В октябре на многих военно-технических ресурсах появилась новость о планируемой закупке Францией 10 вертолетов NH90 в "новой версии для ССО". Но в рунете большинство ограничилось переводом англоязычного пресс-релиза с сайта
Airbus. Несколько дальше пошли "Новости ВПК" - подождав неделю, они
выложили информацию c ресурса soldat-und-technik.de . В плохо вычитанном переводе с немецкого оказалось гораздо больше подробностей, но и там информация неполная, а с содержанием не все гладко. Никто так и не потрудился заглянуть к самим французам, и теперь мы попытаемся устранить эту досадную оплошность.
Эскизное изображение проекта вертолета NH90 FS (Forces Spéciales) © NHIndustries
В 2007 году генеральная дирекция вооружений ВС Франции DGA (Direction General de l'Armement) заключила контракт с консорциумом NHI (NATO Helicopter Industries) на поставку сухопутным войскам и военно-морскому флоту в общей сложности 61 вертолётов NH90 Caïman, из них 34 для армейской авиации в модификации тактического транспортного вертолёта TTH (Transport Tactique Hélicoptère) и 27 для ВМС в палубной версии NFH (NATO Frigate Helicopter). В дальнейшем объём партии несколько раз увеличивался за счет реализации предусмотренных соглашением опционов, и к настоящему времени объем заказа составляет 101 единицу, включая 74 TTH и 27 NFH. Из них по состоянию на октябрь 2020-го переданы 45 и 24 машины, а завершение поставок ожидается в 2025 и в 2021 годах соответственно.
Интересно, что вертолет до сих пор получил относительно немного изменений конструкции в сравнении с базовой версией - инженеры упорно допиливали слишком сырую машину до требований первоначального ТТЗ. Например, раз уж мы сегодня за спецназ, то ССО Франции впервые познакомились с NH90 только в 2012 году, когда одну из заводских машин NHIndustries привезли в 4-й вертолетный полк ССО на базе армейской авиации По (4e RHFS - 4e Regiment d'Helicopters des Forces Speciales, Pau). На минуточку: спустя 17 лет после первого полета и через пять после начала поставок в руководстве Eurocopter наконец-то решили поинтересоваться мнением будущих пользователей. Причем не сами догадались - сорока на хвосте принесла, как много добрых слов услышали конструкторы по итогам опытной эксплуатации в ВС Австралии, первыми принявшими новинку на вооружение, включая и подразделения ССО.
Теперь и их французские коллеги ознакомились с возможностями спуска и подъема по канату, веревке, в связке, лебедкой, применения оружия, погрузки и выгрузки боевой группы на борт, а также прототипа "мула ССО" от компании Polaris. Как официально сообщалось, по итогам поездки в Eurocopter приняли к сведению пожелания ССО по необходимым доработкам, в частности, касающимся авионики, систем связи, вооружения и дополнительного оборудования для беспосадочной посадки-высадки.
Между тем в ноябре 2014 года первые два французских NH90 наконец-то отправили в Мали, чтобы обкатать в реальной боевой обстановке. По итогам развертывания в июне 2015 года объявили об активизации планов использования NH90 в ССО Франции, и что 4-й вертолетный полк "окажет помощь в определении необходимых доработок для проведения специальных операций". В январе 2016 года сообщили, что специализированный вариант NH90 FS (Forces Spéciales) должен заменить используемый в этом качестве Airbus Helicopters H225M Caracal (ранее Eurocopter EC725).
Считается, что именно тогда и началась разработка новой версии французских NH90, параллельно с подготовкой проекта закона о военных закупках на 2019-2025 годы (LPM - Loi de programmation militaire).
В 2017 году командование ССО заявило о потребности в 24 NH90 FS, чтобы вывести из эксплуатации 9 остающихся устаревших вертолетов типа SA.330 Puma и заменить 10 типа H225M Caracal, еще лет пять назад обещанных ВВС. Но после долгих бюджетных войн в LPM 2019-2025 попали только 10 NH90 FS (6 + 4 в опционе).
Важный момент - в 2019 году приняли решение об изменении названия новой модификации с FS (Forces Spéciales) на TFRA-2 (Terre française Standard 2 - 2-й стандарт французской армии). Тем самым подчеркивается, что это будет не узкоспециальная модификация для ССО, а прототип перспективной версии транспортно-десантного вертолета всей армейской авиации Франции в долгосрочной перспективе. Существующие планы предусматривают обновление до уровня TFRA-2 всех NH90 TTH не позднее проведения их модернизации середины срока эксплуатации в 2032-2035 годах.
Ну, и наконец 12 октября 2020 года в соответствии с поручением МО Франции агентство НАТО по управлению эксплуатацией вертолётной техники NAHEMA (NATO Helicopter Management Agency) заключило с компанией NHI соглашение о внесении изменений в действующий с 2007 года контракт, в части, касающейся поставки тактических транспортных вертолётов NH90 TTH.
