Олдскул по-новому. Часть 3. Романтическая

Feb 23, 2013 00:06

Данная запись является одной из цикла "Олдскул по-новому" в 3 главах.
Часть 1, Академическая: http://andrewsweekly.livejournal.com/102043.html
Часть 2, Гуманитарная: http://andrewsweekly.livejournal.com/102319.html
Часть 3, Романтическая: http://andrewsweekly.livejournal.com/102594.html
Приятного чтения!

10. В поисках Немо
МИТ зассал. Говорят, 25 лет назад при закрытии института на один день бывалые выпускники подняли протест с криками "МИТ не закрывается никогда", то есть совсем никогда. Но за время моей учебы тут он закрывается уже второй раз, первый был из-за урагана Сэнди, про который я уже писал.

Так получилось, что в самый разгар снегопада, в полночь, после бутылки вина на троих, я оказался примерно в километре от своего нового дома в Кембридже, после чего совершил замечательную прогулку в обратном направлении. Эту часть рассказа наиболее полно передадут фотографии, простите мои нетрезвые руки при плохом освещении.



Mass Ave, главная улица Кембриджа и отчасти Бостона по ту сторону моста. Обычно на ней много движения и людей. Но 8 февраля, в день шторма, в 4 часа вечера в Массачусетсе запретили ездить на автомобилях всем, кроме аварийных служб. Все машины были распиханы по парковкам. Как результат - абсолютно пустая улица, по которой каждые 10 минут проезжает снегоочистительная машина.



По краям улицы вместо тротуаров сугробы мне по колено (за ночь выросли еще сильнее).



На кампусе расчищены только основные проходы. Местами напоминает отчего-то The Thing - нетоптанный снег, в который воткнуты маячки для ориентирования. Вот тут была лестница:



Как обычно в любую странную погоду в Бостоне, надо посмотреть на Чарльз-Ривер:



Интересно постоять и в середине пустого Гарвардского Моста. Никто не ездит. В нормальный день меня бы на пути к середине моста сбили раз двадцать, а в ту ночь было просто некому.



В Green Building не гаснет свет в единственном окне. Значит, конец света еще не пришел.



А это одна заключительная манифестация того, как снега бывает много.



Меньше чем за сутки на Бостон выпало около 25 дюймов снега, то есть около 60 см. В нерасчищенных местах мне снег доставал выше колена. Это забавное ощущение, от которого я отвык.

В следующие дни было тепло, но снег убывал медленно ввиду своего количества. Я увидел немало снеговиков, снежных крепостей, пещер и иглу. Днем после шторма на центральной лужайке МИТ происходила глобальная битва снежками, с участием даже самого Президента Л. Рафаэля Райфа.

11. Are you in love or a lonely beaver?
Америка экспортировала многие аспекты своей культуры, в том числе и праздники. Такие штуки, как День Благодарения или День Мартина Лютера Кинга в других местах, конечно, не празднуются. Но глубоко экспортированы Хэллоуин и недавно отгремевший День Святого Валентина. Увы, у меня не было с собой фотоаппарата, но парочку историй рассказать могу.

Для меня день был совершенно обычным. Он начался с лекции по квантам, которая была посвящена белым карликам и нейтронным звездам. За десять минут до конца, когда профессор Талер уже подходил к классификации судьбы звезд по их массе, в аудиторию вошли два представителя Шекспировского Ансамбля в костюмах и вызвали двух студентов. Обоим были зачитаны сонеты и вручены валентинки. Профессор Талер, человек женатый и с недавнего времени осчастливленный отцовством, провожал их недоумевающим взглядом. После он попросил кого-нибудь объяснить, что же произошло, во время консультации. Затем он написал на доске название следующего пункта лекции "Fates of Stars: Crossed Lovers". Вот у нас есть предел массы для белого карлика, а вот повыше предел массы для нейтронной звезды. Но может быть, что суммарная масса двух белых карликов выше их предела, они сходятся вместе и…

Когда я покупал ланч, заметил у стоящей за мной в очереди девушки трогательную валентинку - кусок печатной платы в форме сердечко, на который припаяна кучка красных светодиодов. Кажется, она сказала, что это творение заняло у нее много времени.

Но наибольшую веру в человечество в тот день у меня вызвал профессор Джонс, от антропологии. Он заранее запланировал на четверг 14 февраля лекцию на тему «Любовь». И если первую половину лекции он посвятил материалу, оставшемуся еще с прошлого раза, то затем он переключил презентацию на следующий слайд, на котором было прямым текстом указано "14th of February - The Forever Alone Day", с соотвествующей картинкой. Он напомнил, что День Святого Валентина в США превратился из старой доброй традиции рукодельных открыток в детском садике в полноформатную индустрию. Например, в школе (около 5-6 класса) мальчикам говорили, что они должны подарить девочкам Sweethearts (сладкие сердечки) - конфетки в форме сердечек, которые массово продаются в магазинах по сезону. Соответственно девочки дарят мальчикам, и все подбирают сердечки с какими-то особенно символическими словами из стандартного набора. С этими словами профессор Джонс достал несколько больших пачек этих конфеток и пустил по рядам, сказав, что он любит своих студентов. По окончании лекции он кидался оставшимися конфетками в желающих.

