Следует признать, Франция сделала все возможное, чтобы ее государственная компания выиграла этот контракт. Чего стоит только "случайное" участие генерального директора Naval Group в программе государственного визита Эммануэля Макрона в Нидерланды в апреле 2023-го - Пьер-Эрик Поммелле практически неотлучно сопровождал президента в этой поездке. Поэтому ещё утром 12 марта 2024 г. французские газеты первыми сообщили о победе в тендере. Дескать, виват! - всего через каких-то 10 лет Naval Group начнет поставку голландцам новых ПЛ для замены четырех устаревших лодок типа Walrus (голл., морж). Несколько позже в тот же день СМИ Нидерландов получили подтверждение новости из источников в своём правительстве. Очередное поражение голландской Damen, выступавшей в консорциуме со шведской Saab, сразу вызвало шквал критики, поэтому предстоящее решение уже вечером 13 марта начали обсуждать в нижней палате парламента (палате представителей Tweede Kamer), которая должна одобрить крупнейшую в истории после F-35 программу военной закупки аж на 4-6 млрд. евро. Официально о принятом решении Министерство обороны планировало объявить в пятницу 15 марта после еженедельного заседания кабинета министров. Но Naval Group еще было рано открывать шампанское - парламентская фракция реформатской партии не скрывала, что недовольна решением, надеется пробить голосование за отсрочку подписания контракта и даже обязуется добиться пересмотра итогов конкурса.
Nederlandse onderzeeboten Zr.Ms. Walrus (S802) © Koninklijke Marine
Как бы то ни было, 15 марта 2024 года министр обороны Нидерландов Кристоф ван дер Маат всё-таки добрался до ГВМБ Ден-Хелдер, где официально объявил о победе в тендере Naval Group, охарактеризовав предложение Франции как "сбалансированное, универсальное и реалистичное", но оговорился в комментариях, что контракт на поставку лодок будет подписан после одобрения результатов тендера в нижней палате парламента (палате представителей).
Спустя несколько дней после официального объявления о победе Naval Group
уточнила, что победивший проект имеет собственное название Black Sword Barracuda, но больше никаких особых подробностей не раскрыла. Придется ещё подождать.
Между тем, уже скоро пройдут первые закрытые дебаты на техническом заседании в Tweede Kamer, а всего планируется провести не менее четырех таких слушаний (A, B, C, D). Последнее из них намечено на июнь 2024-го, где должны будут принять окончательное решение и официально одобрить закупку новых ПЛ. Оппозиция постарается доказать, что такое решение подрывает голландскую экономику и технологическую независимость, а правящая коалиция и министерство обороны изо всех сил станут апеллировать, что за такие деньги и в такие сроки ничего лучше не найти - просто аттракцион невиданной щедрости!
А пока суд да дело, в ожидании окончательного решения есть смысл оглянуться назад, чтобы вспомнить ход конкурса и повнимательнее рассмотреть предложения конкурентов.
Более-менее успешно пережив длительный период тяжелой стагнации нулевых-десятых годов, ВМС Нидерландов наконец-то приступили к масштабной модернизации, в результате которой в течение следующих 15 лет корабельный состав голландского военного флота должен обновиться почти на 50%. Замена четырех дизель-электрических
ПЛ типа Walrus, переданных ВМС в 1990-1994 гг., на протяжении длительного времени относится к числу приоритетных программ модернизации ВМС. В Нидерландах очень надеются сохранить потенциал подводных сил, причем не только и не столько востребованный в рамках коллективной обороны НАТО, сколько необходимый им самим для поддержания собственных неоколониальных амбиций. И при всем при этом проект WRP (Walrus Replacement Program) стал и самым сложным среди всех кораблестроительных программ голландцев.
Решение о необходимости замены ПЛ они приняли ещё в 2013 году с расчётным сроком поставки первой серийной лодки в 2027-м. Однако реализацию этих и последующих планов многократно откладывали из-за клубка военно-технических, экономических и политических проблем. В попытках выбора окончательного облика WRP кроме командования самих ВМС Нидерландов приняли самое активное участие министерства обороны, финансов, экономики и даже иностранных дел, потому что разборки то и дело выходили на международный уровень с участием различных национальных и иностранных государственных и частных коммерческих структур, вовлеченных в процесс обсуждения требуемых ТТХ перспективной ПЛ, стоимости программы, выбора генподрядчика, партнёров строительства, страны постройки etc. Кроме того, поначалу рассматривали различные варианты совместной постройки, закупки и эксплуатации однотипных ПЛ с Германией-Норвегией или Польшей-Швецией, которые именно в тот период сами находились в аналогичном поиске. В общем, международные переговоры шли постоянно, дипломаты посредничали, министры и руководители компаний подписывали громкие меморандумы, пока внезапно в 2018 году не обанкротилась голландская верфь RDM (Rotterdamsche Droogdok Maatschappij) - единственная оставшаяся в стране, способная строить ПЛ. А без собственного участия в строительстве Нидерланды не могли организовать полноценное сотрудничество с иностранными партнерами, поэтому это направление возможного сотрудничества пришлось закрыть, и начать всё с начала.
