Проблемы с вертикальной тряской на EH/AW101

Nov 30, 2017 15:56

В продолжение темы:



24 ноября новый вертолет AW101 (бортовой №0268, регистрация ZZ103) выкатили из ангара на аэродроме Сула (Ставангер) для проведения гонки двигателей. После начала вращения винтов машина неожиданно покатилась вперед, резко повернула влево и опрокинулась на правый борт © Foto: LESERBILDE

Не подменяя собой комиссию по расследованию инцидента, издание Teknisk Ukeblad рассматривает причины прошлых аналогичных аварий.





© Foto: Forsvaret

11 октября 2014 года около 22.00 по местному времени вертолет EH-101 ВВС Дании (бортовой № М-518) потерпел аварию при посадке примерно в 13 км к юго-востоку от аэродрома Мазари-Шариф (Афганистан). Никто из шестерых находившихся на его борту серьезно не пострадал, включая одного военнослужащего Бундесвера. Но вертолет получил серьезные повреждения, опрокинувшись на левый борт, лишившись хвостовой балки и лопастей несущего винта.

Как свидетельствуют материалы расследования, прошло 20 секунд с момента касания земли шасси до опрокидывания машины. Примерно через две секунды после приземления появилась вертикальная вибрация с частотой около 3 Гц, вначале с незначительной амплитудой, но постепенно все усиливавшаяся. Тряска стала такой сильной, что у пилотов слетели очки ночного видения и, следовательно, они потеряли возможность видеть, что происходит вокруг. Второй пилот, который в тот момент управлял машиной, попытался поднять вертолет обратно в воздух, отключив систему стабилизации. Однако это не исправило, а только усугубило ситуацию. Комиссия пришла к мнению, что возникла так называемая "биомеханическая обратная связь 3 Гц", когда под действием вертикальных колебаний рука сидящего в амортизированном кресле летчика сама собой по инерции непроизвольно взаимодействовала с ручкой "шаг-газ", то толкала, то тянула её попеременно, пока система не пришла в состояние самовозбуждения, с каждым разом увеличивая амплитуду колебаний. Инстинктивные действия летчика и реакция на них машины стали началом пятнадцатисекундного процесса, когда вертолет все еще в состоянии сильной тряски снова поднялся в воздух, кренясь влево повернулся на 270 градусов вправо, пока лопасти несущего винта не задели землю и не оторвалась хвостовая балка.



В кабине датского EH101 - левая рука второго пилота лежит на ручке "шаг-газ" © Foto: Per Erlien Dalløkken

Комиссия пришла к выводу, что на момент совершения аварии у вертолета не было технических неисправностей. Пилоту после посадки достаточно было, преодолевая свои инстинкты, просто отпустить ручку "шаг-газ", и ждать пока колебания прекратятся сами. Вместо этого он начал взлет с отключенной системой стабилизации, в темноте, пыли, не видя приборов, и без достаточных навыков выхода из такой ситуации. Очевидно, что описанные проблемы являются характерными для этого типа вертолетов, но аварийные процедуры для такой ситуации в достаточной степени не исследованы, не прописаны, а их практическая отработка возможна только в реальном полете, так как авиасимулятор физически не может воспроизвести реальные сценарии самовозбуждения системы "рука пилота - ручка "шаг-газ".



Новый симулятор AW101 от CAE расположен в тренажерном центре Thales Норвегии в (Utsola) © Foto: Eirik Helland Urke

Все известные типы вибраций на EH/AW101 перечислены как "некритические нештатные ситуации", которые предполагают наличие достаточного времени у пилотов, чтобы применить контрольный перечень действий для их устранения. И при этом даже с ограниченной способностью симулятора воспроизводить сильную вибрацию, только половина из четырех опытных пилотов датских EH101 сумели восстановить контроль над вертолетом, когда их протестировали в симуляторе после отключения системы стабилизации.

И наконец, полный отчет датской комиссии носит конфиденциальный характер, поэтому не опубликован, хотя может содержать больше деталей по выявленным проблемам, которые окажутся полезными другим странам-эксплуатантам, таким как Норвегия или Нигерия.



© Foto: alex @africaken1 / twitter

Ровно год назад, 24 ноября или за несколько дней до этой даты вертолет AW101 ВВС Нигерии опрокинулся во время рулежки к ангару после посадки на авиабазе Макурди. Как и в Норвегии, инцидент произошел почти сразу после поставки - незадолго до этого ВВС Нигерии получили две машины AW101, первоначально построенные для Индии, но выкупленные после расторжения контракта из-за подозрений в коррупции. И хотя подробности этого инцидента неизвестны, сходство обстоятельств наводит норвежских специалистов на определенные размышления. Не самые радостные, надо сказать.

(продолжение следует)

Lu​ftforsvaret, norway, Норвегия, Дания, eh/aw101 merlin, Нигерия, инциденты, denmark

Previous post Next post
Up