В продолжение
темы: Руководство компании Saab сообщило журналистам издания Teknisk Ukeblad - они почти на 100 процентов уверены, что Норвегия станет стартовым заказчиком новой УР GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb) класса "земля-поверхность". В свете этого все новые рендеры по GLSDB в Saab отрисовывают исключительно в характерных для Северной Норвегии окружающих ландшафтах. Никаких больше пустынь,
полупустынь и прочих аллахомерзких Ираков с Афганистанами. Только Финнмаарк, только хардкор - с нами Óдин и Norges flagg!
Foto © Saab
...да и потенциальные цели для ударов УР GLSDB довольно-таки легко
угадываются © Saab
Поскольку статистика показывает, что 90% посетителей не переходит по внутренним ссылкам в тексте, далее будет крупномасштабный повтор прошлых материалов с минимальными правками и дополнениями, а постоянные и торопливые читатели могут сразу перейти к
новостям проекта.
Разработку ракеты GLSDB (Ground Launcher SDB) корпорация Boeing начала в инициативном порядке в 2011 году. Специалисты фирмы предложили использовать в качестве головной части разработанную ими УАБ GBU-39, первую в семействе программы SDB (Small Diameter Bomb). После развертывания серийного производства в 2006 году заказчикам по всему миру поставлено более 30 000 экземпляров GBU-39.
Foto © Boeing
В рамках концепции GLSDB бомба GBU-39 может выстреливаться из пусковых установок (ПУ) РСЗО M270A1 MLRS, M142 HIMARS или южнокорейских K239 ChunMoo и должна забрасываться по баллистической траектории на максимальную высоту ракетным двигателем реактивного снаряда (РС) М26, после отделения совершая самостоятельной полет к цели в любом направлении по заданным перед стартом координатам. РС М26 способен доставлять к цели стандартную БЧ массой 107-159 кг на 32 км. Таким образом, для УАБ GBU-39 с массой БЧ 58 кг и дальностью полета до 110 км, максимальная дистанция стрельбы УР GLSDB может достигать 150 километров в направлении пуска, 70 километров при стрельбе назад и 115 километров в стороны .
Выбор ракетного двигателя РС М26 определялся тем, что большое количество эксплуатантов РСЗО MLRS присоединились к действию подписанной в 2008 году
международной конвенции о кассетном оружии, запрещавшей хранить, применять и продавать боеприпасы такого класса и обязавшей подписантов уничтожить их запасы до 2018 года. Все РС М26 целиком подпадали под действие запрета.
Именно с прицелом на тех, кто с целью экономии бюджетных средств возжелает реализовать возможность повторного использования РС М26 руководство Boeing выступило перед МО США с предложением о модернизации высвободившихся корпусов и ракетных двигателей путем оснащения их новой БЧ на базе УАБ GBU-39. Однако в американском оборонном ведомстве инициативой тогда не заинтересовались, поддержав конкурирующий проект ER-GMLRS (ER = Extra Range) от Lockheed Martin, и первоначально разработка новой УР затормозилась на уровне очень привлекательной, но пока ещё сырой концепции. Новое дыхание в проект удалось вдохнуть только после присоединения к нему в августе 2014-го шведской компании Saab.
Saab showcases GLSDB Ground-Launched Small Diameter Bomb at MSPO 2016 ©
Photo: Army Recognition В феврале 2015 года на ракетном полигоне "Видсель" на севере Швеции произвели три успешных испытательных пуска прототипов новой ракеты, которые подтвердили работоспособность всех элементов конструкции, а также способность УАБ выдержать запуск из ПУ РСЗО без ущерба для её характеристик, что подтвердила высокая точность попадания в цель.
Click to view
https://youtube.com/watch?v=kP883020gE0 Следующую серию испытаний провели в 2017 году на полигоне Эглин (Флорида, США) в сотрудничестве Saab-Boeing с Центром авиационных и ракетных НИОКР армии США AMRDEC (U.S. Army Aviation & Missile Research, Development and Engineering Center). При этом успешно продемонстрировали возможность запуска УР GLSDB, отделения двигателя, маневрирования УАБ по сложной траектории для вывода в заданный район и лазерного полуактивного наведения на движущуюся морскую цель на расстоянии около 100 километров. Таким образом, используя доказанные возможности УАБ SDB в роли БЧ для УР класса "земля-земля", Saab-Boeing перебрасывали мостик и к потенциальным покупателям высокоточного оружия "земля-поверхность".
