Контрбатарейные РЛС занимают важное место в системе управления артиллерийским огнем армий многих стран. Современная техника такого класса позволяет на значительном расстоянии определять координаты огневых средств противника (ствольной артиллерии, минометов, РСЗО), мест падения боеприпасов, а также обеспечивать корректировку огня своей артиллерии.
В 1960-х - 1970-х годах Норвегия закупала и использовала мобильные контрбатарейные РЛС
AN/MPQ-10A и Cymbeline. В связи с их устареванием, в 1998-1999 годах на вооружение СВ Норвегии приняли РЛС "Артур"(ARTHUR - ARTillery HUnting Radar), которые до настоящего времени остаются одной из наиболее распространенных в мире систем артиллерийской разведки. С конца 1970-х гг. шведская компания "Эриксон микровэйв системз" (Ericsson Microwave Systems) разработала несколько её модификаций, принятых на вооружение Великобритании, Греции, Дании, Испании, Италии, Канады, Малайзии, Норвегии, Сингапура, Чехии, Швеции и Южной Кореи. В 2006 году "Эриксон" вошла в состав концерна "Сааб", а производство "Артуров" примерно поровну разделили между шведскими предприятием и норвежской дочкой концерна "Сааб технолоджис Норвей" (Saab Technologies Norway AS) в Халден (Halden), провинция Эстфолл.
На вооружение СВ Норвегии поступили 12 РЛС "Артур" модификации "А", смонтированных на шасси сочлененного гусеничного вездехода Bv206. Все они штатно входят в состав батареи управления артиллерийского дивизиона мбр "Север".
Норвежские РЛС "Артур" модификации "А" © Foto: Forsvaret
Впервые о необходимости их модернизации до уровня модификации "С" заговорили в 2010 году. Вначале в рамках программы "Prosjekt 5021: Oppdatert ARTHUR" (2011-2019 гг.), а затем и "Prosjekt 5007: ARTHUR serieleveranse" (2015-2023 гг.) планировалось выделить до 300 млн. крон (38,23 млн. долларов). Согласно плану закупок на 2015-2023 гг. заключение контракта планировалось на 2017 год, а его выполнение - на 2021-й. Как видите, в то время с этим делом особо не торопились.
Шведские РЛС "Артур" модификации "С" © Foto: SAAB
Но потом, как я уже упоминал
в одной из прошлых заметок, начались известные события на Украине. В связи с выделением в 2015 году дополнительных 2,5 млрд. крон (312 млн. долларов) на военные расходы из-за резкого ухудшения геополитической ситуации в Восточной Европе, а также на основе анализа опыта массового применения артиллерийских систем в конфликте на юго-востоке Украины, военным руководством Норвегии было принято решение о немедленном начале и существенном сокращении сроков реализации этой программы.
В апреле 2015 года с концерном "Сааб" срочно подписали контракт на 115 млн. шведских крон (13,36 млн. долл. США) по проведению модернизации всех двенадцати РЛС "Артур". Все работы планируется завершить до конца 2017 года, при этом только часть работ будет проходить на шведском заводе концерна в Гётеборге, а основные работы выполнит предприятие норвежского отделения "Сааб" в Халден.
Проект модернизации раработали специалисты НИИ "Ффи" МО Норвегии. По их заявлению, внесенные в конструкцию изменения призваны улучшить дальность и точность обнаружения целей, повысить гибкость применения, мобильность и защищенность.
Сравнительные характеристики
РЛС "Артур" различных модификаций
модификация "А"
модификация "С"
Дальность обнаружения целей, км
15-20 (82-мм миномет)
30-35 (120-мм миномет)
25-30 (82-мм миномет)
45-60 (120-мм миномет, РСЗО)
Круговое вероятное отклонение точности местоопределения, %
0,45
0,2 (ракета)
0,1 (мина)
Количество одновременно
сопровождаемых целей, ед.
до 100
до 100
Угол обзора в неподвижном
состоянии, град.
90
120
Стоимость, млн. долларов
5
30-32
Как и у РЛС "Артур-А", в состав системы модификации "С" входят антенная система, приемопередатчик, процессор обработки сигналов и данных, аппаратура связи и обмена информацией, навигационная аппаратура геопривязки, система электропитания, индикаторы обстановки и органы управления.
Небольшое видео работы интерфейса системы
по ссылке.
Основным направлением модернизации РЛС "Артур" станет установка антенны бóльшей площади, замена приемо-передатчика и индикаторов на аналогичные приборы с элементной базой нового поколения, увеличение производительности процессора и установка более совершенного программного обеспечения. Интегрированные в состав бортовой аппаратуры современные средства управления и связи системы C2 (Command, Control) должны обеспечить объединение в единую сеть нескольких РЛС, что существенно повысит быстродействие, точность местоопределения и эффективность целеуказания.
Модернизированная РЛС имеет несколько возросшие массогабаритные характеристики, поэтому будет оборудоваться в контейнерном модуле бóльшего, чем у модификации "А" размера. Он может использоваться как стационарно (на полевой позиции или на территории военного лагеря), так и размещаться на любых транспортных средствах, оборудованных ISO-креплениями для перевозки стандартного десятифутового транспортного контейнера (standard 10'×8' container).
Но в качестве основного носителя РЛС "Артур" для СВ Норвегии планируется использовать гусеничный транспортер с грузовой платформой на базе БТР M113. Переоборудовали таким образом базовые модели сразу в нескольких странах. В Норвегии они получили национальное обозначение NM199 TRPV (Norske Model 199 Transportpanservogn). Некоторое количество машин этого типа до настоящего времени находятся на хранении складов мобилизационных запасов.
В отличие от не имеющего бронирования ГТР Bv206, шасси БТР M113 обеспечивает экипажу защиту от пуль стрелкового оружия калибра 7,62-мм, а также от взрывной волны и осколков мин, СВУ и артиллерийских боеприпасов.
Однако решено было оставить старые машины в покое, а РЛС поначалу планировали монтировать на шасси М113 новой модификации F3, разрабатываемой для нужд своих вооруженных сил. Основные отличия от предыдущих вариантов представлены на слайде:
Но и этого им показалось мало. Поэтому на базе F3 специально под "Артуры" срочно разработали F4. Отличия от предыдущей модели минимальны, но требуют большого объема корпусных работ. Посмотрите на рисунок:
Если кто еще помнит, ходовая часть у самых первых М113 была пятиколесной. Впоследствии многие его эксплуатанты перешли на вариант с шестью опорными катками. Но норгам и этого показалось мало, поэтому у М113/F4 их уже семь, и таким образом он стал самым длинным БТР данного типа в мире. Новая платформа собирается из двух базовых шасси М113. Переоборудование осуществляется в военном заводе "Бвт" в Бъерквике (р-н Нарвик, провинция Нурланн). В начале 2016 года собрали первый прототип платформы и провели его всесторонние испытания до заключения основного контракта на производство остальных машин.
Дополнительно новые машины будут оснащаться дистанционно управляемыми боевыми модулями вооружения "Протектор" (Protector) производства компании "Конгсберг" - как и большинство остальных бронированных машин СВ Норвегии (кроме танков, но об этом нюансе в другой раз).
Норвежские умельцы сделали пластмассовую модель новой машины на 3D принтере, но почему-то без "Протектора".
В марте первые пять РЛС "Артур" перегнали из строевых частей на завод "Сааб" в Халдене. По плану их переоборудование должно быть выполнено до конца 2017 года, а поставка всех систем в ВС Норвегии завершится к 2020 году.