Обновление парка учебной авиации ВВС Швеции

Apr 01, 2020 17:50



Учебно-тренировочные самолеты Sk 60/Saab 105 ВВС Швеции © Foto: Försvarsmakten

26 марта Риксдаг утвердил запрос министерства обороны Швеции на начало реализации программы обновления парка учебно-тренировочных самолетов (УТС) ВВС страны. Начало процедуры закупки включено в военный бюджет Швеции на 2020 год и поэтому не потребует дополнительного финансирования. Вроде бы подписание первого контракта на приобретение планируется до конца текущего года. А если это верно, то значит выбор уже сделан, и осталось только соответствующим образом провести тендер, чтобы все оформить в строгом соответствии с требованиями законодательства Евросоюза.

Программа предусматривает поэтапную замену в ВВС Швеции всех реактивных УТС Sk 60/Saab 105, принятых на вооружение ещё в 1967 году. К настоящему времени у шведов осталось в строю 50 машин этого типа в возрасте от 51 до 53 лет. Из них 20 используются для начальной/базовой летной подготовки в училище ВВС в Уппсале и по 10 для углубленной/тактической подготовки в учебных эскадрильях 7, 17 и 21 флотилий (Сотэнес, Каллинге и Каллакс, соответственно). При этом в штабе ВВС Швеции заявляют, что теперь эти функции должны быть разделены, и им понадобятся два типа новых УТС.

Можно напомнить, что ранее в 1971-1987 годах в качестве "летающей парты" ВВС Швеции использовали поршневой Sk 61A/Scottish Aviation Bulldog (разработка Beagle Aircraft, производство Scottish Aviation). Но необходимость в них отпала после изменения учебной программы, когда курсантам доверили начинать базовую летную подготовку сразу на реактивном самолете. Очевидно, теперь решили вернуться к истокам.




Sk 61A/Scottish Aviation Bulldog © Foto: Towpilot (Privat) / Miklos Szabo (Privat)

Если окунуться в историю отказов МО Швеции от "непрофильных" затрат под благовидными предлогами, то еще в октябре 2009 года Saab в инициативном порядке предлагала заменить в базовой подготовке УТС Sk 60 на Embraer Super Tucano. Но только в марте 2014-го командование ВВС публично признало, что давно нужно было найти замену их Saab 105. Предполагаемые варианты тогда включали Alenia Aermacchi M-346, BAE Systems Hawk и Pilatus PC-21. С прицелом на это 28 марта 2014 года Saab и Pilatus Aircraft подписали меморандум о взаимопонимании для создания консорциума и совместного предложения PC-21. Но все-таки в закупочном агентстве FMV (Försvarets materielverk) снова решили сэкономить и 29 апреля 2015 года издали запрос на предоставление информации (RFI) по новому реактивному УТС, который в долгосрочной перспективе обеспечивал бы функции и начальной, и углубленной летной подготовки, как и ранее. Требования к перспективному УТС включали тактические дисплеи в обеих кабинах, как у реактивных истребителей поколений 4+ и 5, а также наличие встроенной системы обучения, имитирующей использования радара и бортового вооружения.

Как водится, до практической реализации этой программы дело так и не дошло. Теперь началась ее очередная реинкарнация. Впрочем, пока никаких подробностей о предполагаемых вариантах новой модели не сообщается. Тем не менее известно, что Sk 60 продолжат использовать в течение примерно пяти лет, а за это время планируют выбрать и закупить винтовой самолет для начальной/базовой подготовки. Примерно в 2025 году 30 УТС Sk 60 для углубленной/тактической подготовки в учебных эскадрильях всех трех флотилий хотят заменить на Saab Gripen JAS 39C/D, по мере производства 60 Saab Gripen JAS 39E/F, первые образцы которых должны начать поступать в оперативные эскадрильи с 2023 года.

В долгосрочной перспективе (после 2030 года) планируется закупка новых реактивных УТС, а пока все усилия ВВС и FMV сосредоточат на первых шагах по внедрению новой (старой) концепции обучения, которая предполагает использование винтовых УТС для начальной летной подготовки.

Разумеется, при рассмотрении возможных вариантов перспективного реактивного УТС углубленной подготовки ВВС Швеции в первую очередь на ум приходит Boeing/Saab Т-7. Но пройдет еще несколько лет, прежде чем начнется подготовка к новому тендеру, а уж там специально обученные люди все как следует организуют, чтобы в финал вышел тот, кто нужно. Отсрочка эта получается очень кстати, с учетом того, что ВВС США только в сентябре 2018 года выбрали эту машину победителем в конкурсе по программе T-X, через год она получила название Т-7А Red Hawk, а достижение начальной операционной готовности (IOC) первой эскадрильи самолетов Т-7А в ВВС США ожидается только в конце 2024 года. Пока развернут серийное производство, пока вылечат все детские болезни… Куда торопиться-то?




Новый учебно-тренировочный самолет ВВС США Bоeing/Saab T-7A Red Hawk

А между тем в Швеции в феврале на авиабазе Сотэнес открыли новую «Академию Gripen» по совместной инициативе вооруженных сил, агентства FMV и Saab для разработки инструкций по подготовке как пилотов ВВС Швеции, так и иностранных эксплуатантов этих самолетов из Чехии, Венгрии и Бразилии.


sk 60 (saab 105), учебные самолеты, Швеция, sweden, Försvarsmakten, jas39 gripen, saab, Flyvevåbnet

Previous post Next post
Up