Zr.Ms. Walrus (S802) на заводе RDM перед повторным спуском на воду в 1987 году - из-за неисправности электропроводки на строящейся лодке возник пожар, потребовался длительтный ремонт, и головная в серии ПЛ вошла в строй через два года после второй © Koninklijke Marine
В общем, проект WRS превратился в знатный долгострой, довольно широко известный в узких кругах и обсуждавшийся специалистами далеко за пределами Голландщины. Немалый международный интерес к программе объяснялся определенной уникальностью Нидерландов, известной именно благодаря лодкам серии Walrus. Дело втом, что среди всех стран НАТО они являлись единственным типом неатомных ПЛ, способных действовать не только в прибрежных водах Европы, но и совершать длительные самостоятельные плавания на большие расстояния для патрулирования в дальней океанской зоне.
Всему виной шесть небольших островов в Карибском бассейне Атлантического океана, бывших колоний и вроде как бывших заморских территорий Королевства Нидерланды. Три из них входят в Малую Антильскую гряду - острова Синт-Эстатиус, Саба и голландская колония Синт-Мартен на юге о.Св.Мартина. Но наиболее проблемными считаются три других - Аруба, Кюрасао и Бонэйр из группы Голландских Антильских островов, которые неудачно оказались расположены в непосредственной близости от побережья Венесуэлы - известной южноамериканской страны, которая отчего-то долго, упорно и ЧСХ глупо сопротивляется полному приходу демократических ценностей на её территорию.
Даже "просто" трансокеанский переход без дозаправки в район патрулирования представляет собой нетривиальную задачу для неатомной ПЛ - по дуге большого круга от ГВМБ Ден-Хелдер до Кюрасао почти 4 300 морских миль. Да и длительное плавание в подводном положении в тропических водах - такое себе удовольствие, как говорится, сильно на любителя.
Zr.Ms. Walrus (S802) входит на рейд Кюрасао после трансатлантического перехода в ноябре 2007 г. © Koninklijke Marine
Ни развал СССР и ОВД в 1990-х, ни формальный отказ островов от официального статуса "заморских территорий" в 2010-м не изменили требований к голландским ПЛ. Согласно современным взглядам, ВМС Нидерландов нужны лодки достаточно большого водоизмещения, способные самостоятельно совершать переход и действовать в акватории Карибского бассейна. Вариант применения перспективных голландских ПЛ в европейских водах у побережья метрополии не считается определяющим, так как не оправдывает себя по причине небольших глубин в Северном море. Впрочем, при необходимости и по наличию возможностей Нидерланды готовы помочь союзникам в борьбе с российской подводной угрозой на просторах Северо-Восточной Атлантики. Это подтверждается регулярным привлечением ПЛ типа Walrus к учениям ОВМС НАТО в Норвежском море. Если не брать атомарины, то кроме них там ещё участвуют только сами норги, да в последние несколько лет немцы подтянулись в места былой боевой славы.
Zr.Ms. Dolfijn (S804) в норвежских фьордах © Royal Netherlands Navy
О старте программы WRS официально объявили в 2014-м, первоначально опубликовав лишь самое общее ТТЗ. Согласно его требованиям, ВМС Нидерландов хотели получить неатомную ПЛ с дизель-электрической ГЭУ и вспомогательной ВНЭУ для подводного хода. Длина должна умещаться в рамки 213-300 футов (65-91 метров), экипаж не более 50 человек. Бюджет WRP тогда оптимистично рассматривали в объёме "не меньше" 2,5 млрд. евро. Дополнительная информация о ходе замены и более детальное ТТЗ должны были появиться перед вторым этапом тендера в конце 2018-го, но его начало перенесли, а потом об обещании благополучно забыли. Поэтому вот эти вот два предложения, что написаны выше - до сих пор единственные известные официальные данные. Об остальных хотелках заказчика можно лишь догадываться по тому, как развивались тендерные предложения претендентов.