Много вторжений на лекции произошло и в других классах. Днем ранее можно было заказать серенады у Шекспировского Ансамбля и а капелла групп (невероятно популярных здесь) Muses (только девушки) и the Logarythms aka the Logs (только парни). Шекспировский ансамбль вторгся и на лекцию профессора Адамса по квантам-1, который их не признал и попробовал прогнать. После неудачи в этом и зачитывания сонетов, он сказал что-то вроде "Квантовая механика говорит нам, что все в этом мире имеет вероятностную природу. Даже то, что мою лекцию сорвут пираты. Итак, введем волновые функции psy-pirates и psy-non-pirates."

12. Бронзовая крыса


Это из первой части Iron Man. Что же такого интересного на руке у Тони Старка? МИТшные блоги подозревают, что это кольцо выпускника 1987 года.

В МИТ есть традиция. Для каждого очередного выпускного класса во время их второго курса специально собранная комиссия студентов придумывает дизайн уникального кольца для этого выпуска. На кольце всегда есть традиционный набор элементов, включающий в себя год выпуска на одной, надпись MIT на другой, и титульную зверюшку на фасаде.

Причины возникновения кольца в 1930 году просты - чтобы было чем гордиться. Ведь кольцо - это не просто так, это навсегда. Причины возникновения названия "Brass Rat" (aka Бронзовая Крыса) вместо изначально предложенного "Standard Technology Ring" тоже просты - ведь кольцо золотое и нарисован на нем бобер. Существует традиционная копипаста, объясняющая выбор бобра, но мне нравится неканоничный краткий вариант: "Бобры - это инженеры среди животных, студенты МИТ - животные среди инженеров".

Выпуск кольца строго регламентирован и подвергается куче традиций. Его разрабатывает в тайне группа студентов в течение осеннего семестра второго курса. В середине февраля (в этом году в пятницу 15) проводится Премьера Кольца - в большой аудитории собирают весь выпускной класс (в данном случае 2015 года, к которому я принадлежу), и рассказывают, как выглядит новое кольцо. Считается, что кроме этого момента класс собирается целиком только дважды - для общей фотографии в начале первого курса и для получения дипломов об окончании. После Премьеры все желающие (90% студентов) в течение двух недель заказывают кольца, которые имеют одинаковый дизайн, но варьируются размером и материалом. В мае, за пару недель до экзаменов в конце семестра, проводится мероприятие Доставки Колец, где всем счастливым второкурсникам выдается сей памятный знак. Возможно, про Доставку я тоже расскажу. Соответственно, в мае.

Изначально кольца делали в основном золотыми, сейчас есть еще более дешевые серебряные и стальные. Поскольку я студент бедный, и тысячу долларов на кольцо мне не подарит никто (вы все еще можете скинуться, дорогие читатели!), то я буду довольствоваться стальным за полторы сотни и гордо говорить «золотое мне не понравилось». Для умников, которым жалко носить золотое кольцо все время, вместе с ним со скидкой делают и второе - стальное для повседневного ношения. Золотое полагается одевать в первую очередь на интервью, чтобы производить впечатление на людей, не читавших вашего резюме.

Фасад кольца 2015 года выглядит вот так (в реальном размере это примерно один квадратный сантиметр, детали надо смотреть с лупой):



Из заслуживающих внимания деталей (эй, размер этой картинки в металле будет порядка 1 см, смотреть надо будет с хорошей лупой!) есть отпечаток ботинка Нила Армстронга в левой части картинки. На плотине лежат 6 листьев, еще один тонет в воде, еще один бобер смахивает хвостом. Они символизируют превосходство МИТ над Лигой Плюща - объединением 8 лучших частных университетов Новой Англии, которое включает в себя наиболее известные Гарвард, Принстон, Корнелл и Йель.

В правой части находится самое высокое здание МИТ - Green Building. Это с него на Хэллоуин сбрасывают тыквы. Но здесь подчеркнут другой хак. В апреле МИТ проводит Campus Preview Weekend - четырехдневное мероприятие, на котором абитуриентам, которые получили предложение учиться в МИТ, но еще не приняли его, показывают, какой МИТ классный - все общежития и студенческие группы устраивают показы своей культуры. Несколько лет назад на каждое окно южной стороны Green Building установили цветные фотодиоды. Во время CPW их подключают к системе управления и префрошам (prefrosh=pre-freshman, еще не начавший обучение студент) дают поиграть в Тетрис. Это как нормальный Тетрис, только на 90-метровой стене здания.

