ВМС Норвегии: Меньше тральщиков - больше фрегатов

Jul 29, 2016 14:27



Все будущие минно-тральные силы ВМС Норвегии в одном кадре

Норвегия рассматривает возможность сокращения численности своих тральщиков с шести до четырех единиц, но сохранив при этом пять экипажей и организовав их использование на принципе ротации.

Пока не известно, какие конкретно корабли будут выведены из боевого состава.

Решение кажется несколько неожиданным в свете недавно объявленного плана увеличения расходов на оборону. Но другие положения того же плана предусматривают увеличение количества военнослужащих в боевых подразделениях, несмотря на уменьшение общей численности вооруженных сил. Этого планируют добиться за счет сокращения численности административных и обеспечивающих структур, с перемещением высвободившегося персонала в подразделения более высокой готовности. В результате количество полных экипажей на фрегатах ВМС должно увеличиться с трех до пяти, что позволит иметь в первой линии четыре единицы этого класса. Как уже упоминалось, для минно-тральных сил ожидается сокращение количества экипажей с шести до пяти, что, однако, должно обеспечить больший коэффициент оперативного использования оставшихся четырех кораблей благодаря возросшей доступности экипажей.

Источник

Справка: Базовые тральщики типа "Альта" и тральщики-искатели мин типа "Оксёй" конструктивно представляют собой скеговые корабли на воздушной подушке. Они имеют одинаковые стеклопластиковые корпуса и аналогичное оборудование, а отличаются в основном лишь составом противоминного вооружения. Если на базовом тральщике оно состоит из контактного, магнитного и акустического тралов, то на тральщике-искателе основным средством уничтожения донных и якорных мин являются два автономных телеуправляемых подводных аппарата - поисковый типа "Хугин" и универсальный "Плуто", доставляющий к мине подрывной заряд или взрывной резак.

Изначально серия состояла из девяти кораблей: четыре тральщика-искателя мин "Оксёй" (М340), "Кармёй" (М341), "Малёй" (М342), "Хиннёй" (М343), и пять тральщиков "Альта" (М350), "Отра" (М351), "Раума" (М352), "Оркла" (М353), "Гломма"(М354). Построенные в 1994-1996 гг., к настоящему времени в составе флота остаются только шесть кораблей этого типа - по три каждого:

Головной ТЩИМ "Оксёй" (М340) выведен из боевого состава в 2005 году. ТЩ "Оркла" (M353) сгорел в 2002 году. ТЩ "Гломма (M354) законсервирован в 1999 году, выведен из боевого состава в 2004 и продан на слом в 2009-м. ТЩ "Раума" также был выведен из боевого состава в 2004 году, но затем возвращен и в 2017 планируется проведение работ по восстановлению его технической готовности.

Водоизмещение: 375 т.
Размерения: длина 55,2 м, ширина 13,6 м, осадка 2,5 м.
Энергетическая установка: двухвальная с двумя дизельными двигателями MTU общей мощностью 3700 л. с.; два водометных движетеля "Эврика" фирмы "Кваэрнер".
Скорость хода: 23 уз.
Вооружение: спаренная ПУ "Садрал" для ЗУР (ПЗРК) "Мистраль"; одна или две 20-мм АУ, два 12,7-мм пулемета.
РЭВ: две навигационные РЛС Racal Decca; подкильная ГАС миноискания типа 2023N (на ТЩИМ) или SA 950 (на ТЩ); два подводных аппарата "Плуто" или "Хугин" (на ТЩИМ), или тралы - акустический "Агат" и магнитный "Эльма" (на ТЩ).
Экипаж: 38 (на ТЩИМ) или 32 (на ТЩ) человека.



Тральщик-искатель мин «Отра» (М351) типа "Оксёй"

Комментарий. В общем-то, решение вполне резонное, и с точки зрения организации не должно представлять особых проблем. У них и корабли береговой охраны, и РЗК "Марьята" уже несколько десятилетий ходят со сменными экипажами, находясь в море по 270 суток в году и более. Другое дело, что сокращается корабельный состав и без того не самого большого флота. Но проблема с фрегатами, действительно, давно назрела и перезрела. Решать ее как-то нужно.

Когда в 2006-2010 гг. для ВМС Норвегии построили пять современных ФР УРО типа "Фритьоф Нансен", гордости норгов не было предела...



