Обсуждение необходимости закупки современных быстросборных мостовых комплектов для норвежской армии началось еще в нулевых. Но в целом решение оформилось только в 2014-м, когда в плане перспективных программ военных закупок появился проект 2584 "Тяжелый тактический мост" (Prosjekt 2584 - Tung taktisk bru). В случае принятия положительного решения по программе планировалось утверждение проекта в 2015 г., подписание контракта в 2016 г. и завершение поставок в 2019 г. с рамочной стоимостью 50-200 млн. крон (8,5-33,9 млн. долл. по курсу 2014 г.). В 2014-м параметры программы изменились на 2016/2017/2020, 50-100 (6,8-13,6 = 2015). В 2015-м году "Проект 2548" из Плана убрали, но через пять лет в ноябре 2020-го объявили конкурс, и стало ясно, что программу закупки не отменили, а всё-таки приняли к реализации. Контракт с поставщиком заключили в июне, хотя почему-то сообщили об этом только через полтора месяца.
Иллюстрация с новостной страницы Forsvarsmateriell о закупке "тяжелого тактического" моста
29 июня 2021 года закупочное агентство МО Норвегии FMA (Forsvarsmateriell) подписало контракт на сумму 40 млн. крон (4,8 млн. долл.) для приобретения 11 новых тяжелых тактических мостов с оборудованием для их перевозки, при этом одна из систем будет "разворачиваемой" [авиатранспортабельной?]. Договор также предусматривает поставку пакетов логистики, обучения и рамочное соглашение на оказание услуг по техническому обслуживанию и поддержке эксплуатации.
Поставку вооруженным силам Норвегии планируется завершить еще до конца 2021 года.
Согласно FMA, контракт подписан с американско/польским консорциумом Zremb Group. Журналисты Teknisk Ukeblad
сообщили, что во главе консорциума стоит польская компания Zremb Group, а их американским партнером является Acrow.
Польские источники уточняют, что FMA заключило договор с Zakład Budowy Maszyn "ZREMB-Chojnice" SA в консорциуме с Acrow Corporation of America. А подписывал соглашение американец, представляющий своего польского партнера. UPD Там все сложнее - уже после начала конкурса консорциум пересобрали, сделав в нем Acrow лидером. Из-за этого потом результаты тендера пытались опротестовать конкуренты,
но безуспешно. Зато начало реализации контракта заморозили до осени.
Контракт дистанционно заключили начальник коммерческого отдела ВВСТ наземных сил FMA и исполнительный директор Zremb Group Билл Киллин (Bill Killeen) - он же CEO Acrow Corporation of America, а заодно и бывший президент Acrow Bridge © Forsvarsmateriell
После объявления осенью 2020-го тендера по проекту Prosjekt 2548 конкурсные заявки кроме Zremb Group также представили:
GDELS (General Dynamics European Land Systems - Bridge Systems) - до 2002-го Santa Barbara Sistemas, бывшая западногерманская металлургическая компания
EWK (Eisenwerke Kaiserslautern);
Janson Bridging Norway AS - местный филиал голландской компании, наследницы прав на мосты Acrow;
CHS Nor - норвежская компания.
Лучшим признали предложение американцев и поляков.
В соответствии с конкурсным заданием, грузоподъемность Military Load Classification должна быть не менее MLC 80T/110W, то есть 67 метрических тонн для гусеничной техники и 88 тонн для колесной. Мосты из стальных ферм должны иметь возможность соединения в длинные пролеты, чтобы обеспечить возможность строительства переходов через препятствия шириной до 80 метров на суше и на воде.
В плане технических решений необходима максимально возможная механизация сборки с целью сокращения расчета и минимального отвлечения военнослужащих от решения боевых задач.
В заказ также входят специальные механические элементы для соединения мостов с понтонами "Унифлот" (Unifloat pontoon/Uniflote pongtong).
Цитата: У министерства обороны Норвегии на хранении до настоящего времени числятся несколько тысяч понтонов "Унифлот", многие из которых произведены еще в 1942-1945 годах. Благодаря этому они относительно дешевы, а большие объемы запасов позволяют не особо экономить при их использовании в гражданском секторе для ликвидации последствий ЧС и прочих мер экстренного реагирования.