Первоначально в 2015 году для участия в конкурсе по программе WRP подали заявки четыре компании:
• испанская Navantia с ПЛ S-80 Plus, проект которой при полном подводном водоизмещении до 3300 тонн не требовал корректировки
• французская DCNS (Direction des Constructions Navales Services), чуть позже в 2017 году переименованная в Naval Group, с ходу предложила увеличить Scorpène (разработанную совместно с той же Navantia) или укоротить и сделать неатомную версию ПЛА Barracuda - уже тогда этот проект обозначили Shortfin Barracuda)
• германская tkMS (thyssenkrupp Marine Systems) сразу свои намерения не раскрывала, но все сходились во мнении, что немцы могут увеличить размеры своих ПЛ проектов Type 209, Type 212 или Type 214
• шведская Saab ожидаемо предложила многострадальный проект A26
Что касается "поддержки национальной экономики", то в Saab не мелочились и пошли ва-банк, сразу же в 2015-м подписав соглашение о стратегическом партнерстве и образовав международный консорциум с Damen Schelde Naval Shipbuilding / Damen Shipyards - ядром группы Damen Naval. В свою очередь Naval Group в качестве партнёра в Нидерландах осторожно выбрала в 2018-м и создала совместное предприятие с относительно небольшой компанией Royal IHC, специализирующейся на постройке судов обеспечения морских нефтегазовых платформ и судов технического флота. А tkMS тянула до последнего и только в конце 2019-го решила давить через админресурс, взяв в партнеры строительства Управление технического обслуживания и обеспечения ВМС DMI (Directie Materiële Instandhouding) в Ден-Хелдере.
В декабре 2019 г. МО Нидерландов объявило об отказе от дальнейшего сотрудничества с испанской верфью и выходе в финал конкурса трех оставшихся претендентов Naval Group, tkMS и Saab-Damen, которые предложили на конкурс проекты ПЛ Barracuda, 212CD и A26 соответственно. Вслед за этим управление закупок вооружений МО Нидерландов DMO (Defensie Materieel Organisatie) начало переговоры с кандидатами, предполагая выбор победителя конкурса в 2020 году, подписание контракта в 2022-м и полную боеготовность не менее двух новых ПЛ до конца 2031-го.
Как водится, за этим последовало очередное затягивание переговоров и смещение вправо графика реализации программы. Это вынудило минобороны в начале 2022 года исключить из списка требований заказчика ряд элементов материально-технического обслуживания, а также принять новую модель закупки, максимально ориентированную на сравнительный анализ стоимости предлагаемой системы вооружения. Соответствующие запросы по ценам в ноябре 2022 г. направили трем оставшимся претендентам, ответы получили в июле 2023 г. и только после этого начали детальную оценку окончательных тендерных предложений на техническом и коммерческом уровнях.
Министерство экономики и климатической политики провело консультации с верфями-кандидатами по вопросам перспектив заключения соглашений о промышленном сотрудничестве ICA (Industrial Cooperation Agreement), а также профинансировало экспертную проверку, поручив ее проведение институту морских исследований MARIN (Maritime Research Institute Netherlands) и нидерландской организации прикладных научных исследований TNO (Nederlandse Organisatie voor TNO - toegepastnatuur-wetenschappelijk onderzoek). Свои оценки проектов эксперты представили комитету МО Нидерландов по программе WRP, после чего планировали принять предварительное решение о выдаче контракта. Ожидалось, что генерального подрядчика программы выберут до конца 2023-го, но затем график вновь сдвинули на 1-й квартал 2024 г. Как видим, в этот дедлайн всё-таки вписались. Однако при соблюдении последних скорректированных сроков первая ПЛ новой серии может быть передана в боевой состав флота только в 2033 году.
Планируемый график замены ПЛ типа Walrus в ВМС Нидерландов (по состоянию на конец 2023 г.)
При этом по-прежнему сохраняется вероятность затягивания строительства, поэтому передачу в состав ВМС Нидерландов первых двух новых ПЛ реалистично ожидают не ранее 2034-2037 годов, исходя из чего эксплуатацию хотя бы одной ПЛ типа Walrus необходимо обеспечить хотя бы до середины 2030-х, но лучше сразу планировать до их конца, чтобы сохранить кадры и компетенции экипажей подводников и береговых технических специалистов. Для этого в ВМС приняли решение сократить с четырех до двух численность действующих ПЛ типа Walrus, обеспечив поддержку их эксплуатации за счет "каннибализации" узлов и агрегатов со списанных лодок. Реализация данного решения началась 12 октября 2023 г. официальным выводом из боевого состава голландского флота головной в серии ПЛ Walrus (S802) после 31 года службы.
