Счетная палата Норвегии (Riksrevisjonen) представила в парламент свой доклад по итогам изучения обстоятельств продажи вооруженными силами 15 F-5 в период 1999-2015 гг. Как заявил генеральный ревизор Пер-Кристиан ФОСС (Per-Kristian Foss), и Вооруженные силы, и Министерство обороны, и Министерство иностранных дел продемонстрировали недостаток внутреннего контроля и «отсутствие у них должного понимания правил экспорта военной техники… Везде прослеживаются явные нарушения документирования, архивирования и прозрачности сделок».
В службе тыла «Фло» Вооруженных сил не отработаны процедуры прохождения важных документов и системы гарантий наличия достаточных оснований для принятия решений. В Министерстве обороны выявлены несколько случаев отсутствия документирования и вообще нет подтверждений, что эта документация существует в природе. В архиве Министерства иностранных дел пропал без вести журнал учета документов по экспортному контролю самолетов F-5, зато обнаружено сразу несколько вариантов этих документов, из которых не ясно, какая версия окончательная.
Осенью 2003 года едва не увенчаалась успехом попытка продажи самолетов в Грецию компании Seaways. Но она оказалась связана с ведущим представителем израильской оборонной промышленности IAI (Israel Aerospace Industries). Вооруженные силы тогда не проверили структуру собственности покупателя, собираясь подписывать обязывающее соглашение с якобы греческой компанией.
- Этот случай иллюстрирует отсутствие процедур контроля потенциальных покупателей, несмотря на юридическую ответственность Вооруженных сил, как экспортера. Это очень серьезно, так как Норвегия не продает военную технику в районы военных конфликтов или в страны, где есть угроза войны.
Такая практика весьма предосудительна, - считает генеральный ревизор.
Источник Уже четыре года прошло после скандала «Нигерийских катеров», а афтершоки продолжают потряхивать норвежские военные ведомства до сих пор. Хотя в статье нигде прямо об этом не говорится, новое расследование явно из того же ряда, потому что среди раскопанного тогда журналистами упоминались и проданные в США F-5.
Истребители F-5B (борт. №№244 и 243) на площадке "Росс Перо" (Ross Perot) городского аэропорта "Форт-Уорт Альянс" (Fort Worth Alliance Airport - KAFW), шт. Техас, 2011 год (c) Photo: Mike Selby
108 норвежских F-5A, F-5B, RF-5A "Фридом Файтер" произвела американская компания Northrop в 1964-1969 гг. Первый самолет этого типа вошел в боевой состав ВВС в марте 1966 года. Верой и правдой послужив стране, большую часть из них вывели из эксплуатации с начала 1980-х до 1990 года, по ходу поступления им на замену F-16. Целых десять лет потом F-5 числились в мобрезерве, но по мере снижения градуса военной напряженности необходимость в этом отпала. Расходы на хранение были немалые и к 1999 году несколькими партиями большую часть машин продали
в Грецию и Турцию. Но 15 единиц всё еще оставались в Норвегии, в частности, используемые по плану НИОКР новой ПКР NSM. Свой официальный последний показательный полет на АвБ Эрланн четверка «Фридом Файтеров» совершила в декабре 2007-го. Хотя, если верить авиаспотерам, некоторые из оставшихся потом летали еще и в 2011-м.
Именно эти машины привлекли такое пристальное внимание сначала журналистов, а затем и депутатов Стортинга.
Эксцентричный техасский миллиардер Росс Перо мл. (Ross Perot Jr.) - старший сын американского миллиардера и бывшего кандидата в президенты США - через свою частную компанию Northern General Leasing LCC (NGL) с самого начала проявлял значительный интерес к покупке всей партии из 15 норвежских "Фридом Файтеров". В первый раз сделку остановили
еще летом 2008 года. После длительных разбирательств на уровне правительств двух стран в поставках покупателю отказали (интересно, что самолеты к тому времени уже находились
в Техасе, терпеливо ожидая решения своей судьбы). Но янки не сдавались, и в 2015 году таки стали официальными владельцами обоих F-5. Потирая руки, они надеялись вскоре стать обладателями всей партии из 15 машин... Кабы не злосчастные катера.
На этот раз продажу прихлопнули окончательно и бесповоротно. Из оставшихся 12 F-5 передали в школы и музеи, и только один до сих пор используется в учебных целях. Честное слово, не знаю, что лучше - летали бы себе птички и дальше, чем вот так:
"Чтобы не стать этаким вот музеем, в нужный момент лучше пойти ко дну". Истребитель F-5B "Фридом Файтер" (борт. №241) на постаменте на территории высшего училища ВВС Норвегии в г. Тронхейм (с) bmpd
С другой стороны, и реакция депутатов понятна. При минимальной начальной цене в 100 млн. крон (18 млн. долл.), американцам они достались по 200 тыс. крон (25 тыс. долл).
В своем докладе генеральный ревизор отметил, что в процессе продажи было несколько нарушений принципа равного обращения с потенциальными покупателями, что при окончательной продаже не позволило добиться наилучшей цены.
- Компания NGL в течение многих лет добивалась продажи им самолетов, которая в конце концов и купила их. Сотрудники NGL присутствовал во время переговоров с Испанией в 2014 году и подслушали цену, за которую Норвегия была готова продать самолеты. Возможно, не в последнюю очередь именно это стало причиной того, что их окончательная цена составила всего 116 000 крон за один самолет ($13,5 тыс. - вероятно, это без учета налогов - А.К), хотя в 2012 году они были готовы заплатить по 5,1 млн. крон за каждый, - заявляет П. ФОСС. Осторожный какой.
Версия от
Sputnik