В продолжение
темы:
Среди множества истребительных тендеров мира в тройку самых сложных и утомительных наравне с Индией и Канадой входит также Швейцария. Ровно девять лет назад они уже совсем было собрались купить JAS-39E/F Gripen у Saab в Швеции, но в 2014-м это решение
отменили. Этой осенью на референдуме с минимально возможным отрывом швейцарцы всё-таки согласились закупать новые истребители, и в 2021 году должно быть принято решение, какой тип самолетов через семь лет заменит стареющий парк Northrop F-5E/F Tiger II и Boeing (McDonnell Douglas) F/A-18C/D Hornet. Срок подачи заявок на участие во втором раунде конкурса под названием Air2030 истек 18 ноября. К этому времени предложения поступили от трех стран с четырьмя кандидатами: Франция - Dassault Rafale, Германия - Airbus Eurofighter Typhoon, США - Boeing F/A-18E/F Super Hornet и Lockheed Martin F-35A Lightning II. Интересным, можно сказать, поразительным аспектом последнего является возможность создания сборочного производства в Швейцарии.
Сборка F-35 на заводе в Fort Worth, Texas © Lockheed Martin
Об этом стало известно на следующий день после истечения крайнего срока тендера в
сообщении от Lockheed Martin. Из 36 F-35A США предложили четыре самолета собрать в Швейцарии на заводе компании RUAG в Эммене, кантон Люцерна (Emmen, Lucerne).
Сейчас за пределами Соединенных Штатов есть две линии окончательной сборки F-35 в Италии и Японии. Но там совершенно другие объемы производства с прицелом на будущее обслуживание и ремонт собранных машин. Поэтому эксперты несколько озадачены целесообразностью возможного развертывания производства F-35 в Швейцарии всего лишь для четырех самолетов. Хотя пока не известны все детали дела, звучит это крайне амбициозно и, конечно, все зависит от того, готовы ли вы платить.
С этим согласны и в самой Lockheed Martin. Они подтверждают, что создание производства в Швейцарии потребует дополнительных затрат, причем значительных. В то же время это потенциально позволит швейцарской промышленности накопить передовой опыт, чтобы впоследствии они могли самостоятельно выполнять техническое обслуживание, ремонт, капитальный ремонт и модернизацию в течение 30 лет эксплуатации самолетов.
"Дополнительное предложение" по четырем самолетам швейцарской сборки является ответом на требование тендера Air2030 о том, чтобы поставщики также могли предложить меры, которые позволят укрепить независимость и готовность страны. Кроме собственно сборки также обсуждается возможность создания мастерской для обслуживания двигателей Pratt & Whitney F135, такой же, какую в октябре ввели в эксплуатацию на аэродроме Рюгге в Норвегии. И наконец, предложение включает в себя поставку крупного пакета запчастей и деталей, что при необходимости сделает швейцарцев самодостаточными не менее, чем на шесть месяцев.
Швейцария - страна с некоторыми особыми потребностями по материально-техническому снабжению и обслуживанию ВВСТ, что связано с защитой национального суверенитета при традиционном нейтралитете. Здесь можно вспомнить, что в свое время Финляндия по той же причине получила из США только 7 двухместных F/A-18D Hornet, а 57 одноместных F-18С сама собирала из комплектующих на заводе Patria, поэтому не стоит забывать, что у них там сейчас тоже идет истребительный тендер HX Challenge 2020 и там тоже
участвует F-35А.
Кстати, в Швейцарии параллельно с Air2030 проходит и конкурс по системам ПВО дальнего действия, где конкурируют Франция и США с Eurosam SAMP/T и Raytheon Patriot соответственно. Но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Источник © Erlien Dalløkken