Фрегаты УРО "Фритьоф Нансен" (F310) и "Хельге Ингстад" (F313) у причала в Осло, 2010 год

...но практически сразу по завершении серии в прессу начала просачиваться не самая приятная информация. Ладно, что поначалу они ходили почти без вооружения - в 2013 году поставки серийных ракет NSM все-таки начались. Но с остальными проблемами поддержания боевой готовности просто не знали, что делать.

Осенью 2012 года открыто объявили о невозможности укомплектовать экипажи всех пяти кораблей подготовленным личным составом. Но подробности пока скрывали. В 2013-м стало известно о проблемах с запасными деталями и оборудованием, а также своевременным техническим обслуживанием систем и комплексов кораблей. Несмотря на официальное заявление тогдашнего министра обороны Эспена Эйде о трех фрегатах в первой линии, фактически в полной боевой готовности постоянно находились только 1-2 ("Хельге Ингстад" и "Фритьоф Нансен"), причем один из них ежегодно привлекался к участии в операции НАТО "Оушен шилд" по борьбе с пиратством в районе Африканского рога - слишком далеко от родной Норвежщины, чтобы можно было сказать, что он реально работает на повышение обороноспособность страны. Долгое время неясно было техническое состояние выведенного из боевого состава флота фрегата УРО "Отто Свердруп", пока наконец министерство обороны не признало, что его "каннибализируют" на запасные части для третьего и четвертого корпусов ("Руал Амундсен" и "Тур Хейердал"). Дескать, только за счет этого на них и смогли завершить плановые ремонтные работы.

Оказалось, что такой близкий сердцу каждого истинного россиянина бардак возник ещё на этапе строительства серии, и стал результатом несогласованных действий между норвежским оборонным ведомством и испанской кораблестроительной верфью "Навантия", производившей окончательную сборку кораблей. В частности, после представленных испанской компанией претензий по качеству поставляемых из Норвегии комплектующих частей (носовые и кормовые секции корпусов), подрядчик потребовал увеличения выплат. Опасаясь судебных тяжб, МО Норвегии согласилось, но затаило обиду и приняло решение не заключать с "Навантией" договор на последующую поставку запасных частей и техническое обслуживание фрегатов в период их эксплуатации. Нашли норвежского подрядчика - компанию "Берген Групп", но та из положения "лежа" впрыгнуть в чужие штаны не смогла, поэтому и пошли задержки по поставкам ЗИП, обслуживанию и ремонту.

Но свалить на алчных испанцев все проблемы разом не получилось - массово готовить для ВМС Норвегии акустиков и радиометристов те никак не обещали. А именно комплектование этими специальностями представляло главную головную боль для кадровиков. Не подумали они, что львиная доля экипажа крупного современного корабля, нашпигованного радарами и сонарами, почему-то должны быть именно радиоэлектронщики. А их ведь целых пять! Давайте прикинем порядок цифр: 146 х 5 = 730. И это при общей численности ВМС по состоянию на 2012 год всего 3971 человек, из которых 245 гражданских. Почти 20% - пятая часть всего личного состава всего военного флота - должна служить на фрегатах. Сдается мне, планируя в 1990-х их строительство, слегка не рассчитали будущую нагрузку.

Дошло до того, что в парламенте один из депутатов предложил рассмотреть возможность прохождения службы на норвежских кораблях военнослужащих из ВМС стран-союзников. Например, из Франции, которые почти никогда союзникам не отказывают. Мол, они только рады будут, учитывая разницу в зарплатах военных двух стран. Разумеется, такое оригинальное предложение с треском провалили на дебатах. Но шуму оно наделало изрядного.

За прошедшие годы ситуацию удалось чуть-чуть качнуть "в плюс". Теперь в море постоянно выходят два фрегата, иногда удается выгнать и третий. Но по-прежнему корабль перед выходом укомплектовывают личным составом и оборудованием за счет "систершипов". Очевидно, что это ведет к снижению боевой готовности и безопасности стоянки кораблей в базе, росту нагрузок на личный состав и, соответственно, росту их недовольства службой и снижению мотивации к продлению контрактов.

Удастся ли Норвегии решить все оставшиеся проблемы дивизиона фрегатов за счет минно-тральных сил флота? Посмотрим.

PS. Отличный обзор по фрегатам на английском.


knm helge ingstad, norway, KNM Karmøy, KNM Oksøy, sjøforsvaret, Норвегия, knm alta, knm fridtjof nansen, forsvaret

Previous post Next post
Up