Казалось, совсем недавно МО Дании пришлось раскошелиться на вывоз из Афганистана
подбитых "Леопардов", но и до сих пор они ещё продолжают подчищать "афганские хвосты".
Агентство по закупкам "Фми" (FMI - Forsvarets Materiel & Indkøbsstyrelse) 30 сентября с.г. подписало с компанией-производителем соглашение о восстановлении вертолета EH-101, известного как М-518. Тем самым, наконец-то обозначился свет в конце тоннеля у затянувшейся более чем на два года эпопеи.
Вертолет EH-101 ВВС Дании бортовой № М-518 после аварийной посадки (Мазари-Шариф, Афганистан, октябрь 2014) © Foto: Forsvaret
М-518 в свои лучшие времена (аэропорт Синдал, апрель 2012) © Foto: Per Thorup
В 2005-2009 годах Дания закупила 14 вертолетов AW101 у английской компании AgustaWestland, которые поступили на вооружение вертолетного крыла ВВС Дании на АвБ Каруп под обозначением ЕН-101. Уже после вывода основного контингента датских войск из Афганистана три из них с лета 2014 года продолжали обеспечивать действия МССБ ISAF с АвБ Мазари-Шариф совместно с германскими вертолетами СН-53.
Около 22.00 по местному времени 11 октября 2014 года вертолет М-518 совершил аварийную жесткую посадку примерно в 13 км к юго-востоку от аэродрома. Никто из шестерых находившихся на его борту серьезно не пострадал, включая одного военнослужащего Бундесвера. Но вертолет получил серьезные повреждения, опрокинувшись на левый борт, лишившись хвостовой балки и лопастей несущего винта.
Эвакуация вертолета с места аварийной посадки (январь 2015) © Foto: Forsvaret
Фюзеляж М-518 вывезли грузовым авиарейсом в начале следующего года, а два оставшихся ЕН-101 завершили развертывание в Афганистане 29 сентября 2015 года.
Во время последнего вылета оба EH-101 над Кэмп-Мармалом сопровождали три немецких CH-53 (снимок сделан с ведущего датского вертолета) © Foto: Forsvaret
А в это время специалисты Leonardo Helicopters (бывшей AgustaWestland) проводили настолько скрупулезную экспертизу и дефектацию останков M-518, что завершить ее смогли только в конце 2015-го, уже после возвращения в Данию двух других вертолетов. Впрочем, производитель всего лишь выполнял требования заказчика, желавшего знать, возможно ли вернуть машину в строй без ухудшения ее характеристик, и не дешевле ли будет купить совершенно новый вертолет. Вердикт гласил: что восстановить M-518 можно, хотя новый выйдет лишь ненамного дороже. А потом еще почти год политики в парламенте и правительстве обсуждали сложившуюся дилемму. Победила бережливость, даже пресловутая российская угроза не перетянула другую чашу весов.
Возвращение М-518 в строй ожидается весной 2018 года.