Согласно новому документу, из заказанных ранее 74 армейских машин 10 единиц будут поставлены 4-му вертолётному полку ССО СВ Франции в новой модификации TFRA-2, которые заменят 9 вертолётов Puma. Этап летных испытаний и квалификации стандарта NH90 TFRA-2 должен начаться в 2023 году, а передача серийных машин заказчику планируется двумя партиями по пять единиц в начале 2025 и 2026 годов.
Ну, а теперь давайте за железо.
С учетом основательно подмоченного имиджа NH90 окончательное решение о закупке новой модификации приняли только в 2018-м. В марте руководство DGA провело переговоры с представителями компаний NHI и Safran, где получило уверения в зрелости технологий и возможности их внедрения. Прежде всего, речь шла о ходе реализации опытной программы MIRANDA пилотирования вертолетов в условиях ограниченной видимости, которая считается основой проекта TFRA-2. Разработчики гарантировали ее готовность на основе успешных летных испытаний прототипа на вертолете Puma авиационного испытательного центра DGA EV Istres.
Изначально фантазии бойцов ССО не распространялись дальше оснащения вертолетов оптико-электронной системой Euroflir 410, аналогично поставляемым агентством NAHEMA морским NH90 NFH, включая и французские машины. Но в NHI рискнули пойти дальше и пообещали поставить им ещё и новую систему EuroFL'eye.
Разработанная специалистами Safran Electronics & Defense инновационная технология обеспечивает создание изображения обзора передней полусферы при помощи оптико-электронной системы с распределенной апертурой DAS (Distributed Aperture System) из двух блоков с четырьмя парами многоспектральных датчиков в носовой части вертолета.
Испытания прототипа датчиков EuroFL'eye на крыше здания Safran Electronics & Defense
Размещение датчиков системы EuroFL'eye и ОЭС Euroflir 410 на макете носовой части NH90
Принцип работы системы заключается в формировании общего изображения со всех датчиков и его трансляции двум пилотам индивидуально на индикаторы-прицелы HMSD (Helmet-Mounted Sight and Display) шлемов TopOwl компании Thales.
TopOwl © Thales.
Благодаря этому каждый пилот может наблюдать за обстановкой в отдельном секторе обзора шириной 40 градусов, зависящем от направления поворота головы.
Для задач наблюдения за объектами на дальности до 20 км, выявления целей и наведения на них высокоточного оружия один из пилотов может использовать ОЭС Euroflir 410 компании Sagem Défense Sécurité (в составе Safran Group ). Она представляет собой поворотный шаровый блок с десятью датчиками, в состав которых входят дневная цветная камера высокого разрешения, монохромная камера низкого уровня освещенности, тепловизионная камера - все с функцией непрерывного масштабирования, а также безопасные для глаз лазерный дальномер-целеуказатель, лазерный "фонарик" и др. В отличие от ранних модификаций на флотских NFH в версии TFRA-2 предусмотрено использование модернизированной версии ОЭС в карданном подвесе последнего поколения со стабилизацией в шести плоскостях (оси X, Y и Z, компенсация продольного, поперечного движения и перемещения по высоте).
Слева - ранняя модификация ОЭС Euruflir 410, справа - последняя
ОЭС Euroflir 410 дополняет и существенно расширяет возможности системы EuroFL'eye, потому что эта технология пока обеспечивает только среднее качество изображения.
Демонстрация возможностей EuroFL'eye на авиасалоне "Ле Бурже-2019" (
видео)
Кроме нашлемных индикаторов для отображения полетной информации предназначены пять плоских цветных широкоформатных дисплеев в кабине. Но этим сейчас уже никого не удивишь, зато дополнительно изображения с ОЭС, картографическая и другая необходимая информация будет выводиться в грузовой отсек на один или несколько выносных экранов для повышения ситуационной осведомленности о ходе решения полетных задач командира группы ССО и бортстрелков. Кроме того, все то же самое в перспективе может транслироваться в сети АСУБ на карманные тактические дисплеи десанта
Варианты размещения выносных дисплеев на вертолете NH90 TFRA-2
Дальнейшая разработка системы EuroFL'eye будет включать ее наземное тестирование и проверку на тренажерах, за ними последуют летные испытания, завершение которых ожидается не позднее 2023 года. Для моделирования наиболее эргономичного варианта интерфейса "человек-машина" HMI (Human Machine Interface) в последующих испытаниях наладили тесное взаимодействие с пилотами NH90 строевых подразделений, прежде всего из 4 вертолетного полка. В сентябре 2018 года на заводе в Мариньяне приступили к интеграции элементов системы на макете NH90. При этом сейчас первоначальный принцип размещения датчиков несколько изменен - два бортовых блока EuroFL'eye объединили в один носовой, а под ним будет висеть шарик Euroflir 410.
Другие изменения версии TFRA-2 относительно стандарта TTH не требуют для их внедрения настолько длительных НИОКР, частично основываются на предыдущих технологических наработках концерна NHI, уже используемых партнерами по программе NH90.