На фронте есть еще несколько деталей. Все кольцо просто напичкано отсылками к культуре МИТ и событиям, приходящимся на годы пребывания в нем класса 2015. Но традиционно где-то на фронте спрятана надпись IHTFP. Фраза является одним из неофициальных девизов МИТ и отражает отношение к нему студентов - одновременно обожание и ненависть. Обычно приводятся две расшифровки - более популярная негативная "I Hate This Fucking Place" и менее популярная позитивная "I Have Truly Found Paradise". В народном фольклоре, который, по-моему, потихоньку отмирает с развитием интернета, есть целые архивы расшифровок и истории фразы, наподобие вот этого.

Полностью на дизайн кольца 2015 можно будет посмотреть на моем правом безымянном пальце в июле. Для тех, кто хочет спойлеров, можно посмотреть на официальном сайте. Из особенно порадовавших меня моментов на кольце присутствует марсоход Curiosity, время работы которого совпадает со временем пребывания класса 2015 в институте, и ДеЛориан из "Назад в Будущее" в небе над Бостоном, ведь он летал как раз в 2015 год.

Желающие могут посмотреть на целый каталог бобров разных лет (2000-2010) в МИТшных блогах. При желании можно нагуглить и другие года, и полные списки всех фишечек.

13. Is The Man Who Is Tall Happy
В МИТ работает Ноам Чомски, который считается самым цитируемым из живущих ученых. Судя по всему, он произвел своими работами революцию в современной лингвистике, но про лингвистику я не знаю почти ничего. Кроме того, он известен своим политическим активизмом, и множественными нелестными комментариями в адрес внутренней и внешней политики США. Кто-то обозвал его "самым известным американцем, который ненавидит Америку".

Чомски уже давно не преподает в связи с ухудшающимся здоровьем и преклонным возрастом, но продолжает работать и писать. "Бог дал нам жить десять лет, а потом еще трижды по двадцать; все что сверху дается бесплатно".

В 2010 году его впервые посетил в МИТ французский режиссер Мишель Гондри. Он провел несколько бесед с Чомски, записывая их на старую-старую пленочную видеокамеру на механическом приводе, которая характерно трещала при записи. После этого он смонтировал документальный фильм о Ноаме Чомски, основанный на нескольких записанных беседах. Причем документальный фильм рисованный, анимированный, с минимальным использованием записанных кадров, большей частью звук. Разумеется, премьеру провели в МИТ, причем бесплатно и открыто для всех желающих, кто отстоит час в очереди длиной в несколько сотен метров.



Тривиальным было бы сказать, что фильм оставил противоречивые эмоции. Режиссер очень подробно рассказывает, почему он снял этот фильм и почему именно в такой форме. Довольно странно смотреть на диалог двух людей, один из которых вслух признает себя значительно глупее другого. Мишель Гондри говорит с очень сильным французским акцентом, и порой не понимает каких-то слов. Но он говорит, что это непонимание его только вдохновляет и позволяет искать новые смыслы сказанного, новые связанные образы. Он пытается объяснить миру идеологию Чомски, не понимая ее сам. Хипстеры и философы должны бы посмотреть этот фильм, лучше несколько раз, чтобы как следует обмазатьсявдохновиться.

За фильмом последовала краткая пресс-конференция. По идее, планировалось, что режиссер и главный герой будут вместе отвечать на вопросы многочисленной аудитории, потянулись очереди к микрофонам. На деле, вопросов разрешили штуки четыре, поскольку оба панелиста отвечали очень многословно. Вашему покорному слуге довелось задать последний вопрос. Я хорошо понял, почему режиссер захотел снять этот фильм. Поэтому я спросил Ноама Чомски, почему этот фильм захотел снять он.



Ноам Чомски - очень пожилой человек, с которым нам, молодежи, будет очень тяжело общаться. Все же, он ответил. Что к нему каждый день поступают предложения снять что-то подобное, но именно это его чем-то зацепило и вдохновило.

Фильм заканчивается очень неожиданно. Конец можно было бы ожидать там, исходя из хронометража, но не из сюжета. Лишь в последние десять минут поднимается и объясняется титульный вопрос, к слову довольно элегантно. Но видно, что Мишель Гондри очень спешил сделать этот фильм. "Надо же было успеть, пока не… Пока Ноам не умер". Он успел.

14. Экспатрыятычныя басьні
Выбачайце за граматычныя памылкі. Спадзяюся, прычына іх наяўная.

