Мое мнение, почему наука победила религию

Feb 04, 2013 18:59

Не люблю писать в ЖЖ на философские темы, но про химию тоже не сочиняется. Итак, в феврале 2013 года я считаю, что наука не является религией в классическом понимании и что научный взгляд на мир вытеснил религиозный. Достаточно убедиться, что любое государство (США, Россия, Иран, любое - кувейты и острова Кука не в счет) выделяет на науку больше ( Read more... )

religion, philosophy

Leave a comment

Comments 234

alleukemist February 5 2013, 05:46:17 UTC
Конечно, наука победит! В принципе, я бы к религии относился нейтрально, если бы она не гадила столь сильно по всему миру. Кроме того, мне стыдно за верующих людей.

Reply

saint_dragon February 5 2013, 05:56:34 UTC
Я вот домой шла и думала, что у меня некий равновесный агностицизм, типа как баланс про-воспалительные и анти-воспалительные цитокины. Чуть что - сразу у меня реакция возникает. А так равновесие и спокойствие.

Reply

alleukemist February 5 2013, 06:01:37 UTC
Не, у меня постоянное воспаление, на самом деле, просто я это стараюсь не показывать постоянно.

Reply

andresol February 5 2013, 06:10:12 UTC
Лично мне религия мало гадит. С верующими людьми я чувствую себя неловко. Постоянно помню, что один из моих жизненных принципов - не обижать слабых. Но другой принцип - говорить правду.

Reply


(The comment has been removed)

saint_dragon February 5 2013, 05:53:46 UTC
Какая прелестная история :-)

Кстати как ты прав! Меня всегда неимоверно бесит это рабство в религии - ни в чем неповинных детей крестить и навязывать им всякое не спросив. Это вообще жуткое нарушение прав человека, не понимаю, куда смотрят все комиссии по правам человека. А ведь спустя 18 лет постоянного гипноза мало кто сможет уже быть нормальным человеком и сделать выбор.

Reply

andresol February 5 2013, 06:12:52 UTC
Пару раз, когда я или брат крестик надевали, мы его очень быстро теряли (цепочки хилые были). Поэтому нам повесили их над кроватями. А потом куда-то эти крестики делись. Я их всегда воспринимал как символ заботы моих родных обо мне, а не религиозный символ.

Reply

flavorchemist February 5 2013, 18:20:21 UTC
Ты просто мерзкий атеист))

Reply


dotearth February 5 2013, 06:29:35 UTC
Такие посты, затрагивающие науку и религию, как правило вызывают сотни комментов:)

Интересно, что люди тут в комментах говорят религия, имея в виду в основном монотеистические религии. Я бы не стал так одним махом обобщать все религии. Тот же буддизм, за исключением некоторых особо изощрённых формулировок, - это скорее поиск ответов в самом себе, стремление видеть вещи такими какие они есть (в дзэне), без всяких священных писаний и авторитетов вроде Папы Римского.

"Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, - это буддизм."

А. Эйнштейн.

:)

Disclaimer: я сам нерелигиозен; в христианского бога перестал верить в 13-14 лет точно таким же образом как чуть ранее перестал верить в деда мороза.

Reply

andresol February 5 2013, 06:42:52 UTC
Вот с буддизмом я как-то плохо знаком. Но уверен, что с приходом научно-технического прогресса в Азию число последовательных буддистов, которые все их обряды соблюдали, принципам следовали и статуям поклонялись, уменьшилось.

Я уже отмечал, что некоторые мои воззрения (не убий, помогай слабым) совпадают с отдельными этическими догмами классических религий, но это просто совпадение: религиям нужно было соотствовать общечеловеческим запросам. Но становлюсь ли я от этого религиозен?

Сотни комментов еще нет, но уверен, что будет. Такие посты нельзя писать часто, иначе ни на что другое времени не останется :)

Reply

kurgus February 5 2013, 08:21:25 UTC
> последовательных буддистов, которые все их обряды соблюдали, принципам следовали и статуям поклонялись
В случае современной теравады (= рационализированный вариант хинаяны) все с точностью до наоборот:
В буддизме мы признаем, что боги стоят ниже человека и идут к человеку с поклоном и просьбами. Поэтому на рисунках вы увидите множество божеств отдают дань уважения человеку.
(Из описания храма Гангарама в Коломбо на сайте ланкийского посольства в РФ)

Общался я с ланкийскими буддистами - одна из основных претензий к поклонникам индуизма и прочих классических религий - "они посещают храмы, чтобы преподнести богам взятку".

