Священномученик Петр Дамаскин
Краткое изложение священного трезвения
Русское Добротолюбие т.5
Славянское Добротолюбие т. 3
Священномученик Петр (XII в) в начале своего труда указывает свой источник: Однако получив от благодати (Божией) желание изысканий, нашел я такие рассуждения святых отцов .... Далее он указывает и свои источники: "Это были книги Ветхого и Нового (Заветов).Ветхого: Псалтирь, четыре книги Царств, шесть книг Премудрости, Пророчества, Паралипоменон; Деяния апостолов, Святые Евангелия; и толкования всего исчисленного. Отеческие и учительные книги все - великих отцов, как то: Дионисия, Афанасия, Василия, Богослова, Златоуста, Григория Нисского, Антония, Арсения, Макария, Нила, Ефрема, Исаака, Марка, Дамаскина, Лествичника, Максима, Дорофея, Филимона и всех святых жизнеописания и слова."
Из этих слов могло бы показаться, что перед нами еще один из так любимых древними подвижниками флорилегиев, в которых отдельные главки есть как бы некие сокращенные выписки из прочитанного. Как, например, главы О любви преп. Максима, который пишет в прологе нечто аналогичное: "впрочем, да будет известно твоей святости, что данное произведение не есть плод моей мысли: я прочитал творения святых отцов и собрал из них то, что направляет ум к моему предмету. И пространные рассуждения я свел в немногие краткие главы, чтобы они были легко обозримыми и лучше запоминались." (О любви, Пролог)
Однако, это не так, или не совсем так. В таких флорилегиях изложение было не системным (даже у такого системного мыслителя как преп. Максим; впрочем, у преп. Максима есть параллельное главам О любви Слово о подвижнической жизни, где он излагает все вполне системно
см.), отдельные главки часто не связаны между собой, но собраны, как кажется, в почти произвольном порядке, в последовательности прочтения источников.
В отличие от авторов этих флорилегиев священномученик Петр не только собрал прочитанное им у Отцов вместе, но и попытался соединить, согласовать и изложить по порядку. Это некий компедиум прочитанного у Отцов, осмысленного, преломленного через собственный опыт, систематизированного, обобщенного и упорядоченно изложенного.
Путь спасения священномученик Петр Дамаскин описывает разными способами:
- как стяжание
7 даров Духа,
- как исполнение
заповедей блаженства,
- как
следование Христу (следование за Христом, сораспятие, спогребение и совоскресение с Ним),
- как восхождение по триаде добродетелей
вера-надежда-любовь,
- как стяжание
4 главных природных добродетелей,
- как [
спиралевидное] восхождение по
степеням добродетелей,
- как прохождение
7 телесных деланий, затем нравственного делания и
8 ведений (созерцаний).