Инфраредная спектроскопия: Часть первая

May 03, 2011 19:45


Некогда важнейший метод определения структуры органических соединений, инфракрасная спектроскопия (ИК, она же IR, она же ай-ар) теперь окончательно потеснена ЯМРом (при поддержке HRMS и X-ray, если необходимо). Тем не менее студентов-химиков до сих пор учат, что ИК предназначена для определения функциональных групп. Учили и меня.

Какие-то ( Read more... )

ir, pitt, chemistry, spbsu, memoir

Leave a comment

Comments 13

kubischkin May 4 2011, 01:04:07 UTC
IR, naskolko ja znau, horoshij i moshnij metod dlja opredelenia vtorichnih struktur v peptidah i proteinah. Narjadu s CD (circular dichroism). Sam ja, k sozhaleniu, im ne polsovalsja, tolko CD snimal, no IR eto alternativnij i ne chut' ne hudshij metod.

Dumau, esli poritsa, to mozhno najti rjad drugih objektov, na kotorih IR o4en' informativen.

Reply

andresol May 4 2011, 01:41:29 UTC
Таких объектов много, я об этом подробнее завтра во второй части выложу. Сегодня был такой личный исторический экскурс, как я знакомился с ИК. Но главная идея в том, что в типичном орг. синтезе или обкатке методологии ИК больше не применяется, а вот ЯМР повсюду. У тех, кто работает с пептидами, куча своих техник для очистки и характеризации. Вот ты помянул круговой дихроизм, но ведь рутинно CD никто не снимает, а вот ЯМР - в обязательном порядке.

Тут возникает вопрос, а нужно ли всем подряд учить основы методов, которые имеют узкое применение. Я считаю, что нужно, но тратить на это дело время пропорциональное полезности метода. Но дела сейчас примерно так и обстоят.

Reply


vicche May 4 2011, 02:40:38 UTC
хоть метод и относительно простецкий, но знать его надо, как и многие другие, предшествующие ЯМР, иначе полезность и продвинутость новых методов ощущается слабо..

Reply

andresol May 4 2011, 02:52:25 UTC
Всех методов не выучишь. Я в свое время был поражен, когда в учебниках 50-х нашел подробное описание установления структуры по молекулярной рефракции и парахору (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%80). Сейчас о них благополучно забыли, но с другой стороны они никогда не были столько-нибудь популярны. Классические методы 19-го века (всякие качественные пробы на функциональные группы, количественные анализы на элементы, типа Кьелдаля) не забыты, изучаются и даже кем-то используются.

Reply

vicche May 4 2011, 02:56:57 UTC
да учить ни к чему, достаточно четко осознавать их существование, что не ЯМР единым жив анализ ))
все равно, если приспичит именно ИК-спектр снять, то у прибора окажется прикрепленный специалист, способный объяснить и помочь..

Reply

andresol May 4 2011, 03:28:00 UTC
Ничто не учит так же хорошо, как старший товарищ в лаборатории или мощный литературный прием. А учить голую теорию, все равно, что учить латынь: разве что для души, тренировки памяти и разбора старых текстов. Полезность многих методов познается в бою. Подозреваю, что для 99% изучавших ИК полезность ограничилась зачетом или оценкой.

Reply


sash_2003 May 4 2011, 09:18:55 UTC
ИК порой оказывается весьма удобным методом. У меня в ряде реакций исходный кетон и продукт-спирт имеют одинаковые Rf. Следить за реакцией по ЯМР мне в облом, поэтому я его по ИК слежу. Те же азиды, нитрилы и аллены, с которыми я работаю, в ИК удобно подтверждать - у них очень характерные пики. Еще, кажется, металлические органики часто используют ИК для характеризации координационной сферы. Или уже нет?

Reply

andresol May 4 2011, 14:05:00 UTC
Металлооргаников разных много, кто-то использует (если есть лиганд CO, то обязательно снимут), а кто-то нет, но бесспорно для них ИК важнее, чем для чистых органиков. Но твои слова подтверждают, что органики все еще снимают ИК в специфических случаях, когда есть "хорошие" группы.

Reply


arby3ik May 5 2011, 08:16:19 UTC
>Очевидно, что 95% моих студентов более продвинутые знания и умения никогда в жизни >не пригодятся.
Мне вообще трудно предположить ситуацию, в которой студентам-медикам или врачам вообще понадобится органическая химия)))
Хм, у нас всё практикуме проще было - я собирал со студентов их образцы и при них же сам снимал. Быстрее и возни меньше, укладываешься за стандартное занятие.

Reply

andresol May 5 2011, 13:34:32 UTC
Потому учим не столько органической химии, сколько общим навыкам: брать из условия число, находить это число в таблице и записывать в ответ то, что стоит в таблице после числа. Или смешивать вещества в таких-то пропорциях. Наивно думать, что любой хирург будет помнить разницу между SN1 и SN2. Да и не должен помнить.

Раз руководство решило, что ИК снимают сами - значит, снимают сами. Им, к примеру, не показывают, как ротором пользоваться, а растворители на роторе химик-органик отгоняет чаще, чем снимает ИК.

Reply

arby3ik May 6 2011, 05:15:52 UTC
Чтобы роторным испарителем учиться пользоваться нужна минута, и далее у всех получается одинаково. У нас в тягах был кран вакуума и студенты с его помощью + водяной баней справлялись и так. Ротор всё-таки не нужен им, да и дорого.

Reply

andresol May 6 2011, 05:25:09 UTC
Здесь в практикуме растворитель удаляют на паровой бане с кипелками.

Снимать ИК тоже можно за минуту-две выучиться. Я тому и клоню, что несмотря на будущую непрактичность этих конкретных лабораторных навыков для большинства студентов, оргпрактикумы существуют, и кто-то там даже что-то выучивает и запоминает на более общем уровне. На уровне не бояться разбираться с новыми приборами или понимать, как химики одни вещества в другие превращают.

Reply


Leave a comment

Up