стала Наталия Нилова.
Композитором фильма я изначально видел исключительно Константина Шустарева, человека необыкновенно талантливого, креативного и работоспособного. Учитывая сроки, я был уверен, что именно такие его качества нам в этом проекте ох, как понадобятся. Впоследствии так и вышло…
Шустарев. Он же Коха, он же группа "Пушкинг".
В качестве хореографа проекта я пригласил своего старого знакомого Константина Ковалева. Но дело было не в знакомстве, а в профессионализме. Дело в том, что все танцоры в его коллективе «Фанки-Бит» - мастера спорта. Девочки - в художественной гимнастике, ребята - в других видах спорта. На постановку танцев уходило несколько месяцев, это была дико трудная работа, перебиралось большое количество вариантов. Ребята-танцоры буквально жили этим проектом. Поскольку мало было просто станцевать роль, сценография включала в себя игровые элементы. Их танцы с нашей подачи щедро дополнялись элементами актерской игры. Причем, самое забавное, что фильм делался в Москве, а танцевальный коллектив находился в Ростове. Полеты туда требовали времени, но дело, в конечном итоге, того стоило. Я не знаю другого танцевального коллектива, который обладал бы таким уровнем профессионализма, таланта и если угодно - творческого фанатизма. Кроме, конечно, ансамбля Игоря Моисеева, но такое сотрудничество было бы явно не по карману нашему бюджету.
Командировка в Ростов.
Заставить ожить эту огромную человеческую цепочку было чрезвычайно трудно, но все ее участники оказались достаточно талантливы и коммуникабельны, смогли найти общий язык и довести нашу музыкальную лирическую комедию до киноэкрана.
Автор сценария Костя Мулин.
Художник-постановщик Владимир Гагурин.
Оператор Юрий Давыдов.
Хореограф Константин Ковалев.
Супервайзер Игорь Кудрявцев.
Режиссер и оператор в трудах.
Главный аниматор Наталия Нилова.
Продолжение следует…