Norway strong! (с) Forsvaret
6 ноября на авиабазе Рюгге состоялась торжественная церемония, на которой командующая ВВС генерал-майор Тонье СКИННАРЛАНД (Tonje Skinnarland) объявила о достижении норвежскими F-35А начальной оперативной готовности IOC (Initial Operational Capability). Таким образом, Норвегия стала восьмым эксплуатантом, прошедшим эту веху после ВВС США, Италии и Японии с F-35A, Великобритании и Корпуса морской пехоты США с F-35B, ВМС США с F-35C и Израиля с F-35I.
Генерал-майор Тонье СКИННАРЛАНД на АвБ Рюгге. Вообще-то, все ждали, что официальное объявление состоится 10 ноября, в день 75-летия ВВС страны, но эта сильная женщина не захотела ждать еще три лишних дня (с) Foto: Håkon Mosvold Larsen/NTB Scanpix
После прибытия из США двух очередных партий
7 мая и
12 сентября общая численность F-35А в составе ВВС страны достигла 22 единиц. Из них семь первых постоянно базируются в США на АвБ Люк (Аризона), где используются для подготовки норвежского летного и технического состава, а в Норвегии еще 15 образовали полноценную 332-ю эскадрильи и дополнительно обеспечивают деятельность учебно-испытательной эскадрильи TTT (taktikk, trening, testing).
Выкатка F-35 из тенто-мобильного укрытия на АвБ Эрланн. Восемь капитальных ангаров на 16 машин сдали в эксплуатацию в мае. На переднем плане
тот самый аэродромный трактор (с) Forsvaret
Но кроме этого для достижения IOC за два года пришлось отработать огромный комплекс мероприятий. Прежде всего в начале 2018 года норвежские F-35А проверили возможность базирования на
других аэродромах страны, отработали посадки
с тормозными парашютами, с ноября 2018 по март 2019 года - ближний воздушный бой друг с другом и взаимодействие с другими видами вооруженных сил (СВ, ВМС, ССО), в дневное и ночное время.
Выступление норвежского F-35A на Kjeller Airshow 2019 (с) Trond Gjerde/Forsvaret
В завершение в апреле 2019-го успешно испытали на практике применение
УР AIM-120C-7 AMRAAM и
УАБ GBU-31 JDAM. 10-23 июня на полигоне острова Тарва норвежские истребители отработали боевые стрельбы из 25-мм пушки и удары по наземным и морским целям с использованием лазерного наведения.
Коллега
windnorthv нашел уточнение по планируемым возможностям IOC от
апреля 2017-го: норвежские F-35A смогут применять 25-мм пушку GAU-22/A с боеприпасами APEX, УР "воздух-воздух" AIM-9X Block II и AIM-120C7, УАБ GBU-12, GBU-31 и GBU-39.
А 15 октября командование эскадрильи ТТТ
объявило о завершении испытаний и допуске к использованию бортовых средств РЭБ, включая отстреливаемые тепловые ловушки.
Второй F-35A на фото оснащен подвесными покрыльевыми пилонами, на правом УР AIM-9X Sidewinder, а на левом, кажется, что-то РЭБовское (с) Forsvaret
Но тут общее благодушие нарушило нашумевшее интервью Тонье СКИННАРЛАНД американской
Defense News, в котором командующая рассказала, что по итогам начальной эксплуатации конструкция закупаемых для норвежских F-35А тормозных парашютов не обеспечивает требуемой надежности их раскрытия, предусматривающей не более 1 отказа на 10 тыс. применений. Кроме того, износостойкость использованных материалов также оказалась ниже заявленных 100 раскрытий.
Но при этом генерал успокоила, что всё идет по плану, этот элемент конструкции не относится к обязательному требованию IOC. У F-35 шире расстояние между колесами основного шасси, больше масса и два киля, поэтому он может садиться при боковом ветре без парашюта гораздо безопаснее F-16. Кроме того, голландская компания-разработчик Fokker уже представила на испытания прототип усовершенствованного тормозного парашюта, в конструкции которого должны быть устранены указанные недостатки. В случае успешного их завершения поставки ВВС Норвегии могут начаться в середине 2020 года. До этого времени продолжится использование существующих систем.
Посадка F-35 с тормозным парашютом на АвБ Эрланн в августе 2018 года (с) Torbjørn Kjosvold/Forsvaret
В соответствии с планом для достижения IOC оставалось отработать всего один обязательный элемент - возможность длительного передового базирования. До этого времени все посадки на других аэродромах производились в режиме "подскока", то есть, приземлился - улетел, иногда даже без дозаправки. А всё почему? Из-за
пресловутой системы ALIS - полноценное наземное обслуживание F-35 невозможно без подключения к ней, а такое оборудование было только на аэродроме постоянного базирования авиабазы Эрланн.
F-35A на АвБ Рюгге 17 сентября во время учения Oslofjord (FOA-2/19). В тот раз самолеты только дозаправлялись (с) Torbjørn Kjosvold/Forsvaret
Норвегия получила мобильный вариант системы ALIS и планировала протестировать его на одной из авиабаз севера страны во время крупного осеннего учения FOA-3/19 в ноябре. Однако в дальнейшем от этих планов отказались и с 28 октября по 6 ноября отработали базирование самолетов все на той же АвБ Рюгге в Южной Норвегии. Для этого туда перебросили летно-технический персонал и контейнерный вариант ALIS. За указанный период выполнен 51 учебно-боевой вылет в дневное и ночное время из 53 запланированных, что считается нормальным показателем для ВВС Норвегии (96 процентов).
Норвежский F-35А взлетает в Рюгге (с) Foto: Torbjørn Kjosvold/Forsvaret
Первым фактическим испытанием IOC для F-35A ВВС Норвегии весной 2020 года станет их участие в патрулировании воздушного пространства Исландии по программе НАТО Icelandic Air Policing. Достижение полной боевой готовности FOC (Full Operational Capability) первой эскадрильи F-35 запланировано в 2022 году после установки на самолетах нового программного обеспечения Block 4, позволяющего без ограничений применять всю номенклатуру бортового вооружения, включая крылатые ракеты JSM. После этого эскадрилья приступит к несению боевого дежурства в составе дежурных сил системы ПВО НАТО QRA (Quick Reaction Alert).