Демонстрация военного присутствия

Jul 31, 2016 09:28



В 2005 году Российский ВМФ решил вернуться в Мировой океан. Ну, как решил - сверху команду дали. Мол, пора. А то вы уже больше 10 лет третий тост "За тех, кто в море" поднимаете "За американцев!"

- А почему за американцев?
- Так ведь кроме них там больше никого нет…

Долго думали, куда пойдем. Раньше и вопросов таких не стояло. Конечно, в Средиземку. Но по прошествии стольких лет неясно стало, чем там теперь заняться. Заодно и существовали обоснованные сомнения в том, что если даже и дойдем, то удастся ли успешно вернуться. А еще когда посчитали, в какую копеечку это выльется, решили урезать осетра. Не стандартные когда-то полгода, а только три месяца, и не в Средиземку, а… в Исландию. На резонный вопрос: "Что мы там три месяца будем делать?" - последовал четкий и спокойный ответ: "Демонстрировать военное присутствие".

На моей памяти эта красивая фраза появилась в официальном боевом распоряжении впервые именно тогда. И она явно перекочевала туда из переводных документов бывших вероятных противников, которые сейчас стали международными партнерами.

Помнится, штабные долго ломали голову над составлением перечня задач, решением которых будет достигаться эта цель. Ведь просто так передрать их подчистую из предыдущих решений нельзя было. Как говорится, дело для нас новое, пока еще не освоенное.

Но глаза боятся, а руки делают. Нет таких вершин, которые бы не покорили большевики российские моряки. Составили план, собрались, да и почапали потихоньку. Долго ли, коротко ли шли, но добрались таки без особых приключений до побережья Исландии, стали на якорь километрах в 50 от берега, да и начали вовсю демонстрировать свое военное присутствие.



Дивное место, доложу я вам. При средней плотности населения около 3 человек на квадратный километр, на севере этот показатель явно падает до дробных значений, причем наверное меньше единицы. Вот этим полутора землекопам мы там себя и демонстрировали, если кто-то из них смог бы нас узреть с вершин тех двух гор, которые едва виднелись над самым горизонтом.

Но такие нюансы заботили только командование, а народу все в радость было. Погода относительно хорошая, даже солнце иногда выходило, море спокойное и внезапно какое-никакое свободное время появилось. И самое главное - на якоре стоим. А это значит что? Неправильно. Это значит, что под килем не больше двухсот метров и по совокупности условий появляется не такая уж и частая возможность попробовать порыбачить.

На каждом российском военном корабле всегда найдется десяток-другой снастей. Не знаю, как там у других, но на севере ловят на "дурака". Это такая блесна циклопических размеров, изготовленная из спинки никелированной кровати, крюка-кошки из нержавеющей ложки и подвешенная на леску, толщиной чуть тоньше бельевой веревки. А что? Мы на мелочь не размениваемся. Для заинтересовавшихся нюансами, основы технологии описаны здесь.



Сам-то я рыбак никакой, только есть люблю, поэтому процессом совсем не интересовался. Если улов будет пригласят. В самом деле, не слопают же такое чудовище сами?

В общем, сменился я с вахты и вышел покурить на крыло сигнального мостика. Стою, морду солнышку подставил, птичек разглядываю. Интересные у них там чайки. Размерами чуть поменьше наших и совсем другого окраса. В коричневых тонах. И пестрые какие-то. Даже где-то красные. Вон, какие у них интересные пятна. Прямо не просто пятна, а уже звезды какие-то…


Я натурально поперхнулся дымом - прямо надо мной, покачиваясь в потоке свежего ветра, гордо реял краснозвездный исландский буревестник. Приглядевшись, я обнаружил опознавательные знаки российской военной авиации и на крыльях некоторых других его соплеменников, кружащих вокруг корабля.

Сразу стало понятно, что никто кроме соотечественников такое надругательство над представителями иностранной живой природы учинить не мог. И скорее всего, местом преступления был ют, откуда прямо сейчас доносился гомон, периодически перекрываемый богатырским хохотом и истошными пронзительными птичьими криками.

В общем, исландские чайки оказались не чета нашим ленивым бакланам, расслабившимся на дармовых харчах быстро растущих российских помоек. Эти были настоящие бойцы, готовые биться за пропитание с кем угодно и до последнего. Поэтому при попытке заброса снасти нашими рыбачками, первый же дурак оказался в клюве чайки, еще не долетев до поверхности воды. Естественно, крюк зацепился за клюв и птица закружила вокруг на всю длину свободного конца лески, на манер кордовой авиамодели. Коллеги радостно поржали над товарищем, и попытались забросить сами… Через пару минут над ютом ракетнейшего эсминца уже происходило действо, более всего напоминавшее слет городских кружков юных техников. Это если не считать восьмиэтажного мата сопровождавшего процесс выбирания лесок и высвобождения крючков из пастей яростно орущих, кусающихся и царапающихся пернатых.