Большинство из них относятся к изменениям в конструкции десантного отсека. В частности, для кормового грузового люка планируется отказаться от опускаемой аппарели в пользу раскрывающихся створок с механизмом быстрого их демонтажа.
Слева - стандартный NH90 TTH с опущенной аппарелью; справа - кормовой грузовой люк перспективного NH90 TFRA-2
Также предусмотрена установка быстросъемных боковых дверей десантного отсека, а на фюзеляже монтируются складные подножки FBS (Foldable Boarding Step) в нижней части бортовых проемов и заднего люка. Это позволит значительно сократить время посадки на борт вертолёта, а также ускорить десантирование посадочным и беспосадочным способом.
Пардон, лучшего изображения FBS пока не нашлось
Ранее на NH90 TTH использовались системы беспосадочной высадки и эвакуации FRRD (Fast Rope & Rappelling Device) и FRED (Fast Rope & Extraction Device), каждая из которых рассчитана на крепление четырех десантных тросов, по два с каждого борта. Вместо них версию TFRA-2 оснастят новой системой CRED (Central Rappelling & Extraction Device), центральный пилон которой позволяет одновременно крепить на шести точках подвески до двенадцати тросов, спускать их с любого борта или через люк в полу грузового отсека и поднимать связки из шести десантников или грузы массой до 600 кг при скорости ветра до 35-40 м/с. Кроме того, еще одну пару тросов можно крепить и спускать через кормовой люк.
Система беспосадочной высадки и эвакуации CRED (
загрузка PDF)
Значительно возрастет огневая мощь новой модификации. Ранее на французских TTH она ограничивалась одним 7,62-мм FN Herstal MAG58, да и те начали устанавливать на машинах 1-го вертолетного полка 1RHC (1er régiment d'hélicoptères de combat) ALAT (Aviation Légère de l'Armée de Terre) только перед командировками в Мали, и только в левом дверном проеме.
EAK Serial/Register 1306
EAQ Serial/Register 1312
С 2018-го второй MAG58 появился в правом дверном проеме.
EBC Serial/Register 1387
Вместо этого теперь появится возможность установки пулеметов 7,62-мм MAG58 или 5,56-мм MG4 в задних оконных проемах:
Возможность этого в NHI реализовали давным давно, но французы отчего-то не торопились ее использовать.
Австралийцы, начав в 2018-м переоборудование в версию SOF 12 из 47 своих MRH90 Taipan (NH90 MRH), в задних окнах ставят 6×7,62-мм M134 Minigan.
Но вернемся к французам. Высвободившееся при переходе на систему CRED пространство в дверных проемах позволило дополнительно разместить по обоим бортам вертолёта поворотные крепления для установки 12,7-мм пулемётов M3М с гильзосборниками. Ранее такой вариант выбрали в нескольких странах-партнерах Франции по проекту NH90.
12,7-мм пулемёты M3М на NH90:
ВМС Нидерландов (слева), СВ Италии (справа)…
…армейская авиация Бундесвера (слева) и Испания, Мали (справа)
Существенно обновится состав аппаратуры связи, обеспечивая обмен данными с другими тактическими единицами на поле боя в рамках концепции сетецентрических действий. При этом вертолеты 4-го вертолетного полка ССО дополнительно получат и аппаратуру спутниковой связи, не предусмотренную для других армейских машин.
Рост массы из-за нового вооружения и аппаратуры частично компенсируют съемные двери и отказ от аппарели. Но в целом о летно-технических характеристиках версии TFRA-2 пока ничего не рассказывают, за исключением того, что при использовании двух 500-литровых внешних подвесных топливных баков максимальная дальность возрастет с 982 до 1600 км, а продолжительности полета с 5 до 9 часов.
Эта опция была доступна ещё в начале 2000-х, но оказалась востребована только сейчас. Ранее для дальних перегонов устанавливали дополнительные баки в кабине. Разумеется, для ССО такой вариант подходит не совсем, мягко говоря.
Интересно, что через несколько лет в 2009-м Airbus испытывал NH90 со штангой дозаправки в полете от A330-MRTT или A400M. Но до сих пор единственными французскими вертолетами с такой системой остаются Caracal. Впрочем, возможно, к идее оснащения ею NH90 вернутся позднее.
В заключение нужно заметить, что в министерстве обороны Франции и руководстве NHI изо всех сил надеются, что новая версия NH90 сможет заинтересовать других участников международной программы, и они присоединятся к разработке, чтобы разделить расходы.
В 2016-м к сотрудничеству по разработке специальной версии NH90 для ССО кроме Австралии и Франции проявляли интерес в Германии, Италии и Новой Зеландии. В 2018-м участвовать продолжала только Австралия, а всех интересантов заменила одна Бельгия, но теперь к ней присоединилась Финляндия. В других странах следят за проектом - внимательно, но ИМХО слегка настороженно. Уж больно проблемная машина получилась.