Прикованные к скале Прометеи… Пардон, зарапортовался… Прикованные к земле "Геркулесы" ВВС Норвегии ждут своих новых хозяев на авиационном кладбище в Аризоне © Foto: Forsvaret
Пять средних транспортных самолетов C-130H , формально остающиеся в собственности Королевства, более девяти лет стоят герметично закупоренные на АвБ Девис-Монтан ВВС США. После того, как несколько торгов подряд с самого начала пошли наперекосяк, теперь опять забрезжила некая надежда подписать контракт. Шестой "Геркулес" навсегда останется в музее норвежской военной авиации
в Гардермуене.
© Foto: Forsvaret
В далеком 1969 году Норвегия купила в Соединенных Штатах шесть C-130H для своих ВВС. Получившие собственные имена Odin, Tor, Balder, Frøy, Ty и Brage в честь богов древнескандинавского пантеона, они стали ключевым компонентом системы воздушных перевозок министерства обороны. Тогда их концепция была совсем иной, чем та, в соответствии с которой потомки прежних "Геркулесов" используются сегодня. Например, в обеспечение мобилизационного развертывания вооруженных сил речь шла о потребности в быстрой переброске значительных масс войск с юга на север страны.
Взлет C-130Н (956 Ty) с АвБ Гардермуен при помощи полного пакета стартовых ускорителей системы JATO © Foto: Torbjørn Kjosvold / Forsvaret
Но пока не дошло дело до настоящей войны, уникальные возможности С-130 активно использовали в миротворческих операциях и в интересах гражданских ведомств.
C-130H (953 Tor) в полете по плану миротворческой миссии ООН (Ливан, 1987 г.) © Foto: Forsvaret
"Геркулесы" регулярно совершали полеты на Шпицберген, Ян-Майен, залетали даже в Антарктиду.
Первая посадка C-130H "Геркулес" ВВС Норвегии борт. №953 "Тор" на ледовом аэродроме норвежской антарктической научно-исследовательской станции "Тролль" (Troll Airfield, Antarctica, 11 February 2005) © Foto:
Arne O. Bergdal / Norwegian Polar Institute
Troll Airfield, Antarctica, February 2005 © Foto:
G. Hekne / Norwegian Polar Institute Без значительных аварий в течение почти 40 лет они верой и правдой служили стране, когда было принято решение об их поэтапной замене более современными машинами.
Внешне у C-130J на несколько метров длиннее фюзеляж и характерные шестилопастные винты Dowty R391 на турбовинтовых двигателях Rolls-Royce AE2100D3 © Foto: Forsvaret
Для замены шести старых "Геркулесов" в мае 2007 года Норвегия купила у "Локхид-Мартин" за 3,5 млрд. крон (580 млн. долларов) четыре C-130 модификации "J". В ноябре следующего года вооруженные силы получили первый из них Frigg, в июне 2009 года за ним последовал Idunn, а весной 2010-го года Nanna и Siv.
Последний из них во время учения "Колд риспонс-12" разбился о вершину самой высокой в Швеции горы Кебнекайсе, при этом погибли все находившиеся на борту. Уже в сентябре того же года ему на замену прибыла Frøya, полученная прямо с производственной производственной линии "Локхид-Мартин" в Мариетте (Атланта, шт. Джорджия). Эта машина предназначалась к плановой поставке ВВС США, но для срочной помощи дорогим союзникам американцы решили немножко потерпеть.
Хотя это уже совсем другая история.
За несколько месяцев до отставки (АвБ Гардермуен, январь 2008 г.) © Foto: Torbjørn Kjosvold / Forsvaret
В июле 2008 года пять норвежских С-130Н "Геркулес"
перелетели c норвежской АвБ Гардермуен на АвБ Девис-Монтан.
Последняя фотосессия при полном параде - четыре C-130H, незадолго до их отлета в США (АвБ Гардермуен, лето 2008 г.) © Foto: Forsvaret
The aircraft involved are:
952 'Odin' (c/n 382-4334), arrived AMARG October 2008
954 'Balder' (c/n 382-4336), arrived AMARG December 2008
955 'Frøy' (c/n 382-4337), arrived AMARG October 2008
956 'Ty' (c/n 382-4338), arrived AMARG December 2008
957 'Brage' (c/n 382-4339, arrived AMARG December 2008
Поначалу надеялись, что самолеты проведут там совсем короткое время, прежде чем им найдут новых владельцев - в оборонном ведомстве Норвегии лелеяли наполеоновские планы быстро избавиться от лишних активов. В тот же месяц представители руководства программ утилизации службы тыла вооруженных сил FLO (Forsvarets logistikkorganisasjons) распечатали кучу ярких рекламных буклетов и отправились с ними на авиашоу в Фарнборо, где сразу нашли аж семь потенциальных покупателей. Но радостно потирать руки оказалось рано. Ни одного из возможных клиентов не утвердило правительство США, с которым нужно было согласовывать окончательный контракт.