Представляющие собой набор стандартных пустотелых плит, понтоны "Унифлот" удобны для перевозки, имеют небольшую осадку, способны выдерживать нагрузки до 10 тонн на единицу, а благодаря стандартным размерам и креплениям позволяют собирать плавучие конструкции самых разнообразных форм и размеров - наплавные мосты, паромы, причалы и т.п. Такой своеобразный конструктор "Лего" военных инженеров норвежской армии.
И наконец, агентство FMA также заказало логистическую систему для транспортировки элементов конструкции и деталей новых мостов - специализированные плоские стоечные платформы Flatrack (ISO 20″×8″).
С последними проще всего. Компания ZREMB предлагает всем желающим гражданским и военным заказчикам стандартные контейнеры и платформы Flat rack. Несколько сложнее с моделью мостов. Acrow
поставляет быстросборные стальные ферменные мосты Modular Steel Bridge моделей Acrow 700XS® и Mabey Compact 200™. С последней из них постоянные читатели блога уже знакомы в варианте Krigsbro 51.8 M (KBRO 51.8M) по материалу
"Через преграды: Мостовые средства шведской армии (часть 3)". На взгляд неспециалиста, с Acrow 700XS они похожи до степени неразличимости. Вот, полюбуйтесь:
Слева - Acrow 700XS®, справа - Mabey Compact 200 ™
Немудрено. Внешнее сходство Acrow 700XS и Mabey Compact 200 определяется тем, что оба они представляют модифицированную старого доброго ферменного стальных моста Bailey Bridge, разработанного сэром Дональдом Бейли еще в 1942-м и в том же году впервые испытанного при боевых действиях в Северной Африке - вместе с понтонами Unifloat в следующем году они справят 80-летний юбилей! За время войны союзники произвели несколько тысяч комплектов Bailey Bridge.
Единственным принципиальным отличием нового поколения быстросборных мостов является изготовление их из современных более прочных марок стали. Основные элементы системы защищены от коррозии цинковым покрытием, что обеспечивает длительную защиту от неблагоприятного воздействия погодных условий.
Обе модели запатентованы Acrow Ltd. и Mabey Bridge Ltd., а затем сертифицированы к военному применению в рамках концепции готовых коммерческих технологий
COTS (Commercial Off The Shelf). Однако Mabey Compact 200 принята на вооружение уже в нескольких десятках стран, а Acrow 700XS только в армии США - вместе с Mabey, который у них получил название LSB (Logistics Support Bridge).
Иллюстрации с новостной страницы Forsvarsmateriell о закупке "тяжелого тактического" моста - различные варианты наведения с использованием плавучих опор из понтонов "Унифлот"
Но, скорее всего Норвегия заказала все-таки 700XS. Во-первых, у его военной версии длина аккурат под конкурсные 80 метров, а у Mabey всего 61. Ну, а во-вторых, в официальном сообщении FMA о заключении контракта использованы фото с рекламной страницы 700XS
на сайте Acrow. Поэтому дальше речь пойдет большей частью именно о нем.
В целом 700XS это не отдельная модель, а целый набор технологий, который за счет использования предварительно спроектированных стандартных модульных компонентов позволяет собирать конструкции с различной длиной пролетов, шириной проезжей части и грузоподъемностью до MLC 120T/150W.
Но у военной версии Acrow 700XS характеристики попроще. Общая длина однопролетного моста с пандусами 76 метров. В зависимости от ширины препятствия на местности мостовые комплекты можно собирать в единую конструкцию длиной до нескольких сотен метров на стационарных или плавучих опорах. Класс нагрузки однопролетного моста MLC 110T/110W. Максимальный класс нагрузки для моста со стандартным пролетом 51,81 метр MLC 120T/120W. Ширина проезжей части 4,2 м или 5,5 м (в зависимости от принятой длины поперечной балки). Может быть построена как система с одинарной или двойной проезжей частью.
Сборка 'элементов и наведение моста Acrow 700XS © Acrow
Рабочая бригада численностью до 20 человек выполняет сборочные работы вручную и с использованием средств механизации - автокрана и транспортных средств для перевозки элементов конструкции.
На суше их можно транспортировать по железной дороге и автомобилями с прицепами в системах DROPS (Demountable Rack Offload and Pickup System), PLS (Palletized Load System) и контейнерами ISO.
