Учебно-тренировочный самолет G115E ВМС Великобритании
Реализация программы обновления учебного авиационного парка ВВС Финляндии началась в 2010 году. В качестве возможных вариантов нового УТС для начальной летной подготовки рассматривались два претендента. Но от самолёта G120TP фирмы "Гроб" отказались ввиду его высокой стоимости, а "Злин-242" чешского производства не подошел по своим характеристикам. Хотя руководство компании заявляло, что в кабине свободно размещаются два человека, изначально самолет проектировали как одноместный, поэтому на этапе испытаний сразу выявили трудности при полетах курсанта с инструктором.
Дальнейшие работы по программе приобретения нового УТС для нужд ВВС приостановили в 2015 году в связи с недостатком финансирования и продолжили весной 2016 года. В октябре с.г. заключили контракт на 6,6 млн. евро для закупки 28 самолетов G115E, бывших ранее в эксплуатации у британской корпорации "Бэбкок интернешнл" (Babcock International).
УТС L-70 "Винка" ВВС Финляндии
Самолеты G115E производства германской фирмы "Гроб" (Grob) заменят стоящие на вооружении ВВС Финляндии с 1980 года устаревшие L-70 "Винка" (Vinka), производства национальной компании "Валмет" (Valmet, в настоящее время в составе корпорации Patria). Одним из основных условий при выборе новых самолётов стала схожесть летно-технических характеристик с L-70.
Grob G115E
Valmet L-70 Vinka
Длина, м
7,54
7,5
Высота, м
2,4
3,31
Размах крыла, м
10
9,63
Масса пустого, кг
685
767
Грузоподъемность, кг
320
480
Максимальная взлётная масса, кг
990
1250
Объем топливных баков, л
143
170
Двигатель
Lycoming AEIO-360-B1F
мощностью 180 л.с.
Lycoming AEIO-360-А1B6
мощностью 200 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
343
360
Крейсерская скорость, км/ч
230
222
Практическая дальность, км
1150
860
Потолок, м
5000
5000
Экипаж, чел.
2
2
Важным отличием L-70 от G115E является более высокая грузоподъёмность первого, а также наличие на нём четырёх точек подвески, что позволяло использовать "Валмет" в качестве легкого ударного самолета. На L-70 возможна установка боевой нагрузки максимальной массой до 300 кг: четырёх бомб по 50 кг; двух бомб по 100 кг и двух контейнеров с осветительными бомбами; четырёх контейнеров с восемью НУР калибра 37 мм или шестью НУР калибра 68 мм; двух контейнеров со спаренными пулеметами калибра 7,62 мм или 5,56 мм с боезапасом 1000 патронов, разведывательного оборудования. Также в задней части кабины предусмотрено место для установки двух дополнительных кресел и размещения небольших грузов. В санитарном варианте возможна перевозка одного раненого с сопровождающим медиком.
Не имеющий таких преимуществ G115E рассматривается в основной роли учебного самолёта. Также возможно решение самолетами этого типа отдельных дополнительных задач по перевозке важных пассажиров и обеспечению срочной фельдъегерско-почтовой связи. Кроме того, он может использоваться для ведения разведки и участия в поисково-спасательных операциях.
G115E показали высокую надёжность, в том числе, при эксплуатации в регионах с холодным климатом. В настоящее время на самолетах этого типа готовят пилотов ВВС в десяти странах мира, включая Великобританию, Канаду, Австралию и Бельгию. Четыре таких самолёта используются для обучения военных летчиков в Норвегии.
Все 28 заказанных G115E доставят в Финляндию в 2017 году. Из них 26 машин будут использоваться в военном авиационном училище ВВС в Тиккакоски, ещё два самолёта передадут на вооружение звена связи истребительного авиационного крыла в Сиилинярви. Перед поставкой в войска компания "Патриа" произведет частичную модернизацию самолётов. При этом на них заменят системы связи и навигации более современными аналогами, соответствующими национальным стандартам. Ввод G115E в эксплуатацию после модернизации запланирован на начало 2018 г., а их использование продолжится оценочно до 2030 года с периодическим продлением лётного ресурса.