В рамках программы модернизации парка бронетехники сухопутных войск Финляндии рассматривался вопрос о снятии с вооружения БТР SiSu ХА-180, произведенных в 1980-х годах. Основным вариантом их возможной замены долгое время считались многоцелевые модульные бронеавтомобили финского производства Patria AMV 8×8. Однако от этого в конце концов отказались, скорее всего, по финансовым соображениям. 28 октября министерство обороны Финляндии приняло решение модернизировать 139 БТР ХА-180 для продления сроков их эксплуатации до 2040 года. Кроме того, все-таки не исключена возможность хотя бы частичной замены старых машин новыми бронеавтомобилями Protolab PMPV 6×6 класса MRAP национальной разработки. Стоимость одной Patria AMV составляет 1,5-2,5 млн. долл., в зависимости от модификации, а заявленная стоимость серийных бронеавтомобилей Protolab PMPV около 500 тыс. евро, так что закупка последних будет явно меньшей нагрузкой для военного бюджета страны. Компания Protolab Oy в январе 2018 года получила контракт стоимостью 4,5 млн. долл. на поставку ВС Финляндии четырех машин в предсерийной комплектации. В июне 2019-го
сообщили о получении первых, а завершение передачи всей партии планировалось до конца октября текущего года. После проведения приемки новой техники Protolab PMPV передадут в войска, в течение 2020 года они пройдут опытную эксплуатацию, после чего министерство обороны может принять решение о возможности дальнейших закупок.
А компания Protolab Oy в сотрудничестве с ВС Финляндии до настоящего времени продолжает всесторонние испытания прототипов, результатами которых регулярно хвастается на своей странице в Facebook. 24 октября, пожалуй, впервые с 2015 года там появились
сначала фото, а затем и совсем небольшое
видео Protolab PMPV на плаву.
The Protolab PMPV in amphibious testing (с) Protolab
Амфибийные возможности для Protolab PMPV заявлялись изначально, таким образом, эта машина стала первым и до сих пор является единственным плавающим бронеавтомобилем класса MRAP. Особых подробностей не было, но судя по фотовидеоматериалам, при движении на воде используются расположенные побортно в корме два гребных винта в кольцевых насадках.
При этом маневрирование на плаву обеспечивается изменением скорости и направления вращения винтов - ни рулей, ни возможности поворота насадок не наблюдается.
В
июльском номере австралийского журнала Defence Technology Review опубликовали интервью с представителями Protolab Oy, которые поделились некоторыми новыми подробностями. В частности, по желанию заказчика может поставляться упрощенный и более дешевый вариант без амфибийных возможностей. В такой версии машина способна преодолевать брод глубиной до 1,5 метров.
Варианты конфигурации Protolab PMPV включают БТР, командно-штабную, медико-санитарную и патрульную машину. Конструкция позволяет устанавливать на крыше различные варианты вооружения, включая 7,62 и 12,7 мм пулемет или 40 мм автоматический гранатомет в турели, обитаемой башне или дистанционно-управляемом модуле вооружения.
В качестве важного преимущества своей разработки конструкторы Protolab Oy называют соответствие стандартному для европейских грузовых автомобилей требованию по ширине колесной базы их машины 2,55 метра, что позволяет эффективно сочетать внедорожные возможности с движением по шоссе и проведением городских операций, что успешно подтверждено испытаниями прямо в финской столице Хельсинки.
Для улучшения обзора из кабины, машина по периметру оборудована четырьмя цветными видеокамерами. Еще две установлены на капоте вместо традиционных зеркал заднего вида.
Для скрытного вождения в темное время суток с выключенными фарами в состав бортового оборудования бронемашины входит тепловизор переднего обзора. Изображения со всех камер выводятся в кабину на три жидкокристаллических монитора на месте механика-водителя