(с) Фото: Павел ДУПИН

Когда снасти были распутаны и уложены, раны зализаны, а сигареты нервно выкурены, тут же встал ребром традиционный русский вопрос: что делать? Опытным путем установили, что если подловить момент, когда чайки находятся на удалении хотя бы метров 15-20, и не просто бросить блесну в воду, а со всей дури запулить ее под борт, чтобы тонула побыстрее, то есть шанс проскочить. Но не 100-процентный. Не меньшие проблемы представлял и подъем из воды для следующей попытки. Эти злобные существа не дремали ни секунды. Так что, как ни старались, периодически то один, то другой рыбак, а то и по несколько человек сразу вступали в жестокую борьбу с бешеными тварями, надеясь на возвращения своего дурака.


Столь ярко эмоционально окрашенное мероприятие не могло пройти мимо внимания экипажа и вокруг собралась изрядная толпа, подтрунивающая, раздающая бесплатные советы, и просто хохочущая после очередного пойманного пернатого.

Глядя на такое форменное безобразие, в голову Главного боцмана (или попросту ГБ) пришла идея. Через рубку дежурного по кораблю он вызвал боцманенка, велел тому принести электрокартон, губку и баночку киновари. Лезвием быстро вырезал в прессшпане звезду, велел "распять" очередной "улов" на палубе и в два приема набил трафаретом красную пентаграмму на нижней поверхности крыльев. Отпускай! - скомандовал. И сопровождаемая дружным взрывом смеха с палубы, яростно орущая птица отправилась в полет, гордо сияя новенькими знаками принадлежности к вооруженным силам Российской Федерации. Дальше дело поставили на поток и таким образом проштемпелевали несколько десятков чаек…

Уж не знаю, долетел ли кто-то из них до берега и, попав на глаза местным, напугал их до ужаса слегка подзабытой "русской угрозой". Или просто в штабах НАТО заинтересовались, куда исчезла в океане целая авианосная группа русских, не случилось ли у них чего? Но всего через четыре дня единственный самолет береговой охраны Исландии таки долетел до нас…



А через неделю и один из целых трех исландских патрульных кораблей до другого конца ихнего острова добрался…



Только поспел он к самому шапочному разбору, потому что замучившись демонстрировать там свое военное присутствие, мы уже снимались с якорей. И он изо всех сил старался побыстрее оббежать всех наших, чтобы хотя бы пофоткать - для отчетности, раз уж все равно забрался в такую даль. Мол, вон, как я их напугал.


Еще за сутки до этого он бы стал главным героем очередного дня, бедного на события. Но опоздал. Нам было уже откровенно не до него. Погода явно портилась, а Доброскоченко решил, что народ чересчур расслабился, и поэтому объявил начало поиска иностранной подводной лодки, которая явно должна была прятаться от нас где-то здесь. Проверенным методом научного тыка флагман скомандовал курс "норд-ост", и мы пошли… прямёхонько в центр надвигающегося урагана.

В общем-то, дальнейшее довольно громко прозвучало в те годы

image Click to view



Если кто не в курсе, самое интересное начинается на 2:05 https://youtu.be/9eF900GqWz4?t=2m5s

Немалую роль в популяризации событий сыграл либерально-демократический взгляд на происходящее Вадима Такменева, не к ночи будь помянут. Представленная им по возвращении эпохальная картина получила в том же году ТЭФИ, а ее автора и вообще всех НТВэшников запретили пускать на корабли Северного флота.

image Click to view



Забавно, что почувствовавший себя крутым мореманом, Такменев решил поиграть словами и родил нетривиальное название "Зашкеренные в океане", но тут же жидко обделался при этом. Потому что если шкера и шхера имеют одинаковое значение (длинный узкий извилистый залив на побережье Балтийского моря), то с производными от них глаголами все сложнее. Шхерить - прятать, типа, в той самой шхере. А вот шкерить - отрезать головы, потрошить и чистить рыбу. В этой связи мрачная фантазия тележурналиста сразу заиграла красками откровенного хоррора для знающего человека.

Ну, да бог ему судья. Главное, что в тот раз мы вывернулись с минимальными потерями и худо-бедно причапали домой. Думаете, история с пернатыми на этом закончилась? Как бы не так.

Зашли в Кольский залив, вся корабельная мелочь быстро рассосалась по причалам Североморска, а "Кузю" сразу потащили в Мурманск, потому что он уже совсем на ладан дышал. Подошли они к СРЗ-35, на берегу ждут когда с него швартовые подадут. С кормы - все нормально. А с носовыми все не могут управится чего-то. Ходовой орет по громкой: "Чего возитесь, так вас-растак?!" А в ответ им несется какой то наркоманский бред, прерываемый истошными нечеловеческими воплями: "Не можем пройти к борту!.. прорываемся с боем!.. организовали эвакуацию раненых в лазарет!..