Именно на этом этапе Норвегия и присоединилась к программе GLSDB, приняв новую программу развития национальных ВС (2017-2034) и последовавших за этим решений о выводе из резерва 12 имеющихся в наличии ПУ М270А1 MLRS, а также о закупке систем высокоточного оружия с дальностью стрельбы до 200 км для сухопутных войск страны. Элементы системы GLSDB продемонстрировали зрителям на выставке учения Trident Juncture 2018 и анонсировали проведение серии собственных испытаний новых ракет в 2019-2020 годах.
Пакетная пусковая 227-мм снарядов РСЗО M26 в статической экспозиции выставки дня VIP-гостей учения Trident Juncture 2018 © Forsvaret
Кроме того, на учении Trident Juncture 2018 специалисты норвежской боевой лаборатории NOBLE (Norwegian Battle Lab & Experimentation) изучили американскую пусковую установку на колесном шасси HIMARS. На самом деле она их тогда совершенно не заинтересовала, но, возможно, именно оттуда растут ноги у очень
странных оценок некоторых российских полковников, доцентов и докторов наук.
Именно в Норвегии 26 сентября 2019 года компании Saab и Boeing впервые провели испытание УР GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb) на максимальную дальность. Но в маркетинговых целях сразу объявлять об этом не стали, дождавшись начала 14 октября в Вашингтоне ежегодного саммита ассоциации армии США AUSA 2019 (The Association of the United States Army).
Согласно опубликованному Saab пресс-релизу, проведена успешная стрельба на полигоне ракетного центра Аннёйя (Andøya Test Center) в норвежском Анденесе. Целью испытания являлось поражение заданной цели в море на удалении 130 км от специально сконструированной пусковой установки в полностью автономном 20-футовом контейнере.
Хотя заявлено о поражение некоей "цели в море" (target in the sea), насколько можно судить по видео, стреляли просто в заданную точку на водной поверхности. При этом отклонение точки падения УАБ SDB составило около одного метра.
Как обычно, видео с TU в плеер ЖЖ не встраивается, поэтому посмотреть можно по ссылке
на страницу.
В Saab и Boeing заявили, что таким образом считают новую систему достигшей начальной оперативной готовности, продемонстрировав достижение заявленных на этапе разработки возможностей высокоточного поражения наземных и морских целей.
Нужно заметить, что на использованных в испытательных стрельбах РС M26 устанавливались РДТТ нового производства компании Nammo из Raufoss. И уже тогда в качестве одного из пунктов возможной программы дальнейшего развития GLSDB они предлагают разработать новый двигатель, который может позволить ещё больше увеличить дальность полета.
На этом выключаем режим "Повторение - мать учения" и переходим к новостям.
В ноябре 2021 года Saab подписала сразу с двумя крупными норвежскими компаниями меморандум о взаимопонимании "для формирования норвежского промышленного сотрудничества, которое станет частью окончательного системного решения GLSDB".
Первая из этих фирм
Nordic Shelter является давним партнером ВС Норвегии, разработав и произведя для них за несколько десятилетий бесчисленное множество контейнеров для мобильных вариантов вооружения, радиоэлектронных средств, полевых жилых и служебных помещений. В рамках программы GLSDB компания Nordic Shelter получила финансовую поддержку правительства для разработки автономной и "анонимной" пусковой установки, монтируемой в стандартном 20-футовом морском транспортном контейнере. Её можно будет размещать на любой приспособленной для таких перевозок автомобильной, железнодорожной, морской платформе или использовать стационарно с дистанционым (удаленным) управлением. Последний вариант считают особенно актуальным для безлюдных просторов Финнмарка.
Стоит себе где-то на полянке вдали от дорог одинокий, всеми брошенный и давно позабытый старый ржавый контейнер, а потом только "Бац!" И ага © Saab
В свою очередь, специалисты Nammo оснастят УР новым ракетным двигателем. Руководство компании отказалось от комментариев, но в планах развития программы GLSDB одним из первых пунктов стоит увеличение дальности стрельбы, первоначально до 200 километров. Думаю, выводы однозначны.
И наконец закупочное агентство FMA (Forsvarsmateriell) МО Норвегии в 2021 году опубликовало обновленный перечень программ перспективных военных закупок на период до 2028 года, где среди прочего впервые появилась новая закупочная программа "Проект P1095 - Высокоточное оружие большой дальности для сухопутных войск" с рамочной стоимостью 1,5-2,5 млрд. крон (130-290 млн. долл.).
