В свое время
адреналиновое видео посадки в штормовом море "Линкса" на палубу корвета "Эйнар Миккельсен" порвало немало шаблонов в этих ваших энторнетах. Прошло время, но датские вертолетчики по-прежнему претендуют на звание самых крутых палубных вертолетчиков на этой планете.
Как обычно, зайду издалека…
Дания закупила восемь палубных Lynx Mk.80 в июне 1980 года - на год раньше Норвегии, а собралась менять их несколько позже. Несмотря на это, чудесным образом ей удалось добиться гораздо более стабильных и зримых результатов, нечувственно миновав
грабли своих северных соседей. Интересно, что параллельно у них проходила еще и замена поисково-спасательных вертолетов - почти таких же, как у норвежцев "Си Кингов" на те же AW-101. Невероятно, но факт - здесь тоже все прошло довольно гладко, но об этом как-нибудь в другой раз.
В соответствии с планом развития ВС Дании (2010-2014) службы тыла "Фмт" (FMT - Forsvarets Materieltjeneste) должна была изучить вопрос закупки новых палубных вертолетов для замены "Линксам", которые верой и правдой прослужили уже 30 лет в 723-й эскадрилье морской авиации ВМС. Для участия в будущем конкурсе рассматривались пять основных кандидатов:
• MH-60R Seahawk и Н-92 от компании Sikorsky
• NH90 от NH Industries
• AW159 Lynx Wildcat и AW101от AgustaWestland
Интересно, что уже в декабре 2010-го американцы заявили, что Дания близка к покупке их "Си Хоков", но нужно было соблюсти обязательный в таких случаях политес. Выглядело это примерно так: после изучения представленных производителями предложений о стоимости авиационной техники и возможностях логистических решений для ее технического обслуживания, 22 февраля 2011 года "Фмт" назвала трех оставшихся кандидатов. Двое уже представлены в верхнем списке, а третьим стал новичок:
• MH-60R Seahawk
• AW159 Lynx Wildcat
• AS565 MB Panther от Eurocopter
В декабре 2011 года из конкурса вылетела "Пантера", но победителя узнали только 21 ноября 2012 года, когда "Фмт" объявила о намерении приобрести девять MH-60R "Си Хок", из которых первые три должны быть поставлены в 2016 году. Таким образом, Дания стала первой европейской страной-эксплуатантом этой модификации вертолета, который стоит на вооружении ВМС США с 2005 года и строится в сотрудничестве между Sikorsky и Lockheed Martin.
За время конкурса в 2011 году 723 эскадилью успели передать из состава ВМС в ВВС, а службу "Фмт" в 2014-ом преобразовали в Агентство оборонных закупок "Фми" (FMI - Forsvarets Materiel- og Indkøbsstyrelse), но это никак не повлияло на график работы американских заводов.
Сборку первых двух датских "Си Хоков" завершили в июле 2014 года на заводе компании Sikorsky в Стратфорде (шт. Коннектикут), после чего их перегнали на завод Lockheed Martin в Овего (шт. Нью-Йорк), где производилась установка всего основного оборудования из состава комплекса бортового радиоэлектронного оборудования.
Первый датский "Си Хок" приземлился в Овего (июль 2014) © Foto: Forsvarets Materiel- og Indkøbsstyrelse
В октябре 2014-го вертолет все еще оставался в стандартной трехцветной серо-синей окраске ВМС США, но уже нанесли датский бортовой номер N-971 © Foto: Forsvarets Materiel- og Indkøbsstyrelse
Еще через год 22 октября 2015 оба датских МH-60R достигли эксплуатационной готовности и были переданы с завода Lockheed Martin в ВМС США - официальному продавцу этих вертолетов. Те провели обширную программу испытаний и сертификации как этих двух вертолетов, так и вскоре догнавшего их третьего, прежде чем отправить их в Европу.
Все три доставили на АвБ Каруп в Дании в мае 2016-го. И здесь местные специалисты начали проведение собственных испытаний. Наверное, их программа оказалась настолько оригинальной, что понаблюдать и принять участие напросились даже австралийцы, для чего прислали к коллегам своего летчика-испытателя.
В августе этого года в Австралию поставили последний из 24 заказанных MH-60R для замены старых вертолетов ранней модификации S-70B-2.
