как обуздать вожделение

Nov 15, 2023 06:10

Вожделевательная сила души приводится к покорности уму посредством воздержания.

23. Брат сказал: “Хорошо изрек ты, отче. Но прошу тебя, поведай мне еще и о том, каким образом воздержание истощает желание[вожделение]?”
Старец ответил: “Поскольку оно заставляет воздерживаться от всего, что не необходимую потребность удовлетворяет, но доставляет наслаждение; не допускает сопричаствовать чему-либо, помимо необходимого для жизни; не позволяет гоняться за удовольствиями, но допускает искать лишь полезного; пищу и питие соизмерять с потребностью, не допускать собираться в теле лишней влаги, поддерживать только жизнь тела и беречь его от терзающей тяги к совокуплению. Так воздержание истощает желание. Наслаждение же и пресыщение пищей и питием, наоборот, разжигают чрево, распаляют позыв к срамной похоти и насильственно побуждают всё животное начало в человеке к беззаконному смешению. Тогда очи [становятся] бесстыдными, руки необузданными, язык глаголющим обольщающие [речи], ухо приемлющим только суетное; ум [начинает] пренебрегать Богом, душа, мысленно совершая блуд, призывает и тело к незаконному деянию”.

Что такое воздержание? - в телесных вещах употребление только необходимого, отказ от излишнего:
- "воздержание учит воздерживаться от всего, что не необходимой потребности удовлетворяет, а только доставляет удовольствие",
- "не позволяет касаться ничего, кроме необходимого для жизни",
- "не дает гоняться за приятным, а велит искать лишь полезного, и пищу и питие соразмерять с нуждою, не допускать в теле собираться излишней мокротности, и только жизнь тела поддерживать", тем самым "соблюдая его свободным от похотных стремлений".

Таким образом, воздержание иссушает похоть (т.е. подчиняет уму вожделевательную силу) тем, что (1) не дает развиваться похотным стремлениям, т.е. пресекает их при зарождении и (2) убирает поводы для их возникновения в телесном составе, за счет ограничения удовлетворения потребностей тела (пищи, пития, сна).

Удовлетворение потребностей тела по природе доставляют удовольствие и тем самым привлекает к себе неразумное стремления вожделения, которое, не будучи обуздываемо разумом, начинает излишествовать и понуждает человека действовать уже не ради удовлетворения необходимых потребностей, но ради самого удовольствия. То, что удовлетворяет потребности, также доставляет и наслаждение - и это происходит по природе и соответствует логосу природы, т.е. установленному Богом порядку, и потому это хорошо, как и все созданное Богом, и за такие наслаждения мы благодарим Бога. Плохим наслаждение становится лишь тогда, когда оно становится самоцелью - это отклонение от логоса природы. Поэтому основным правилом при обуздании зарвавшегося вожделения является - воздерживаться от того, что только доставляет наслаждение, но не удовлетворяет необходимые потребности. Т.е. не от наслаждения самого по себе, но от того, что употребляется ради одного только наслаждения.

Это так в общем, но в частном случае, чтобы искоренить нашу привязанность к вещам мира полезно бывает воздерживаться и от всякого наслаждения, в т.ч. и от дозволенного заповедью.

Максим Исповедник, аскетика

Previous post Next post
Up