В настоящее время проект P1095 находится на этапе разработки и выбора концепции. Исследование проводится при поддержке НИИ МО Норвегии FFI (Forsvarets forskningsinstitutt), оно будет завершено этой весной, а результаты направлены в министерство обороны, где до осени они должны пройти согласование и внешний контроль качества. При соблюдении графика в FMA планируют опубликовать запрос для потенциальных участников конкурса на предоставление предварительных предложений RFP (Request For Proposal) в конце 2022-го - начале 2023 года, а поэтапное внедрение нового ракетного комплекса в войска ожидается в 2026-2028 годах.
Насколько можно судить, основным конкурентом консорциума Saab-Boeing в норвежском тендере станет американская компания Lockheed-Martin с уже упомянутой выше УР ER-GMLRS. Однако в отличие от GBU-39 эта ракета не имеет возможности маневрирования в районе цели и при той же (или даже меньшей) дальности стрельбы 150 км летит по баллистической траектории. А эту нишу в норвежской армии практически полностью в перспективе должен перекрыть активно-реактивный
155-мм снаряд IM-HE-ExR "предельной дальности" от Nammo-Boeing.
Конечно, первоначально рассматриваемый в роли такого оружия для норвежской армии сухопутный вариант КР NSM/JSM выглядит гораздо круче, но ценник в
1,65 "лимона" просто неприличный и позволить себе его могут не только лишь все. А УР GLSDB обещает стать вполне "бюджетненьким" вариантом, далеко обогнавшим по этому показателю всех конкурентов.
Низкая стоимость и лёгкость внедрения в производство этой УР отмечалась изначально, поскольку она состоит из двух эффективных, надёжных, отработанных и производящихся серийно элементов. Для сравнения, стоимость одной УАБ GBU-39 на мировом рынке вооружений в 2006-2015 годах снизилась с 240 до 57 тыс. долларов (принята на вооружение в США, Израиле, Италии, Нидерландах, Австралии и Дании), в то время как цена новых УР GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) для РСЗО MLRS и HIMARS достигает 600 тыс. долларов.
TRL 9 (
Technology readiness level) - действующая система, прошедшая не только летные испытанная, но и проверенная в ходе успешных миссий © Bilde: Saab/Boeing
С учетом всех обстоятельств партнеры-участники программы пророчат GLSDB значительный экспортный потенциал, поскольку в мире сформировался большой спрос для возможностей высокоточного поражения целей на большой дальности. При этом у УР GLSDB есть возможность полета по сложным траекториями и маневрирования для стрельбы по целям, которые не могут быть поражены обычным прямым или навесным огнем. Кроме того, УР GLSDB можно применять в любой РСЗО, адаптированной для использования стартового контейнера РС M26, например, с ПУ M270 MLRS, M142 HIMARS или южнокорейской K239 ChunMoo. А новый пусковой 20-футовый контейнер может открыть дорогу еще и к корабельному использовано GLSDB. Несомненно, закупка этой системы Норвегией подстегнет интерес потенциальных заказчиков.
Некоторые прекраснодушные читатели могут возразить, дескать, а как же тендер, сравнительные испытания, честная конкуренция и вот это вот всё? Товарищи! Тендеры и конкурсы это для кого надо тендеры-конкурсы. А когда надо специально подготовленные люди все правильно организуют и проведут. Для совсем непонятливых специалисты норвежской боевой лаборатории NOBLE намекают - они провели уже несколько демонстраций возможностей взаимодействия GLSDB с национальной системой автоматизированной системой управления боем
NorBMS (Norwegian Battle Management System). Например,
в декабре 2021-го "лаборанты" провели в Сетермуэне испытание с демонстрацией так называемой функциональной "цепочки поражения" (Kill Chain), когда данные о цели передавались с самолета через BMS, а цель обстреливали из моделируемой в симуляционной среде системы GLSDB.
Это "ж-ж-ж" неспроста! ©
И в заключение немного размышлизмов про 12 M270A1 MLRS, почти 20 лет
томящихся без дела на складах мобилизационных запасов в Бьерквике. Теоретически, их вполне могут снять с хранения в качестве перспективных носителей GLSDB. Но тут возникает стандартный вопрос: захотят ли бережливые норги тратить на это время и деньги, если у них полно носителей 20-футовых контейнеров ISO? Далеко не факт.
В общем поживем - увидим.