Для переброски по воздуху ВС США используют тяжелые транспортные самолеты C-17 Globemaster III и C-5 Galaxy. Непосредственно у ВВС Норвегии есть только C-130 Hercules, но при необходимости можно привлечь натовские C-17 из программы
SAC (Strategic Airlift Capability).
Доставка элементов конструкции и сборка Acrow 700XS © Acrow
Что касается совместимости с понтонами Unifloat, то конструкция 700XS изначально совместима с ними. Компания Acrow разработала систему Floating Barge System для прочного и подвижного соединения с элементами моста без необходимости применения сварки. В такой конфигурации понтоны могут использоваться либо как часть строящегося перехода для его расширения, либо как промежуточные плавучие опоры, что значительно увеличит грузоподъемность моста. Благодаря такому решению также можно собирать двухполосную дорогу.
Быстросборный мост Acrow 700XS американской армии на промежуточных плавучих опорах © Acrow
При применении на суше из элементов Acrow 700XS также можно собирать стационарные опоры.
Различные варианты наведения Acrow 700XS: слева - на разборных промежуточных опорах, справа - пешеходный мост © Acrow
Разнообразие конфигураций системы позволяет адаптировать ее практически к любым условиям местности. Благодаря модульной конструкции, простоте сборки и разборки, он может быть построен над любым препятствием на местности в различных конструктивных и конфигурационных системах, таких как автомобильные, железнодорожные и пешеходные мосты. Используется как для строительства новых мостов, так и для реконструкции поврежденных.
Отдельные элементы соединяются в пространственную ферму, включая поперечные балки (так называемые поперечины), ветровые балки (нижние связи), вертикальные связи (раскосы, распорки), дорожные плиты, болты и штифты. Длина отдельного элемента фермы составляет 4,72 м. После сборки элементы образуют каркас конструкции моста, который затем устанавливается над препятствием краном и/или протягивается с помощью большегрузного автомобиля, монтажных опор, роликов и монтажной стрелы. После выдвижения каркас покрывают плитами дорожного полотна (помоста) и устанавливают въездные пандусы. Специальное покрытие плит дорожного настила обеспечивает надежное сцепление техники в сложных погодных условиях и предупреждает преждевременный износ.
Слева - выдвижение мостовой конструкции на противоположную сторону преграды при наведении Acrow 700XS
В норвежской армии тяжелые тактические мосты станут важным элементом переправочно-мостовых средств инженерных войск для преодоления водных и наземных препятствий наряду с паромно-мостовыми парками
Bro/Ferge 2000 (Leguan), а также мостами сопровождения Leguan
на колесных носителях и гусеничных (мостоукладчики NM190 "Бибер" на шасси Leopard 1 заменяют новыми машинами
на базе ОБТ Leopard 2). Системы Acrow 700XS заменят мостовые комплекты Bailey Bridge, закупленные более 70 лет назад за счет средств
плана Маршалла и выработавшими свой эксплуатационный ресурс.
Как ни странно, в приложении к Норвегии мост этого типа упоминался в блоге только один раз. В статье "Учения в Северной Норвегии времен Холодной войны" был скриншот переправы на учении
Øvelse Blåtind 1954. А больше всего Bailey Bridge оказалось
в материалах по Швеции.
Ну, раз так, давайте посмотрим на прощание небольшой фотосет с тренировок по наведению мостов этого типа срочниками 4-й роты (переправочно-мостовой) из состава инженерного батальона бригады "Север" (IngKp4/Oversetningskompaniet, Ingeniørbataljonen). Она является одним из наиболее многочисленных подразделений этого соединения на севере страны, включая в общей сложности 135 солдат, из которых 105 призывников. Именно они и станут основными эксплуатантами Acrow 700XS. Чтобы не терять навыки, они отрабатывали навыки наведения Bailey Bridge ещё в 2014-2016 годах.
2016 год
Май 2014-го, полигон Mauken - списанный Bailey Bridge сначала в учебных целях собрали, а на следующий день взорвали, заложив 7-8 кг протяженных зарядов тротила © Torbjørn Løvland
Норвежские саперы отрабатывают наведение Bailey Bridge совместно с голландскими морпехами
После завершения поставки Acrow 700XS норвежской армии некоторое количество Bailey Bridge все еще останется на складах долговременного хранения мобилизационных запасов. Ну, а в гражданской системе ликвидации ЧС никто от их использования отказываться пока не собирается.