Reply


kurgus February 5 2013, 08:04:42 UTC
1. Наука _прямого отношения_ к чудесам отношения не имеет. Наилучшее определение чуда видел у Бернарда Шоу - "Чудо есть событие, укрепляющее веру". Что вполне соответствует духу религий и абсолютно не соответствует бытию науки - ее плоды веру разрушают ( ... )

Reply

andresol February 5 2013, 08:18:02 UTC
Да, тема большая, скажу даже неисчерпаемая. О науке и религии люди размышляют годами и пишут толстенные тома. Я привел шесть причин, которые мне первыми пришли в голову. Спасибо, что добавили еще одну (хотя я бы сказал, что в зрелищах есть присмесь чуда (п.1) и авторитета (п.5)).

Так как наука занимается в первую очередь описанием мира, а не выводит нравственные принципы (это, скорее, для нее придумали отдельную этику науки), то было логично сталкивать ее с этим аспектом религиозных учений.

Но для меня еще важен п.4 - обрядовость. Останется ли буддизм буддизмом без соблюдения его старинных обрядов и поклонений статуям Будды? Не станет ли он без обрядовости нерелигиозным жизненным принципом? Я не считаю, например, что говорить правду или уважать родителей - это религиозные установки. Пусть некоторые религии и прописали их в своих догматах.

Reply

kurgus February 5 2013, 08:50:43 UTC
А вот обряды и ритуалы - это совершенно отдельная штука. Есть некие символические (символизация - критерий обрядовости, не так ли?) действа. Эти действа - шаблонизированные акты коммуникации, причем некоторые из них биологически обусловлены и имеют место быть не только у человека, но и у прочих животных (брачные обряды и ритуализация поведения - см., например, у Конрада Лоренца).

Где и по каким критериям проводится граница между религиозными и нерелигиозными обрядами? - не знаю. Кодификация - не признак, поскольку характерна не только для религиозных, но и для светских ритуалов (от периодических праздников, растущих из календарных мифов до массовых шествий - включая военные парады).

Reply


saint_dragon February 5 2013, 09:29:24 UTC
Ссылку ты хорошую добавил, согласна во многом с топовым блоггером, но все равно хочется повторить и хотелось бы добавить их в твой список, ибо они - самые важные. Я считаю, что это основные пункты и для многих они всегда такими будут - хотя бы вспомни, какой день был недавно - 70 лет победы в Сталинградской битве! Если бы не этот поворотный момент в нашей истории, были бы мы сейчас все фашистскими рабами, а в мире бы царил национализм. Ах, да, а ведь церковь-то тоже многие века взращивала рабство, хм. Да, да, это было сдерживающее оружие в руках правителей, гипноз, внушение, что угодно, там где говорится четко про равенство всех? Нет, потому что как можно было иначе держать рабство/феодализм/крепостное право веками ( ... )

Reply

Re: нелепые навязанные ограничения аля обеты. Это же бан origen_72 February 5 2013, 21:26:46 UTC
Улыбнуло. :)
Слава богу, в США есть места где этих навязанных ограничений и обетов почти не соблюдают. Это г.Детройт (Мичиган), г.Гэри (Индиана) и т.д. Вы можете насладиться атмосферой отсутствия этих ограничений и обетов прогулявшись летним вечером в этих местах.. :))

Reply

Re: нелепые навязанные ограничения аля обеты. Это же бан andresol February 6 2013, 01:25:16 UTC
А разве в Gary, Indiana соблюдается равноправие мужчин и женщин и уважение к чужой личности? Жители этих городов навязали себе еще больше ограничений, чем навязывает религия. Так что ваш пример места, где люди свободны, не удачен. Они там несвободны.

Reply

Re: нелепые навязанные ограничения аля обеты. Это же бан origen_72 February 6 2013, 01:40:13 UTC
Я же говорю - вы изначально думаете, что если отменить систему табуирования в современном обществе то на смену этой системе придет равноправие мужчин и женщин, уважение к чужой личности и т.д. А этого не будет. А если вы начнете гнать весь народ к светлому будущему - получится концлагерь и т.д. и т.п.
Жаль что вы не поняли моего примера, хотя неожиданностью это не является. Мы имели это в России 20 лет назад, но вы были слишком малы чтобы это понимать.

Reply


Leave a comment

Up