Школьная и социальная интеграция иммигрантов во втором поколении
Исследование по интеграции второго поколения иммигрантов в Италии провёл в 2015 году ISTAT (Национальный институт статистики) на средства Европейского Союза и Министерства Внутренних Дел по заказу Европейского Фонда по Интеграции граждан третьих стран (FEI).
В средних школах первой и второй ступени, в которых было записано по меньшей мере 5 учащихся с иностранным гражданством, количество иностранцев было зарегистрировано в 2015 году 148 тысяч в школах первой ступени, и 157 тысяч в во второй.
В Италии родились 30,4% иностранных учащихся в школах первой и второй ступени; 23,5% прибыли в страну до 6 лет, 26,2% въехало в страну в возрасте от 6 до 10 лет и 19,9% приехали в 11 лет и старше.
49% иностранных учащихся, рождённых за границей, были записаны в школу в класс, соответствующий их возрасту; почти 39% были записаны в предшествующий класс и 12% в классы, по крайней мере на 2 года предшествующие возрасту ребёнка. 27,3% иностранных учащихся заявили, что они были вынуждены повторить один или два учебных года. В основном рождённые за границей имели опыт повторения учебного года (31%), в то время рождённые в Италии имели этот показатель близкий к итальянцам (соответственно 18,7% и 14,3%).
Иностранные учащиеся средней школы первой ступени имеют оценки в среднем на полбалла (при 10-бальной системе оценок) по сравнению с итальянцами по математике и итальянскому языку.
21,6% иностранных учащихся в средних школах первой ступени не встречаются с товарищами по школе вне учебного графика, по сравнению с 9,3% итальянских учащихся.
13,8% иностранных учащихся заявляет, что встречается только с иностранными друзьями, соотечественниками или с другими, имеющими не итальянское гражданство.
Доля тех, кто чувствует себя итальянцами составляет 38%; 33% чувствуют себя иностранцами и около 29% предпочли не отвечать. Среди детей, прибывших в страну в возрасте после 10 лет, почти 53% чувствуют себя иностранцами, и 17% заявили, что чувствуют себя итальянцами. Ситуация является противоположной среди иностранных учащихся, родившихся в Италии: среди них иностранцами считают себя 23,7% опрошенных, в то время как 47,5% чувствуют себя итальянцами.
Школьные преподаватели отмечают в среднем хороший уровень школьной интеграции иностранных учащихся, хотя и отмечают вполне очевидные лингвистические проблемы.
Учителя в школах, где доля иностранных учащихся выше, заявляют об определённых трудностях в преподавании и необходимости изменять свой дидактический метод.
73,1% школьных руководителей заявляет о большей осведомленности, чем раньше, о необходимости планирования соответствующих стратегий для положительной интеграции детей иммигрантов.
Вернуться к оглавлению