Все повторилось в следующем году, когда завернули кандидатуры еще одиннадцати стран, которые заявляли о своей заинтересованности в приобретении самолетов.
В сентябре 2010 года военные намекали, что рассматривают заявки от трех или четырех покупателей, и рассчитывают на продажу им всех "Геркулесов"
всего через пару месяцев.
Вместо этого дело совсем исчезло из публичного поля на несколько лет, пока в конце сентября/октябре 2015-го не объявили о продаже самолетов. Согласно источникам издания "Верденс Ганг" во FLO тогда не только смогли найти покупателя, но и успели подписать с ним контракт. Торжества продолжались до тех пор, пока… Ну, наверное, вы поняли, да? Власти США снова вмешались, запретив передачу "так как покупатель не обеспечивал достаточных и гарантий от последующей передачи военной техники в ненадежные руки".
Lockheed C-130H Hercules (L-382) 953 (cn 382-4335) Tor (Norwegian Armed Forces Aircraft Collection / Forsvarets flysamling, Gardermoen, June 5, 2012) © Photo: Kostas D. Pantios / airfighters.com
Так сразу и не скажешь, повезло ли "Тору" больше остальных? Шестой самолет остался в Норвегии, и сейчас находится в экспозиции коллекции авиационной техники норвежских вооруженных сил на АвБ Гардермуен. По ходу, там он окончательно утратил надежды когда-нибудь возвратиться в строй, потому что на продажу его больше не выставляют. В отличие от собратьев, просидевших девять лет в пустыне, которая гораздо больше подходит для долговременного хранения.
309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group (AMARG) отвечает за 4-5 тысяч самолетов, стоящих на этом поле, более известном как "Могильник" (The Boneyard). Действительно, кто-то из них уже останется здесь навсегда, но некоторые относительно быстро могут быть восстановлены и снова введены в эксплуатацию © Foto: Staff Sgt. Perry Aston
По итогам многолетних метеорологических наблюдений здесь очень низкая влажность и всего один дождливый день в году. От песка наиболее хрупкие детали предохраняет пластиковая упаковка, а все сквозные швы и отверстия герметично закупорены. Внешние органы управления и механизмы выставлены в нулевое положение и тоже закрыты. В норвежском климате такую сохранность непросто обеспечить даже в ангарах.
Если сравнить
первый снимок c этими свежими изображениями из Гугл-карт, за прошедшие годы на стоянке "Геркулесов" стало заметно теснее ©
Google Earth На хранение норвежские "Геркулесы" отправились в очень хорошем техническом состоянии. Общий налет составляет от 21 613,9 до 23 072,2 часов при 6 446-7 019 взлетах/посадках.
После активной эксплуатации в конце 1990-х - начале 2000-х годов в их плоскостях обнаружили трещины, поэтому в 2005 году ВВС Норвегии наложили ограничения на использование самолетов этого типа, а потом потратили 300 млн. крон (50 млн. долл.) для замены набора крыльев на четырех С-130Н из шести. Законцовки частично новые, а частично ранее использовались на американских и чилийских машинах. Центропланы, у которых во всем наборе самый короткий срок службы, имеют остаток ресурса не менее 15 000 летных часов, чего достаточно для многих лет активной эксплуатации.
Все системы связи, навигации и вооружения демонтированы, поэтому помимо серого цвета, ничто больше не связывает машины с военным предназначением, их можно передавать для использования гражданским перевозчикам.
Судя по некоторым внешним отличиям, норвежские - пятеро из этих шестерых в первом (нижнем) ряду © Google Earth
В настоящее время идут очередные предварительные переговоры, которые, как надеются, могут закончиться продажей. Кроме ряда неназванных покупателей заинтересованные стороны представлены ВВС Нидерландов, государственной компанией по обслуживанию воздушных судов в ЮАР и одним частным гражданским игроком из США.
Что же, приходится констатировать, что в последние годы в вопросах продажи бывших в эксплуатации самолетов Норвегия
пока не может похвастаться особыми успехами.
Источник P.S. Первые же камменты под статьей в Teknisk Ukeblad:
John Tangerås: Наконец-то у нигерийских полевых командиров появится свой собственный самолет!
likferd: Учитывая весь предыдущий опыт FLO, наверное их продадут за 50 штук.