Официальная церемония вывода Zr.Ms. Walrus (S802) из боевого состава флота (октябрь 2023 г.)
Теперь у ВМС Нидерландов остаются три ПЛ Zeeleeuw (S803), Dolfijn (S804) и Bruinvis (S805). Окончательное решение по названию и срокам вывода из эксплуатации второй ПЛ пока ещё не принято.
Вопрос выбора будущего победителя тендера по программе WRP стал одним из самых обсуждаемых на проведенной в Роттердаме в ноябре 2023-го очередной выставке NEDS-2023 (NIDV Exhibition Defence & Security, где NIDV - Nederlandse Industrie voor Defensie en Veiligheid, то есть масло масляное). Все три претендента представили там свои проекты и максимально обобщенная информация по ним выглядела так:
Проекты участников конкурса по программе замены ПЛ типа Walrus © Images: David M / HISutton / Saab
Французская компания Naval Group предложила ВМС Нидерландов проект неатомной ПЛ Black Sword Barracuda из "семейства" Barracuda Family, представляющий собой дизель-электрическую версию атомной многоцелевой ПЛ проекта Barracuda, по которому для ВМС Франции строят серию из шести ПЛА типа Suffren, две из которых уже переданы заказчику. Для интеграции в проект производитель предлагает отвечающие требованиям ВМС Нидерландов БИУС, ГАС и комплект вооружения.
Особо не заморачиваясь, в экспозиции Naval Group на выставке NEDS-2023 просто выставили модель ПЛА Suffren под названием Barracuda Family (Роттердам, ноябрь 2023 г.)
ПЛ характеризуется классическими оптимизированными гидродинамическими обводами корпуса для снижения гидроакустической сигнатуры. При этом для голландского варианта длину корпуса необходимо уменьшить с 99 до "не более 91 м", чтобы соответствовать известным требованиям ТТЗ. В целом это предложение явно перекликается с проектом Shortfin Barracuda, который сначала громко победил в австралийском тендере, а затем антиподы скандально и натурально кинули Naval Group под давлением Вашингтона.
Проект Shortfin Barracuda, предложенный французами на конкурс ВМС Австралии (слева). Основные внешние отличия от ПЛА Suffren (справа) - укороченная кормовая часть и другая компоновка кормовых рулей © Naval Group / HISatton
Решив не заморачиваться с моделями для NEDS-2023, криэйторы Naval Group все доступные ресурсы бросили на компьютерную анимацию. Результаты спорные, но всё как-то интереснее:
Скриншоты рекламного ролика от Naval Group и IHC.
Слева - некие дедуля с девочкой кагбэ с удивлением наблюдают за процессом выхода из гавани ГВМБ Ден-Хелдер точной копии "Сюффрен", но почему-то с голландским флагом. Обратите внимание, что из правого нижнего угла со сходными чувствами смотрит валрус/морж ;)
Справа - анимация будущего строительства Black Sword Barracuda, и здесь информации можно извлечь чуть-чуть больше. Действительно, лодка в кадре имеет много общего с "Сюффрен", но есть и отличия - как и ранее у "Валрусов" горизонтальные рули вынесены на рубку, при этом площадь кормовых X-рулей явно больше, чем у французских ПЛА © Naval Group
На других скринах с видео тоже отчетливо видны рули глубины на рубке Black Sword Barracuda © Naval Group
Рассматривая предложение Naval Group в целом, главным его недостатком большинство экспертов считали упорное, буквально стоическое молчание разработчика, которые за долгие годы существования программы WRP ничего конкретного так и не сказали по технологическим решениям для хранения и преобразования энергии во ВНЭУ. В ходе итоговых слушаний на выставке NEDS-2023 представители Naval Group в очередной раз расплывчато сообщили, что они "будут основываться на проверенных технологиях, гарантирующих значительную автономность и дальность плавания".
В условиях такой неопределенности коллеги
bmpd вообще
решили перестраховаться: "Предположительно, лодки не будут оснащены воздухонезависимой энергетической установкой, но будут использовать литий-ионные аккумуляторные батареи"
Это довольно странно, потому что именно с ВНЭУ в проекте WRP все носились, как с писаной торбой. Напомним, что в известных положениях ТТЗ изначально прописано: дизель-электрическая ГЭУ и вспомогательная ВНЭУ для подводного хода.
Между тем, у французской компании не всё так печально, есть варианты. Хотя, следует признать, до недавнего времени её опыт строительства и эксплуатации серийных ВНЭУ был весьма своеобразный, несколько однообразный и не очень обширный.
Но об этом, как и обо всём остальном поговорим уже во второй части.
(продолжение следует)