Мой псіхатэрапеўт мяне назваў экспатрыётам. Гэта магчыма інтерпрэтаваць як назва для чалавека, які калісьці быў патрыётам, але больш такім не з’яўляецца. Доктар кажа, што мае ўсе пытанні да праблемы тыпічныя для экспатрыётаў. Культурны шок ды адзіноцтва.

Ведаеце, колькі тут беларусаў? Няма. Ведаеце, колькі я рускіх сустрэў, якія прыехалі у МІТ з Расіі? Аніводнага. Канешне, я не самы назіральны хлапец з усіх, але ж за паўгады робіцца пакрыху балюча, што няма навокал людзей адной з табою нацыі. Няма ні традыцыйнага беларускага самасційнага дыбілізму, ні беларускай талерантнасці. Адзін ёсць тут хлапец, які сябе беларусам кліча. Пераехаў з бацькамі ў ЗША у пяць гадоў. Колькі разоў наведваў радзіму, але ніякай прывязкі ў яго няма. Рускую мову ведае, беларускую не лічыць годнай.

Некалькі разоў я бываў у мясцовым МІТшным рускім клубе. Гэта арганізацыя зусім нефармальная, проста колькі людзей тусяць часам разам. Ды й тыя не па нацыянальнасці, а просто па мове яднаюцца. Беларуска з Сербіі, дзяўчынка з Малдовы, масквіч з Хельсінкі, хлапец з Ізраілю ды часам некалькі амерыканізаваных русскіх дзетак пакалення 1.5. На гэткіх зборышчах амаль што ўсе адзін аднаго называюць рускімі ды пужаюць нерускамоўных, якія блізка праходзяць. Я не жадаю дазваляць сябе называцца рускім. Непрыемна. Нейкая агульнізацыя мабыць яшчэ канае, калі гавораць пра эск-СССР выхадцаў. Амерыканцы ды ўсялякія кітайцы памятаюць, што я менавіта не рускі, а з Беларусі, толькі гэта ўжо ні на што не ўплывае.

У красавіку 2012, калі я разам з іншымі студэнтамі вазіў каманду школьнікаў на Аустрыйскі Турнір Юных Фізікаў, нам давялося пабегаць па Вене ды Празе. Крыху меньш Вена, крыху больш Прага падстроеныя пад рускіх турыстаў, якія большасцю стэрэатыпна быдлосны. Канешне, яны плоцяць за ежу ды сувеніры, але нярэдка вядуць сябе як свінтусы. Мы тады нашай групай вынайшлі метад камунікацыі, які ўсе разумелі, але ж які як мінімум знутры аддзяляў нас ад рускіх - мы перайшлі на размовы па-беларуску паміж сабой. Падчас падрыхтоўкі ў Мінску я размаўляў толькі на рускай ды ангельскай, а там, за бугром, нагадаў яшчэ і беларускую і маю крыху нямецкай. То было падзяленне хутчэй у душы, але ж было прыемна. Сядзіш такі ў гарадке ў Альпах на мясцовай башанке, папіваешь Гёссэр ды размаўляешь павольна пра жыцце з сябрам.

Шмат хто памятае НРМаўскія "Тры чарапахі". Там было "Как любіць Беларусь, нашу мілую маці, трэба ў розных краях пабываць". Сапраўды, трэба. Гэта ў Ліцэі песьня гучыць ўжо занадта сьмешна. Мабыць у Інданэзіі на міжнароднай алімпіядзе па фізіцы нейкага барадатага 2001 года то таксама гучыць сьмешна. А вось праз паўгады пасля таго як з’едзеш, ужо не сьмешна, ужо праўду нагадвае.

У мяне тут групы маральнай падтрымкі няма ніякай. Прычын хапае - і ўласны характар мой, і агульнанацыянальныя стэрэатыпы, і культурны шок ды мая нязгоднасць з некаторымі звычкамі "сяброў" (тых хто найбольш нагадвае сапраўдных сяброў). Таму даводзіцца ствараць сабе новую групу падтрымкі. Холадна? Так, куртку патаўсцей, у вушы Голую Манашку, ды падпяваючы пабег. Ужо не сьмешна, мне не 16 гадоў. Часам сумней бывае, а то й злей. Тады ідуць ужо Akute, Mauzer, Zet, BN, Тарпач ды антыкварныя Песьні Свабоды.

Адна мясцовая руская дзяўчынка падарыла мне на Новы Год кранаючы падарунак. Маімі іншымі падарункамі былі навушнікі да Біблія, а яна прывезла з некага магазіна цукерак "Мінчанка", зробленых у Мінску на Камунарке. Было іх няшмат, засталося ўдвая меньш. Апошнія фарты асалоды.

mit, Беларусь, ностальгия, is the man who is tall happy, снег, беларуская мова, 14 февраля, brass rat, Ноам Чомски

Previous post Next post
Up