Как сообщалось, одним из важнейших этапов испытаний должен был стать так называемый SHOL-тест (Ship Helicopter Operating Limits), то есть исследование предельных возможностей машины при использовании ее с палубы корабля.
В Дании SHOL-тест проходят все корабельные вертолеты, чтобы определить, при каких погодных условиях и весе вертолета его можно безопасно посадить на палубу. Испытание проводится отдельно для каждого типа корабля с вертолетной площадкой, потому что при разной их конструкции существенно отличаются и механизмы образования турбулентных потоков воздуха над палубой, а также у них различны особенности килевой и бортовой качки при волнении на море. Перед практическим проведением SHOL-теста сначала разрабатывают и тщательно исследуют компьютерные модели условий опрокидывания вертолета или соскальзывания его с палубы корабля.
Проведение SHOL-теста считается крайне важным для палубных вертолетов Дании, так как ежегодно не менее четырех кораблей ВМС страны отправляются на боевую службу в Северной Атлантике для патрулирования вод вокруг Гренландии и Фарерских островов - мест, хорошо известных морякам своими крутыми погодными нравами.
Начали проведение SHOL-тестов с фрегатов типа "Тетис". В октябре "Ваэддерен" с новым "Си Хоком" на борту вышел в море и направился в поисках "подходящего" шторма к Фарерам. Дальше рассказывать не вижу смысла - чем сто раз прочитать, лучше один раз увидеть.
Оригинал взят у
benzobak3 в
No Luck, All Skill-2 Click to view
"С нами был американский летчик из ВМС США - он никогда не пробовал ничего подобного. Для него это выглядело чем-то "сенсационным". Уверен, нам удалось раздвинуть границы его знаний о том, что такое Seahawk в действии", - рассказывал потом летчик-испытатель, скрывшийся за инициалами CAD. О реакции своего австралийского коллеги он отчего-то упомянуть забыл ;) "Нам повезло, что погода оставалась достаточно плохой в течение трех недель, так что мы смогли проверить вертолет на различных режимах в самых суровых погодных условиях". То есть то, что мы увидели на видео - всего лишь одна из многих посадок при 15-метровых волнах и скорости ветра до 30 метров в секунду.
Одна из посадок на борт HMDS Vædderen (F359) © Foto: Rune Dyrholm/ VFK
Я всегда считал, что настоящий летчик слегка сумасшедший и здесь мы видим зримое подтверждение этому тезису, причем на интернациональном уровне. Но этот конкретный представитель подвида Homo Pteros, оказался еще и натурой поэтической: "Когда вы сидите там наверху, в темноте кабины, а вокруг высокие волны и сильный ветер, корабль качается и водяные вихри проносятся над вертолетной площадкой, вам становится слегка тревожно. Все, кто находятся на борту должны доверять друг другу, а большинство решений нужно принимать мгновенно. Нам много раз приходилось прерывать посадку в последнюю секунду, хотя колеса уже почти касались палубы".
Раньше CAD уже приходилось проводить аналогичные испытания с вертолетами "Линкс", поэтому интересна его оценка "Си Хока" - он не не так быстро подчиняется органам управления, зато новая машина гораздо более стабильна в полете. "Я на самом деле приятно удивлен тем, насколько хорошо он справился со сложными погодными условиями. По сравнению с "Линксом" это не такая уж и большая проблема. Он реагирует, как и должно быть, хотя и чуть медленнее. В целом, мы получили отличные результаты, а это значит, что теперь мы спокойно можем летать в погодных условиях, обычных вокруг Гренландии и Фарерских островов. Безусловно, с этим этапным тестом мы достигли важных результатов, которые смогут использовать другие пилоты "Си Хоков" сразу после этого крещения огнем ", - резюмирует CAD.
После фрегатов типа "Тетис" следующие SHOL-тесты будут проходить на более крупных кораблях - фрегатах типа "Ивер Хуитфельдт" и кораблях боевого обеспечения типа "Абсалон". А последними - на относительно небольших и поэтому самых сложных корветах типа "Кнуд Расмуссен". Вся программа испытаний рассчитана на проведение в течение всего следующего года и должна завершиться в 2018 году.
Оставшиеся шесть вертолетов типа MH-60R должны быть доставлены в Данию к концу 2018 года.