По "Хельге Ингстаду"

Feb 27, 2019 22:43

В продолжение темы

5 февраля министр обороны Норвегии Франк Бакке-Йенсен выступил перед Стортингом с докладом о расследовании обстоятельств гибели фрегата 8 ноября прошлого года, ходе операции по подъему корабля, перспективах его восстановления, а также планируемых мерах для сохранения требуемого уровня оперативных и боевых возможностей военного флота страны.




Прежде всего, он объявил, что принято решение в течение следующих двух лет увеличить продолжительность выходов в море оставшихся четырех фрегатов типа "Фритьоф Нансен". Таким образом, общая продолжительность их боевых служб в 2019-2020 годах должна сохранится на прежнем уровне. Из личного состава затонувшего корабля будет сформирован второй экипаж для нового корабля комплексного снабжения "Мод", постройка которого завершена в Южной Корее и прибытие в Норвегию ожидается в конце марта с.г. Периодическая ротация двух экипажей позволит существенно увеличить время нахождения в море нового корабля без перенапряжения личного состава, но при этом можно несколько ускорить испытания для ввода в боевой состав флота, на которые раньше отводилось не менее 12 месяцев.

На этом относительно хорошие новости закончились. Наиболее вероятно, что затопленный соленой водой более трех месяцев корабль не будет подлежать восстановлению. На случай признания нецелесообразным его ремонта возможны несколько вариантов.

Наиболее простым и легко реализуемым решением является продление на период после 2030 года срока службы ракетных катеров типа "Шольд" (корветы Skjold по норвежской классификации). Однако такой вариант позволит лишь частично восполнить потери и считается временным в связи с ростом эксплуатационных расходов на содержание устаревших кораблей. В дальнейшем предлагается рассмотреть возможность строительства серии новых кораблей класса "корвет" с современными характеристиками. Нужно заметить, что до этого инцидента РКА типа "Шольд" планировались к списанию без замены, так как считалось, что по своим возможностям их способны полностью заменить 52 новейших истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35A «Лайтнинг-2», поставка которых должна завершиться к 2025 году с достижением в 2030 году полной оперативной готовности (FOC - Full Operational Capability).




Если сделать акцент на усиление противолодочной обороны, то возможна реализация предусмотренного контрактом опциона для строительства дополнительно 1-2 подводных лодок проекта 212CD (Common Design) в рамках действующего норвежско-германского соглашения о стратегическом военно-морском партнерстве. Это позволит увеличить численность современных ПЛ в составе ВМС до 5-6 единиц, однако ожидаемого эффекта удастся достичь не ранее 2030 года.




Повышения противолодочных возможностей ещё можно добиться реализацией опциона в контракте на закупку в США дополнительно одного патрульного самолета P-8А «Посейдон», увеличив общее количество заказанной партии до шести единиц с ожидаемым эффектом к 2025 году.




При этом министр обороны отметил, что ни один из альтернативных вариантов не позволит полностью компенсировать ущерб от потери фрегата. Поэтому наиболее предпочтительным считается участие в совместной с одной из стран-союзников программе закупки корабля того же класса со сходными характеристиками и возможностями.

Программами, к которым существует возможность "примазаться", и которые реально интересуют самих норгов, в настоящее время являются:




Германия: закупает шесть новых многоцелевых фрегатов MKS 180 (Mehrzweckkampfschiff) и находится в процессе поэтапной реализации строительства серии из четырех фрегатов проекта F125 для замены трех фрегатов типа "Бремен". Все они с 2023 года будут оснащены модернизированной версией крылатой ракеты NSM от Kongbergberg в результате норвежско-германского соглашения о промышленном сотрудничестве после того, как Норвегия и Германия будут совместно закупать подводные лодки проекта 212CD у немецкой верфи tkMS (thyssenkrupp Marine Systems).



Вверху эскиз MKS 180, внизу фрегат Baden-Württemberg (F 222) проекта F125



Великобритания: строит три фрегата Type 26 у BAE Systems, а также разрабатывает несколько меньший проект 31e, пока не заключив контракт. Проект 26 продолжается уже более 20 лет, и его версии также выбраны в качестве основы для разработки собственных фрегатов в Австралии и Канаде. Норвежская судостроительная компания Umoe Mandal собирает из композитов три комплектов мачт и спонсонов для спутниковых терминалов SCOT (Satellite Communication Onboard Terminal) фрегатов 26 с первой поставкой осенью 2019 года, а на высоком политическом уровне последние годы несколько раз обсуждалось более тесное оборонное сотрудничество между Норвегией и Великобританией, отчасти, благодаря различным аспектам, связанным с будущей эксплуатацией F-35. Кроме того, Великобритания также ждет P-8А "Посейдон" из одной партии с Норвегией.



Вверху эскиз Type 26, внизу Type 31e



Соединенные Штаты: строили, строят и будут строить условно переклассифицированные во фрегаты пресловутые LCS (Littoral Combat Ship) в двух параллельных вариантах: тип Freedom от Lockheed Martin и Independence от Austal United States. В настоящее время у них нет сколько-нибудь значимого ракетного вооружения, но первые корабли этого класса получат все те же NSM в 2019 году, после того как Kongsberg и её американский партнер Raytheon в прошлом году были выбраны в качестве поставщика ракет большой дальности для ВМС США. Кроме того, вроде бы эта же ракета пойдет на вооружение перспективных фрегатов FFG(X) следующего поколения, ТТХ которых кажутся намного предпочтительнее LCS.



15 февраля 2018 года для продолжения участия в конкурсе по программе FFG (X) ВМС США отобрали пять компаний Austal USA, Lockheed Martin, General Dynamics Bath Iron Works, Fincantieri Marine и Huntington Ingalls Industries получили контракты на сумму 15 млн. долл. для концептуального проектирования фрегатов, которые ВМС будут оценивать в течение следующих 16 месяцев перед окончательным запросом предложений в 2019 году и заключением контракта в 2020 году на детальное проектирования для строительства 20 фрегатов УРО следующего поколения стоимостью от 800 до 950 миллионов долларов за каждый.



Франция/Италия: фрегаты FREMM находятся в стадии серийного строительства, первый из них в строю уже более восьми лет, и до сих пор этот проект остается одним из пяти кандидатов в конкурсе по американской программе FFG(X) в качестве предложения от Fincantieri Group. Компания Kongsberg Defense Systems поставляет для этого корабля интегрированную систему навигации и ходового мостика. Но связь с Норвегией, вероятно, была бы значительно прочнее, если бы тогдашний DCNS (сегодня Naval Group) не потерпел неудачу в норвежском тендере на строительство подводных лодок.



Фрегат Aquitaine ВМС Франции проекта FREMM

Разумеется, строительство нового корабля такого класса потребует значительных затрат. Тем не менее, представители большинства парламентских партий неофициально уже выразили готовность выделить на эти цели более 4 млрд. крон (440 млн. долл. по текущему курсу) из Фонда национального благосостояния будущих поколений, куда перечисляются сверхдоходы от экспорта нефти и газа.


212cd (common design), knm skjold, knm helge ingstad, f-35, littoral combat ship, norway, sjøforsvaret, Норвегия, p-8 poseidon

Previous post Next post
Up