Если вы внимательно посмотрите на обшивку "Кузнецова" под трамплином, то увидите целый ряд отверстий очень даже приличного размера



Там через них человек спокойно пролезет, не говоря уж о таком маленьком и юрком существе, как исландская чайка. Пока стояли, набилось их туда преизрядно. Залетели, осмотрелись, понравилось им, наверное. И решили, что теперь они там будут жить. Освоились вполне. А тут вдруг по прошествии уже приличного времени врывается к ним толпа каких-то двуногих и явно претендует на часть жизненного пространства. Не понравилось им это сильно…

В тот раз швартовые худо-бедно завели. Но оставлять такое непотребство было никак нельзя. А ну как завтра снова в море? А мы отвязаться не сможем, потому что второй раз на такой подвиг носовая швартовая команда идти решительно отказывалась. И добровольцев сделать шаг вперед на ликвидацию проблемы тоже как-то не обнаружилось.

В общем-то, решение для людей служилых было очевидным. Собрали зондер-команду из накопившихся за время боевой службы нарушителей воинской дисциплины и распорядка дня. Объяснили, что Родина дает им возможность искупить вину кровью. В этот раз, в самом что ни на есть прямом смысле. Заартачившихся припугнули карами пострашнее каких-то там чаек. Да и отправили всю эту штрафную роту в носовые шпили. Теперь подготовились более тщательно: оделись в шинели-ватники, толстые рукавицы, шапки ушанки завязали по форме №6, чтобы эти летающие крокодилы не могли прокусить. Каждому выдали по швабре, напутствовав при этом: "С ней, или на ней" - или что-то в этом роде.

И грянул бой, исландский бой. Пернатые оказались достойны славы предков, воспитанных еще викингами-берсерками. Легенды о той эпической битве до сих пор старые годки шепотом передают из уст в уста молодым матросам, в том смысле, что: Эх, разве сейчас наказывают? Вот раньше…

Сила ломит силу, а нарушителей и всяких неформалов на "Кузе" всегда хватало с избытком. Сдюжили.

Вырвавшиеся из недр авианосца птицы покружили над заливом, покружили, да и расселись вокруг, оглядывая свое новое место жительства. И тут они увидели знаменитую кузнецовскую помойку. Эта местная достопримечательность не пользуется популярностью у фотографов, но просто чтобы ориентироваться в пространстве: она расположена примерно там



Представляете, сколько объедков оставляют тыща с гаком членов экипажа этого славного корабля? То-то и оно. Пернатые поняли, что здесь их птичий аналог Клондайка и Эльдорадо в одном лице, так сказать.

Со всем уже известным вам темпераментом они немедленно принялись обживаться. Сначала с помойки выжили местных чаек. Зачем нужны конкуренты? Потом туда перестали ходить бродячие по территории завода собаки. Здоровье дороже. А когда гости поняли, что крысы, это не только вредные грызуны, уничтожающие кладки яиц в гнездах, но и 200-300 грамм ценного легкоусвояемого мяса, из округи быстро исчезли и они.

Глядя на темпы, с которыми крылатые мигранты осваивали новое жизненное пространство, я грешным делом подумывал, что скоро на берегах Кольского залива среди пернатых останутся только они, изгнав всех не готовых к такому накалу борьбы конкурентов по естественному отбору. Но примерно через год они все куда-то разом пропали. Народ удивленно крутил головами, в поисках птиц с уже почти привычным пестрым коричневым окрасом. Но, увы…

Через несколько лет, когда я смог не только прочитать, что такое интернет, но и попробовал его лично, среди моих поисковых запросов появились и "исландские чайки". Тогда я и выяснил, что, оказывается, они тоже перелетные птицы. Наверное, несмотря на всё кажущееся гостеприимство мурманской земли, высидели они следующим летом своих птенцов, да и отправились домой восвояси к милым их сердцу исландским камням и вулканам…

А вспомнил я эту историю на прошлой неделе, когда в курилке наш начальник транспортного цеха поинтересовался, действительно ли я в море ходил, или просто морскую форму носил. Признаться, я даже обидеться захотел. Поняв свою ошибку, он затараторил, что имел в виду совсем не то, а интересуется этим вопросом только с той стороны, что не знаю ли я про чаек?

- В каком смысле?
- Вот, понимаете, я-то думал что у нас тут все бакланы одинаковые, а вчера увидел какого-то незнакомого. Поменьше нашего и окрас такой коричневый, пестрый…

Тут я снова, как когда-то давно поперхнулся дымом, да и выдвинул свое предположение, кто бы это мог быть. Выходит, не все улетели? Или кому-то понравилось и решил вернуться?

Пока рассказывал, мужики ржали как кони, а дамы хихикали. Надеюсь, и вам не скучно было читать про моряков именно в этот день.

Всех причастных и сочувствующих поздравляю с Днем Военно-морского флота! Ура!!!
И поднимите сегодня третий тост "За тех, кто в море!" Там уже давно не одни только американцы, причем вот прямо сейчас, в этот момент.
Попутного ветра им и семь футов под килем.


военно-прикладная орнитология, Исландия, ВМФ, авианосцы, СФ, Россия, пятничное

Previous post Next post
Up